Невеликий затишний готель Discovery B&B запрошує гостей Львова. Мебльовані кімнати готелю розташовані на тихій зеленій вулиці в старій частині Львова, в будинку австрійської забудови. Номерний фонд складається з 14 номерів з усіма зручностями різного класу і цінової категорії.
Пропонуємо нашим гостям затишні кімнати готельного типу з усіма зручностями, які обладнані всім необхідним для комфортного відпочинку. Кожна кімната своєрідна, має свою назву і відповідний інтер'єр.
Как и многие старые города Европы, Варшава была основана в удобном месте – у переправы через Вислу, где к тому же сходились основные дороги со всех концов польских земель. У переправы на левом берегу еще задолго до XIII века существовала деревенька, а на пути к ней находилось укрепленное поселение Яздов (память о нем сохранили нынешние Уяздовские аллеи). Все здешние земли принадлежали князьям Мазовецким.
В 1262 году старое поселение было полностью уничтожено литовцами, и новое оборонное укрепление возвели уже на скале, прямо над переправой. Так в XIII веке и возникла Варшава. О происхождении самого названия города существует немало легенд. Одна из них гласит, что деревенька принадлежала некоему рыцарю Варшу. Другая рассказывает, что свое имя будущая польская столица получила почти как Рим: в рыбацкой семье родились близнецы, которых назвали Варс и Сава. Нельзя отбрасывать и версию о том, что, возможно, своим основанием город обязан чешской семье Варшей или Варшовцев. Вначале они поселились в урочище, которому дали название Прага (так по сей день называется правобережный район города), а уже потом на высоком левом берегу заложили поселение.
В запасе у историков есть и вовсе веселое предание о доброй жене одного рыбака, которую звали Сава. Говорят, она так хорошо готовила, что паромщики, не успев причалить к берегу, дружно кричали: «Вари, Сава!», – что издали звучит как Варшава. Не менее интересна и история появления на гербе города знаменитой Сиренки – русалочки с задорно поднятым мечом. В то время Варшава еще не была портовым городом, а только стояла у оживленной переправы через Вислу, где и жила речная красавица, привлекавшая внимание всех мужчин. Очаровала Сиренка и местного князя – строителя Варшавы, да так, что он не захотел с ней расставаться никогда. Так на гербе города и «поселилась» русалка.
Выбор места для города оказался на редкость удачным, и он быстро разрастался и богател. Уже в первой половине XIV века по линии старых оборонительных валов встали стены, усиленные через каждые 50 метров высокими прямоугольными башнями. В 1339 году это был уже настоящий город со своим собственным управлением, в котором с февраля по сентябрь шла знаменитая судебная тяжба между польским королем Казимиром III Великим и немецкими крестоносцами за право обладать Хельминьской и Добжиньской землями.
Вскоре сюда перенес свою столицу мазовецкий князь Януш Старший, выстроивший первый каменный замок. В 1526 году Мазовецкое княжество окончательно вошло в состав могущественного Польского королевства, а с 1596 года Варшава стала его столицей. К тому времени она была многолюдным городом, защищенным фортификационной системой – барбаканом. На сегодня во всей Европе оборонительных сооружений такого типа сохранилось всего несколько, и варшавский барбакан – один из самых уникальных и интересных.
После ужасного пожара 1939 года, после двух неудавшихся и потопленных в крови восстаний 1943 и 1944 годов, Гитлер отдал приказ об окончательном разрушении непокорного города. В небо взлетали прекрасные дворцы и магнатские резиденции, соборы и памятники. На камни старинных мостовых, еще помнивших поступь польских королей, опадали груды битого кирпича и пыли, а пожары долизывали уникальные произведения искусства… Когда в январе 1945 года в ходе Висло-Одерской операции советские войска совместно с Войском Польским освободили Варшаву, вокруг были только руины.
Казалось, что никакое волшебство не способно оживить эти сотни тысяч кубометров развалин только на территории Старого города. Да и от 1,3 млн. столичных жителей за шесть лет фашистской оккупации осталось лишь 160 тысяч. И когда польское правительство издало декрет не переносить столицу в Краков, а оставить эту роль Варшаве, многим это решение казалось спорным. Многим, но только не романтичным варшавянам.
