Согласно древнегреческим мифам, город основал герой Коринф, сын Зевса и Электры. По другой версии, родоначальником первой династии царей Коринфа считается алчный Сизиф (XIV век до н.э.), получивший власть над городом от Медеи. Первым среди благочестивых эллинов воспользовавшийся хитростью и обманом, после смерти Сизиф за свои грехи был приговорен богами вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз. Здесь же предводитель аргонавтов Ясон бросил колхидскую царевну и волшебницу Медею. Также коринфяне под предводительством микенского царя Агамемнона участвовали в Троянской войне (XII век до н.э.).
До наших дней в Коринфе сохранился посвящённый музам источник Пирене. Он считался любимым водопоем крылатого Пегаса, и поэты совершали к нему путешествия с целью почерпнуть вдохновение. По одной легенде, источник появился на том месте, где любимец муз Пегас ударил копытом о землю. По другой версии, Пирене была женщиной, проливавшей слезы по своему сыну, убитому Артемидой, и со временем превратилась в родник. В древности источник, отделанный белым мрамором, окружали статуи Геракла и Аполлона.
Если немного отойти от мифов и довериться ученым, то нам станет известно, что первые поселения на месте современного Коринфа появилось еще в неолите, около VI-го тысячелетия до н. э. (существуют археологические свидетельства их разграбления на рубеже III-II тысячелетий до н. э.). В бронзовом веке здесь находился один из крупных городов великой микенской цивилизации, подобный соседним Микенам, Тиринфу или Пилосу.
На закате микенской эпохи Коринфом со второй попытки овладели дорийцы, чей царь Алет перебрался через Коринфский залив и вошёл в город с юга (XI век до н.э.). Долгое время город соперничал с Афинами и Фивами в торговле и контролем над перевозками через Истмийский перешеек. Коринф оставался крупнейшим поставщиком чернофигурной керамики в другие города греческого мира до середины VI века до н. э., когда лидерство перешло к Афинам. На коринфском акрополе находился главный храм, посвященный богине Афродите, при котором обитало более тысячи храмовых проституток.
В Коринфе проходили знаменитые Истмийские игры – одни из четырех общегреческих состязаний (агонов). Их основателем был бог морей Посейдон, посвятивший игры утонувшему в море Меликерту, которого Сизиф похоронил в Коринфе. Другое предание приписывает учреждение игр герою Тесею, который убил на перешейке разбойников Скирона и Синиса. Хотя агоном заведовали коринфяне, почётное председательство на нем имели афиняне, в честь их героя Тесея. Время игр начиналось, как и в прочих агонах, объявлением священного перемирия. Изначально состязания были гимнастические и конные, а музыкальные добавились позже. Победитель получал пальмовую ветвь и венок, который в древнейшее время плелся из сосновых ветвей, а в классическую эпоху – из сельдерея.
В VIII и VII веках до н. э., особенно во время правления тирана Кипсела и его сына Периандра, Коринф основал несколько важных колоний: Сиракузы на острове Сицилия, Керкиру на острове Корфу, Лефкаду на острове Лефкас, Эпидамн (современный Дуррес в Албании) и Анакторий на мысе Акций. С целью закрепления в богатом Египте Коринф в числе девяти греческих городов участвовал в создании колонии Навкратис в западной части дельты Нила (возле современной Александрии). В VI веке до н.э. Периандр также заложил Аполлонию (современный Фиери в Албании) и Потидею на полуострове Халкидики.
Первый коринфский тиран Кипсел по отцу был выходцем из ахейского рода, а по матери – потомком знатного аристократического рода Бакхиадов дорийского происхождения. Снискав большую популярность в народе, Кипсел в 657 году до н. э. захватил власть и установил личную тиранию. Он беспощадно преследовал знать, изгнав даже родственных Бакхиадов, и, в отличие от более поздних тиранов, вовсе не нуждался в телохранителях. После смерти Кипсела в 627 году до н. э. власть в Коринфе унаследован его сын, Периандр.
Воинственный Периандр покорил соседний город Эпидавр, где правил его тесть Прокл, а также вернул под свою власть восставшую Керкиру (в отместку за убийство своего сына Периандр отобрал триста сыновей знатнейших людей острова и послал их в Лидию для оскопления). Он начал чеканить монету и ввёл таможенные пошлины, украсил город прекрасными зданиями и покровительствовал искусствам, в частности знаменитому поэту, музыканту и певцу Ариону, при помощи которого ввёл в Коринфе как государственный культ бога Аполлона. Периандр умер в 585 году до н.э., после чего восставшие коринфяне убили его племянника, взошедшего на трон, и ликвидировали тиранию.
В период установившегося олигархического строя сложился коринфский ордер, третий ордер классической древнегреческой архитектуры после ионического и дорийского, а Истмийские игры получили свое общегреческое значение. Тогда же появилась поговорка: «Не всякому плавать в Коринф», означавшая, что жизнь в городе была очень дорогой. Коринф был знаменит своими проститутками, жившими при храме Афродиты. Они обслуживали приплывавших в город богатых торговцев, чиновников и послов, или путешествовали с ними за его пределы. Наиболее известная из проституток, Лаиса, имела славу одаренной выдающимися способностями в своем деле и взимающей наибольшую плату за свои услуги.