И люди совершили чудо: они не построили город заново, а восстановили историческую часть Варшавы такой, какой она была в прошлом. Для большей достоверности при реконструкции архитекторы и строители использовали старые планы, рисунки, фотографии, словесные описания жителей и все сохранившиеся элементы построек: фрагменты окон и дверей, куски карнизов, образцы кладки. По архитектуре Старый город, Новый город, Вилянув, Лазенки и многие другие памятники Варшавы стали после «воскрешения» даже более похожи на оригинальные, чем их предвоенные предшественники.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Историческим центром Варшавы является Старый город (Старе място), который варшавяне тепло, по-домашнему называют «Старушка» (Старувка). С высоты птичьего полета район похож на старинную гравюру: прямые и узкие улицы, часть которых круто сбегает к Висле, плотно сбитые в кварталы дома, одинаково высокие – в четыре-пять этажей. И только грузная громада собора Святого Яна (Иоанна Крестителя) с соседним костелом иезуитов и остроконечной звонницей Святого Мартина нарушают четкость картины.
Старый город – колыбель Варшавы, и с ним связано много первого: первый двор почтовых карет, первая кавярня, открытая в 1724 году французом Дювалем, первые городские фонари… Здесь по неотесанным камням мостовых ходил поэт Артур Оппман, воспевавший Старувку с её галереей на улице Деканьей, выстроенной для королевы Анны Ягеллонки; фигуру Святой Анны в кирпичной нише на Рынке; дома, выходящие на Узкий и Широкий Дунай (под именем великой реки скрывалось обозначение засыпанных ручьев).
Нумерация зданий в древние времена отсутствовала, и дома имели собственные имена, зачастую выполненные в виде забавных кованых фигур. В доме «Под золотой трубой» помещалась почта, «Подо львом» – знаменитый винный погреб, «Под Фортуной» жил королевский капельмейстер, а нынешний дом №13 по Широкому Дунаю откровенно назывался «Дом палача». По легенде, в доме «Под Анной» вначале жили легендарные Варс и Сава, а затем и сами князья Мазовецкие. Старе място, где каждый дом имеет свою родословную и по-своему уникален, в первую очередь привлекает многочисленных гостей Варшавы.
С 1431 года в Старом городе было запрещено возводить здания из дерева. Природного камня было мало, и строительство велось преимущественно из кирпича. Стены не штукатурились и не белились, поэтому цветовая гамма города в XV веке была в основном кирпично-красная. Но уже в следующем столетии в моду вошли характерная для Варшавы щегольская белизна фасадов, каменная резьба вокруг окон и дверей, аттики и ломаные кровли.
Если бросить взгляд на Старувку с противоположной стороны Вислы, предстанет удивительная картина – слитые в единую мозаику разноцветные крыши: серые, коричневые, красные, розовые. И каждая со свойственным хозяевам гонором похваляется своей формой: гриба, зонтика, конуса, шляпы, коробочки; высокая, покатая, крутая или плоская. Характерной особенностью Старого города было и то, что на узкие улицы выходили только торцы домов в два-три окна, а само здание простиралось в глубину на 30-40 метров.
В центре красивой Замковой площади высится колонна Сигизмунда III Ваза – сорок четвертого короля Польши, правившего 44 года и перенесшего столицу из Кракова в Варшаву. Таких памятников-колонн Европа не знала со времен Древнего Рима. Он так высоко взметнулся над землей, что на него опускаются отдохнуть журавли. Сигизмунд лично решил увековечить свою победу над войсками мятежной шляхты в 1607 году, но монолит колонны при транспортировке треснул, и королю пришлось отказаться от этой идеи.
Памятник отцу возвел позднее его старший сын, Владислав IV Ваза, одно время даже занимавший престол Московского царства. Черный мрамор цоколя, красный – колонны и густая позолота фигуры с крестом и мечом – таково было решение архитектора Константино Тенкалла и скульптора Клементе Молли. Слишком броско, слишком хрупко, но очень впечатляюще (сейчас восстановленный в 1949 году памятник Сигизмунду выглядит несколько иначе, а новый ствол колонны изготовлен из серого силезского гранита).
Треугольная Замковая площадь лежит между Королевским дворцом и Старым городом. Дворец в форме пятиугольника был построен Сигизмундом III в конце XVI – начале XVII веков на месте замка мазовецких князей. После разрушений, причиненных дворцу во время вторжения шведов (1655-1660) и Северной войны (1700-1721), последний польский король Станислав II Август Понятовский провел полномасштабное обновление обветшавшего строения. По его инициативе вдоль Вислы было построено новое крыло в стиле классицизма, а старый замок был обстроен рядом новых залов и сооружений, включая протяжённый корпус королевской библиотеки, соединяющий замок с барочным дворцом «Под бляхой».
После Второй мировой войны место, где некогда стоял уничтоженный фашистами замок, пустовало до 1971 года. Тогда польский сейм окончательно отказался от планов строительства современных правительственных зданий на его месте и принял решение восстановить дворец по сохранившимся фрагментам и фотографиям, по возможности придав ему ту форму, которую, как предполагается, он имел в начале XVII века. Масштабные восстановительные работы продолжались до 1988 года, а Аркады Кубицкого перед восточным фасадом дворца были оборудованы для нужд туристов лишь в 2006 году.
Ныне в Королевском дворце расположился прекрасный музей с богатой экспозицией, где можно увидеть полотна Рембрандта и Яна Матейко (в том числе знаменитые картины «Стефан Баторий под Псковом» и «Рейтан – упадок Польши»), старые виды Варшавы кисти Бернардо Беллотто, а также урну с прахом польского национального героя Тадеуша Костюшко.
Рядом с дворцом находится величественный кафедральный собор Святого Яна, сооруженный в готическом стиле. Именно в нем проходили коронационные торжества Станислава Лещинского (кстати, уроженца Львова) и Станислава II Понятовского, здесь в 1791 году сейм принял переломную для польской истории «Майскую конституцию» – вторую конституцию в истории человечества после американской и одну из наиболее прогрессивных.
У входа в собор лежит гладкий, добела отмытый дождями и веками валун. Из таких глыб выложен фундамент законченного в конце XIV века храма, а его стены словно выстрочены кирпичной кладкой с прорезями узких высоких окон. Чтобы уничтожить этот оплот католической веры, в 1944 году немецкие фашисты протаранили его танком, забитым до отказа взрывчаткой. От уникального здания не осталось и следа, но почти невредимым сохранилось огромное деревянное распятие – национальная святыня польского народа.
Восстановленный до мельчайших деталей собор являет собой настоящий памятник мастерству зодчих, в тесных подземных криптах которого покоятся мазовецкие князья, последний польский король Станислав Понятовский (1798), итальянский художник Марчелло Бачиарелли (1818), лауреат Нобелевской премии в области литературы Генрик Сенкевич (1916), первый и третий президенты страны Габриель Нарутович (1922) и Игнаций Мосцицкий (1946), государственный деятель, пианист и композитор Игнаций Падеревский (1941), архиепископ Варшавы и примас Польши кардинал Стефан Вышинский (1981).
На север от Старого города раскинулось Нове място. Его главная улица называется Фрета, что в первоначальном смысле означало даже не предместье, а просто невозделанные луга. Поначалу здесь селились только простолюдины, но когда в Старувке стало тесно, Новый город превратился в вереницу великолепных дворцов знати. Пресловутый шляхетский гонор, страстное желание считаться с родословной и заслугами предков понуждали магнатов соперничать друг с другом в красоте своих резиденций. Но и Костел Наисвятейшей Марии Панны, и монастырь Сакраменток достойны того же восхищения, что и дворец Котовских.
Рядом с Рыночной площадью Нового города, в доме номер 16 по улице Фрета в 1867 году родилась Мария Склодовская-Кюри – гениальный ученый, педагог и общественный деятель, дважды лауреат Нобелевской премии по физике и химии, совместно с мужем исследовавшая радиоактивность и открывшая элементы радий и полоний (назван в честь Польши). Ныне в этом доме XVIII века расположен основанный Польским химическим обществом музей Склодовской-Кюри, где представлены уникальные личные вещи не только самой Марии, но и её мужа Пьера Кюри, отца Владислава Склодовского и дочерей Ирэны и Евы.
От Замковой площади отходит широкий прогулочный проспект Краковское предместье. Ранее с южной стороны площадь была ограничена крепостной стеной и Краковскими воротами, но в 1818 году они были снесены, однако улица сохранила свое название. Краковское предместье вместе с продолжением – улицей Новы Свят и Уяздовскими– являются частями Королевского тракта, вдоль которого выстроились как на параде бывшие королевские, архиепископские и магнатские резиденции, красивейшие костёлы и памятники.
Пышный Президентский дворец, ранее принадлежавший Конецпольским, Радзивиллам, Любомирским, а также служивший резиденцией российскому наместнику Царства Польского, имеет бурную биографию. Но местные жители в первую очередь любят рассказать веселое старинное предание, согласно которому каменные львы, сторожившие вход, не пропускали во дворец неверных жен. А еще варшавяне охотно поведают о мифическом «разговоре» двух памятников – Копернику и Мицкевичу – о том, «кто тут влез между ними»: так слегка пренебрежительно отзывались горожане об открытом в 1870 году в присутствии российского императора Александра II монументе графу Ивану Паскевичу-Эриванскому, уроженцу Полтавы и «усмирителю» Польского восстания 1830 года.
За Президентским дворцом, в красивом сквере стоит памятник Адаму Мицкевичу, созданный в 1898 году скульптором Киприаном Годебским. За насыщенным атрибутами славы высоким постаментом все же не теряется лицо поэта – уже немолодого, измученного думами человека, облик которого ярко отразил горькую судьбу всей Польши.
На Краковском предместье, среди пышных дворцов Потоцких, Тышкевичей, Уруских, Чапских есть много мест, связанных с жизнью гениального пианиста и композитора Фредерика Шопена. Во дворце Чапских, где ныне размещается Варшавская академия изобразительных искусств, а ранее рос великий польский поэт Зигмунд Красинский и долгие годы снимал квартиру известный пейзажист Фогель, одно время жил и Шопен. На хорах монастыря Визиток молодой, но уже известный композитор не раз садился за клавиатуру органа.
В 1830 году, перед гастрольным турне, Шопен забежал в полюбившуюся молодежи кавярню пани Катажины Бжезиньской, чтобы выпить последнюю чашку её знаменитого кофе и попрощаться с друзьями. Гастроли обернулись для композитора вечным изгнанием, и единственной связью с родной Польшей оставалась варшавская земля, которую он увез с собой в серебряном кубке, и которая была высыпана в Париже в его гроб. В Варшаву вернулось только сердце Шопена, замурованное в колонну церкви Святого Креста.
Параллельно Краковскому предместью находится парадная площадь маршала Пилсудского. На ней расположен один из национальных символов Польши – Могила Неизвестного солдата, построенная в 1925 году под колоннадой Саксонского дворца. Раньше в центре площади возвышался красивый православный собор Александра Невского, но в 20-х годах XX века польские власти снесли его как символ российского владычества.
Также к площади примыкал красивый Саксонский дворец, построенный в стиле классицизма и в 1724 году ставший резиденцией короля Августа II Сильного. В XIX веке пришедший в упадок дворец был перестроен, и в нем размещалось командование Варшавского военного округа, а позже – Генштаб Войска Польского. После трагического поражения Варшавского восстания 1944 года фашисты разрушили дворец, и лишь колоннада над Могилой Неизвестного солдата напоминает о былом величии этого шедевра.
С западной стороны к площади Пилсудского примыкает обширный Саксонский парк, основанный в начале XVIII века и уже в 1727 году открытый для посещения всем жителям Варшавы. Саксонский курфюрст Август II Сильный, попавший на польский престол сразу после Яна III Собеского, всю свою страсть к роскоши воплотил именно в Саксонском парке. Весной грузные каштаны, стройные березы, широколистные клены – все оттенки зелени, от почти черных до нежно-салатовых – бросают густые тени на песок широких аллей.
На скамьях у прудов Саксонского парка всегда многолюдно, но когда лебеди, облюбовавшие зеленый островок в центре шумного города для своих гнезд, высиживают яйца, люди стараются сохранять тишину. Вокруг каждого гнездовья садовники заботливо расставляют легкие оградки: хотя лебедей и в мыслях никто не посмеет обидеть, их не должны волновать шумные маленькие посетители, резвящиеся на лужайках Саксонского парка.
Севернее площади Пилсудского и Саксонского парка, на уютной Театральной площади огромным амфитеатром раскинулся украшенный неповторимыми колоннадами Большой театр. Здание оперного театра было построено в 1833 году в стиле неоклассицизма по проекту итальянского архитектора Антонио Корацци, чьи монументальные строения во многом определили облик центра Варшавы. Полностью уничтоженный фашистами во время Второй мировой войны и отстроенный в 1965 году, Большой театр имеет два концертных зала (большой и малый), а в Редутовых залах размещается Театральный музей.
Южнее Саксонского парка, возле Центрального вокзала, возвышается чужой и непонятный Дворец науки и культуры – выпадающая из общего стиля «сестра московских высоток», подаренная Польше Советским Союзом. Эта высотка, в прошлом носившая имя Сталина, была создана в 1955 году по проекту архитектора Руднева – автора знаменитого здания МГУ на Ленинских горах. Не принять этот «дар», так и оставшийся чужеродным, Варшава не могла, но зато с его смотровой площадки открывается удивительная панорама столицы.
Если двигаться Краковским предместьем мимо площади Пилсудского на юг, то вы увидите бывший дворец Казимировских (XVII век), где теперь разместился административный корпус Варшавского университета, а напротив – дворец Чапских (XVII век), ныне занятый Академией изобразительных искусств. Южнее университета расположен Польский театр, основанный в 1913 году выдающимся режиссером Арнольдом Шифманом.
Самой любимой улицей варшавян и туристов была и остается улица Новы Свят (Новый Мир), служащая продолжением Краковского предместья. Улицу украшают дома-памятники, разнообразные и одновременно цельные в стилистическом единстве, и круглые шапочки фонарей на высоких столбах, перехваченные посредине решетками для цветов. Здесь приютилось множество небольших ресторанчиков, сувенирных магазинов, музеев и галерей, а художники работают и выставляют свои картины прямо под открытым небом.
На улице Новы Свят расположен Дворец Сташица, построенный в 1823 году архитектором Антонио Корацци по заказу видного польского философа, писателя и мецената Станислава Сташица. В 1830 году на его же средства перед зданием был установлен памятник Николаю Копернику работы датского скульптора Бертеля Торвальдсена. После нескольких перестроек, проведенных в конце XIX – начале XX веков, и послевоенной реставрации во Дворце Сташица располагается Польская академия наук.
Также почитаема горожанами и старинная торговая улица Маршалковская, идущая параллельно Королевскому тракту и связывающая Банковскую площадь на севере и площадь Люблинской унии на юге. Хотя по сравнению с улицами Старувки и Нового города она очень молода: всего в 1757 году коронный маршалок Франтишек Белинский заложил здесь жилой район Белино, главная улица которого получила название Маршалковской. Здесь нет исторических памятников, но зато кавярню «Под аркадами», знаменитую своим ночным кабаре и песенками из городского фольклора, уважает любой варшавянин.
С запада на восток центральные кварталы Средместья пересекают оживленные Иерусалимские аллеи, протянувшиеся от района Воля через Вислу к району Праги. Название улицы связано с небольшим посёлком Новый Иерусалим, построенным в XVIII веке для евреев Мазовии. Дорога, шедшая от него в Варшаву, стала зваться Иерусалимской аллеей, и именно на ней был построен первый варшавский вокзал, куда прибывали поезда из Вены (ныне на его месте расположена подземная станция Средместье).
В последнее время вокруг Центрального вокзала и Дворца культуры и науки вырос ультрасовременный торгово-деловой район, застроенный небоскребами. Кроме 230-метровой «сталинской высотки» Дворца, здесь расположены 40-этажный офисный центр «Рондо 1» (192 метра), 42-этажный отель «Марриотт» (170 метров), 34-этажный «Варшавский финансовый центр» (165 метров), 45-этажный отель «ИнтерКонтиненталь» (164 метра), 46-этажный офисный центр «Оксфорд Тауэр» (150 метров), 30-этажная штаб-квартира «Польских Телекоммуникаций» (128 метров), 33-этажный отель «Новотель Центрум» (111 метров) и 26-этажный торгово-офисный комплекс «Золотые Террасы» (105 метров).
Если продолжить маршрут все тем же Королевским трактом вдоль Уяздовских аллей, можно попасть в дворцово-парковый ансамбль Лазенки. Небольшой камерный «Дворец на воде» или «Дворец на острове» в стиле раннего классицизма был построен в конце XVIII века по заказу последнего польского короля Станислава Понятовского. Интерьеры дворца с полотнами кисти Рембрандта и Рубенса были полностью уничтожены в годы Второй мировой войны, и масштабные реставрационно-восстановительные работы завершились в 1964 году.
Здесь в Лазенковском ландшафтном парке установлен памятник Шопену – одинокая, словно подхваченная порывом ветра, фигура над клавиатурой, под фантастическим сплетением ветвей. Вообще парк Королевские Лазенки (Купальни), разбитый на месте купален князей Любомирских, является любимым местом отдыха варшавян и гостей столицы. Под плотным куполом вековых деревьев, по травянистым склонам вьются ухоженные тропинки, а тенистые аллеи перемежаются с лужайками. Маленький павильон под названием «Белый домик» облюбовали черные дрозды, пруды обжили суетливые утки и ленивые карпы, а белые лебеди, медленно разрезая воду, подплывают прямо к ступеням дворца.
С историей парка и дворца связаны имена королев Боны Сфорца и Анны Ягеллонки, королей Сигизмунда III и Августа II Сильного, а также великого коронного маршалка Станислава Любомирского, по задумке которого Лазенки должны были затмить сады Версаля. Все здесь предназначалось для удовольствия и светских развлечений, а при Станиславе Понятовском комплекс стал королевской резиденцией. В Лазенках давали представления в открытом театре на искусственном острове, а часть парка отошла под ботанический сад.
Между Лазенковским и Уяздовским парками расположена резиденция короля Августа II Сильного – Уяздовский дворец. Он был заложен еще в конце XVI века при короле Сигизмунде III, но нынешнее здание дворца построено во второй половине XVII века по проекту голландского архитектора Тильмана Гамерского. Король Станислав Понятовский в конце XVIII века надстроил ещё один этаж, но после раздела Польши дворец был перестроен под казармы и военный госпиталь. Во время фашистской оккупации здание Уяздовского дворца было сожжёно, а его стены в 1954 году по приказу маршала Константина Рокоссовского окончательно снесли. В 1975 году дворец был отстроен в первоначальном виде, и в настоящее время в нём размещается Центр современного искусства.
В другую королевскую резиденцию – Вилянувский дворец – можно попасть на старом трамвайчике из трех крохотных вагончиков. Расположенный на юго-восточной окраине Варшавы, «Наш Вилянув», как несколько торжественно называют его варшавяне, был построен в конце XVII века архитектором Августином Лоцци в качестве загородной резиденции для короля Яна III Собеского, при котором Речь Посполита в последний раз пережила взлёт как европейская держава. Влюбленный Ян купил для своей Марысеньки здешнюю деревушку, а потом лично высадил под окнами жены розовые душистые магнолии.
В 1805 году Потоцкие открыл во дворце один из первых в Польше музеев, а также перестроили придворную церковь Святой Анны и соорудили рядом с Вилянувом фамильную усыпальницу. Во время Второй мировой войны собрания музея были разграблены нацистами, но по окончании войны их возвратили в Польшу. Ныне в Вилянувском дворце, считающимся шедевром барокко и предметом национальной гордости поляков, среди разнообразных коллекций особое место занимает исторический портрет.
Правобережные районы Варшавы, расположенные напротив Средместья, объединены под общим названием Прага. До 1791 эта местность считалась отдельным городом с собственным городским уставом. В 1794 году штурмовавшие Прагу войска Александра Суворова в качестве отмщения за вырезанный русский гарнизон, оставленный в Варшаве, истребили большинство местных жителей. После Второй мировой войны Прага осталась относительно целой, и ныне её кварталы от полной бездушности спасают большие парки и скверы.
Сегодня из пражских достопримечательностей, достойных вашего внимания, стоит упомянуть базилику Святого Сердца Иисуса (начало XX века), собор Святой Марии Магдалены – главную церковь Польской православной церкви, и расположенный неподалеку от него зоопарк, основанный в начале XX века. Он имеет весьма оригинальный вольер для бурых медведей, который отгорожен от улицы лишь небольшим рвом.
НАСЕЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА
Население Варшавы превышает 1,7 млн. человек, а с пригородами достигает почти 3 млн. жителей (самые населенные районы – Мокотув, Прага Южная и Воля). Абсолютное большинство горожан составляют поляки, но также в столице существуют довольно крупные общины немцев, украинцев, белорусов, цыган, россиян, литовцев и вьетнамцев. До Второй мировой войны заметным элементом населения Варшавы были евреи (с конца XIX века и до немецкой оккупации города в 1939 году они составляли более трети горожан).
Культурная жизнь Варшавы очень насыщена, каждый может найти развлечения на свой вкус. В городе работают два оперных театра, множество других театров, а также музеев, галерей, выставочных залов и библиотек. Тем, кто не может прожить и дня без спорта, польская столица предлагает разнообразные спорткомплексы, стадионы, бассейны, фитнес-клубы, теннисные корты, поля для гольфа и даже искусственную горнолыжную трассу.
Варшава по праву считается городом-музеем и самих музеев здесь насчитывается более полусотни. В Национальном (Народном) музее, расположенном возле пересечения улицы Новы Свят с Иерусалимскими аллеями, представлено интересное собрание шедевров польской и зарубежной живописи, великолепные коллекции экспонатов древнеегипетского, античного и раннехристианского искусства (в том числе найденные в одном из первых христианских храмов Судана редчайшие фрески, керамика и удивительные коптские кресты), а также коллекции искусства Востока, средневекового и современного искусства.
Соседний Музей Войска Польского, который является вторым по величине музеем Польши после Национального, посвящен истории польской армии от древнейших времен до Второй мировой войны. На страницах военной истории, сквозь сражения, победы, тяготы и утраты предстает история всего народа – вплоть до быта и искусства. Особенно впечатляют зал оружия и доспехи «крылатых» рыцарей. Таких воинов не знала ни одна европейская армия: за спиной закованного в доспехи всадника крепились высокие, состоящие из длинных черных перьев крылья, летевшие по ветру во время бешеной скачки.
Также в Музее Войска Польского, основанного президентом Юзефом Пилсудским, выставлены позолоченный шлем воина времён короля Болеслава I Храброго (XI век), мечи, сёдла и доспехи нескольких видный польских королей и полководцев, готический реликварий (трофей Владислава II Ягайло, захваченный после разгрома тевтонских рыцарей в Грюнвальдской битве), подлинное седло Наполеона I времён египетского похода и его шляпа, личные вещи Тадеуша Костюшко, военная техника XX века и польские знамёна.
Среди других варшавских музеев стоит выделить Музей естественной истории, Технический, Археологический и Этнографический музеи, Музей Шопена и Музей европейской живописи, Музей полиции во дворце Мостовских и Музей «Солидарности». На территории парка Вилянувского дворца расположен первый в мире Музей плаката. В 2004 году в городе открылся уникальный Музей Варшавского восстания 1944 года, рядом с которым находится Стена памяти длиной 156 метров, с именами 10 тыс. павших повстанцев.
Варшава не оставит равнодушными и ценителей музыки и театра. Летом в соборе Святого Яна проходят концерты органной музыки. Каждые пять лет польская столица принимает у себя Международный конкурс пианистов имени Фредерика Шопена. Произведения этого великого композитора можно послушать и в Лазенковском парке у его памятника. Здесь же, во дворце и соседнем летнем театре постоянно звучит оперная музыка, а декорации одетым в костюмы из Национального музея актерам заменяют настоящие старинные интерьеры.
Любителей хорошо «отдохнуть» за столом не оставит равнодушным варшавская кухня. У неё своя история, не менее интересная, чем и у всей страны. Толк в кулинарии, в умении сервировки и подачи блюд знали не только короли и магнаты, но и простой люд. А уж гостеприимство – просто в крови у варшавян. И выбирая между бесчисленными ресторанами и кафе, в первую очередь следует посетить колоритные рестораны традиционной польской кухни (например, «У Базилишки» или «У Фукера» в Старом городе).
Среди блюд, которые обязательно стоит попробовать, на первое мы вам рекомендуем «журэк» (суп) с рубцами, «фляки» по-варшавски (густой суп из требухи), красный борщ с «колдунами» (пельменями), белый борщ с колбасой и яйцом, «росул» (мясной бульон с лапшой и зеленью), «капусьняк» (щи из квашеной капусты), «грохувку» (гороховый суп), молочно-овощной «хлодник» (холодный суп) или «чернину» (суп с гусиной кровью). На второе вас не разочаруют горшочек «бигоса» (тушеная капуста с мясом, грибами и специями), колбаса в польском соусе, заяц по-польски в сметане, «полядвица» (копченая вырезка или филейная колбаса) с гарниром, старопольские зразы с грибами или карп по-польски в соусе.
На десерт подойдут «ламаньцы» с маком, старопольский пряник или «варшавские пончики». «Наваристость» польской кухни обычно разбавляют водкой (самые популярные марки – «Зубровка», «Выборова», «Старка», «Бельведер», «Шопен», «Люксусова», «Пан Тадеуш» и «Поморский бальзам») или пивом (среди популярных марок – «Лех», «Зубр», «Босман», «Вольт», «Пяст», «Капер», «Гданьскэ», «Варка», «Карпацкэ», «Тыскэ», «Вояк», «Перла», «Златы Град», «Брацкэ», «Гингерс» и «Дебовэ Моцнэ»).
Также популярны «крупник» (крепкий ликер с медом, ягодами и специями) и «гольдвассер» или «злота вода» (крепкий ликер на травах с частичками пищевого золота). Хотя все же следует отметить, что любовь варшавян к кофе заметно превышает свойственную всем славянам тягу к спиртному. И кофе здесь, как всегда, в течение многих столетий, остается на высочайшем уровне. Ведь недаром же польскую женщину, готовящую ароматный напиток, в прошлом называли привычным для нас словом «кофеварка».
ЭКОНОМИКА И ПОКУПКИ
Варшава является важнейшим экономическим центром Польши. Здесь базируются банки «ПКО Банк Польски», «Банк Пекао» (принадлежит итальянской группе «УниКредит»), «Ситибанк Хандльовы» (принадлежит американской группе «Ситикорп») и «БРЭ Банк» (принадлежит немецкой группе «Коммерцбанк»), энергетическая группа «ПГЭ», нефтегазовая группа «Польске Гурництво Нафтовэ и Газовництво», корпорация «Телекомуникация Польска» (принадлежит французской группе «Франс Телеком»), девелоперская группа «Глоуб Трейд Сентр», страховая группа «ПЗУ» и Варшавская фондовая биржа.
Также в Варшаве расположены штаб-квартиры французского «БНП Париба Банк Польска», австрийского «Райффайзен Банк Польска», немецкого «Дойче Банк Польска», голландского «Рабобанк Польска» и греческого «Польбанк», железнодорожных операторов «ПКП» и «СКМ Варшава», телекомпаний «ТВН», «ТВП» («Телевизия Польска») и «Польсат», медиа-группы «Агора», туристической и гостиничной группы «Орбис», строительной группы «Полимекс Мостосталь», пивоваренных корпораций «Карлсберг Польска» (принадлежит датской группе «Карлсберг») и «Ван Пур» (принадлежит датской группе «Ройал Юнибрю»), фармацевтической группы «Биотон», группы информационных технологий «Сигнити», израильской сети кинотеатров «Синема Сити Польска».
Хотя промышленность уже не играет такой важной роли в жизни Варшавы, как прежде, среди крупнейших работодателей города все же выделяются металлургический завод «Арселор Миттал Варшава» (район Беляны), автомобильный завод «Фабрика Самоходув Особовых» или «ФСО» (район Прага Северная), тракторный завод «Урсус» (район Урсус), фармацевтическая фабрика «Польфа Тархомин», косметическая фабрика «Л'Ореаль» и завод прохладительных напитков «Кока-Кола» (район Бялоленка), шоколадная фабрика «Ведель», электротехнические заводы «Сименс» и «Радвар» (район Прага Южная), завод строительной техники «Бумар-Варински» и молочный завод «Данон» (район Воля), принадлежащие шведской энергетической группе «Ваттенфолл» теплоэлектростанции и теплоцентрали «Секерки» (район Мокотув), «Воля» (район Бемово) и «Жерань» (район Бялоленка).
Как столичный мегаполис, административный, экономический и культурный центр страны, Варшава имеет хорошо продуманный общественный транспорт, включающий метрополитен, открытый только в 1995 году, пригородные электрички, трамваи и автобусы. Международный аэропорт имени Шопена, расположенный в районе Влохи, обслуживает около 9 млн. пассажиров в год. Междугородние поезда прибывают на шесть железнодорожных вокзалов, главный из которых – Центральный – расположен в Средместье.
Главные торговые зоны Варшавы находятся вокруг улиц Новы Свят, Маршалковской и Святокржиской, аллей Уяздовских, Иерусалимских и Иоанна Павла II, площадей Пилсудского, Банковой, Мировской и Трех Крестов. В районе Прага Южная расположен колоритный рынок Шембек, чудом сохранившийся среди новых торговых центров. Множество уютных кафе и ресторанчиков находится вдоль оживленного Королевского тракта. Несмотря на обилие туристов даже коренные варшавяне любят посидеть здесь за «малой чарной» (чашечкой кофе), ведя неторопливые беседы или оживленные деловые переговоры.
Крупные торговые центры расположены как в центральном варшавском районе Средместье («Галерия Сентрум» и «Злоте Терасы» возле «сталинской высотки» Дворца культуры и науки), так и в районах вокруг него – «Форт Воля», «Воля Парк», «Клиф» и «Аркадия» в районе Воля (с запада примыкает к центру), «Блю Сити» и «Редута» на границе районов Охота и Влохи (к юго-западу от центра и южнее района Воля), «Галерия Мокотув» и «Бест Молл» в районе Мокотув (с юга примыкает к центру), «Варшава Виленска» в районе Прага Северная (на противоположном от центра берегу Вислы), «Променада» и «Кинг Кросс» в районе Прага Южная (на противоположном от центра берегу Вислы, южнее района Прага Северная), «Таргувек» в районе Таргувек (северо-восточнее от Прага Северная).
1
2
3
4
Автор:Александр Фандюшин (Львов)
Дата нотатки: 12.07.2013 К-сть сторінок: 4
Туристична компанія Аккорд Тур ® 2008-2024 +380736303638