Коринфу принадлежали два оживленных порта: Лехей (Лехайон) на берегу Коринфского залива, и Кехрей (Кенхрея) – на берегу Саронического. Через Лехей осуществлялась связь с западными греческими колониями и Великой Грецией (Сицилия и юг Аппенинского полуострова), а в Кехрей приходили корабли из Афин, Ионии, Кипра, Финикии и Египта. В обеих гаванях имелись современные доки для содержания большого флота города-государства.
Коринф принимал активное участие в греко-персидских войнах (V век до н.э.) – сорок его кораблей сражались в битве при Саламине (480 год до н. э.) под командованием Фемистокла; в битве при Платеях (479 год до н. э.) город выставил 5 тыс. пеших воинов, носивших характерные коринфские шлемы с конскими гребнями. Однако после победы над персами Коринф стал союзником Спарты по Пелопоннесскому союзу, направленному против Афинской демократии. Одним из поводов к ожесточенной Пелопоннесской войне, разразившейся в 431 году до н.э., стал спор между Афинами и Коринфом за обладание колонией Керкирой на острове Корфу, а также традиционное торговое соперничество двух городов.
После окончания Пелопонесской войны и разгрома Афин (404 год до н.э.) Коринф и Фивы, бывшие союзники Спарты по Пелопонесскому союзу, не желая гегемонии спартанцев, начали против них войну, получившую название Коринфской (395-387 года до н. э.). В 391 году до н.э. армия соседнего Аргоса, выступавшего союзником Коринфа, захватила коринфский акрополь и присоединила город к своим владениям. Но по условиям Анталкидова мира (387 год до н.э.), завершившего войну, Коринф, лишенный в лице Аргоса сильного союзника, был вновь принят в подчинявшийся Спарте Пелопоннесский союз.
В результате Коринфской войны полисы Пелопоннеса ослабли настолько, что не смогли в дальнейшем противостоять ни установлению тирании, ни вторжению с севера македонцев. Царь Филипп II Македонский встал во главе созданного им в 337 году до н.э. Коринфского союза, объединившего под своей эгидой всю Грецию для предстоящей войны с Персией. Но только сын Филиппа, Александр Великий, стал первым полководцем союза.
В 323 году до н.э. в Коринфе умер великий философ Диоген, известный широкой публике, прежде всего тем, что жил в бочке и днем с огнем искал Человека. Проповедуя аскетический образ жизни, Диоген презирал роскошь и довольствовался одеждой бродяги, а в словах зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ». Также он отвергал цивилизацию, в частности государство, считая его лживым изобретением демагогов, объявлял культуру насилием над человеческим существом и призывал людей вернуться в первобытное состояние, проповедовал общность жён и детей, а известного философа Платона считал просто болтуном.
Диоген начал свою «философскую карьеру» после того, как его вместе с отцом изгнали из родного города Синопа за изготовление фальшивых монет. Он просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам». Когда Александр Македонский встретился с Диогеном возле Коринфа, то по окончании беседы сказал философу: «Проси у меня чего хочешь», на что тот ответил: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», и продолжил греться. На обратном пути Александр даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». Кстати, умер Диоген в один день с Александром Македонским. На могиле философа был воздвигнут украшенный эпитафией мраморный памятник в виде собаки.
В 243 году до н. э. Коринф вошёл в состав Ахейского союза и изгнал македонян и местного тирана, но в 223 году до н. э. город снова был вынужден принять македонский гарнизон. В 146 году до н. э., после долгой осады, Коринф захватили римляне, которые истребили всех мужчин, а уцелевших женщин и детей продали в рабство. В 44 году до н.э., незадолго до своей смерти, Юлий Цезарь воссоздал город, поселив здесь римских вольноотпущенников.
С 27 года до н.э. Коринф был столицей римской провинции Ахея, которая занимала территорию всего Пелопоннеса. Город славился своим богатством, а население, состоявшее из римлян, греков и иудеев, отличалось порочными нравами и любовью к роскоши. В 51 или 52 году Коринф посетил апостол Павел, который провел в городе восемнадцать месяцев, основал здесь христианскую общину и адресовал ей два своих «Послания к Коринфянам», позже вошедших в Новый Завет. В Коринфе Павел познакомился с Акилой, ставшим его учеником, а затем и апостолом. Вскоре после отъезда Павла в город прибыл Аполлос – другой его верный помощник и будущий апостол.
Во время своего второго визита в Коринф (58 год), продолжавшегося три месяца, Павел написал «Послание к Римлянам», которое содержит множество важных положений, имевших большое значение для развития христианского богословия. В 375 году город был разрушен землетрясением, а довершил его упадок король вестготов Аларих I, который во время вторжения в Грецию (395-396 года) разграбил Коринф и продал многих жителей в рабство.
Хотя в результате очередного землетрясения (551 год) город вновь сильно пострадал, при византийском императоре Юстиниане I вдоль Истмийского перешейка была построена каменная стена, защищавшая город и весь Пелопоннес от вторжений с севера. Длина сооружения, названного «Гексамилионом», была равна примерно десяти километрам. Вскоре Коринф стал столицей византийской фемы (области) Эллада, охватывавшей территорию восточного Пелопоннеса и Аттики. В XII веке, при византийской династии Комнинов, город разбогател на торговле шёлком со странами Западной Европы. Эти богатства и привлекли сюда флот сицилийского короля Рожера II, разорившего Коринф в 1147 году.
После захвата Константинополя крестоносцами (1204 год) и раздела ими Византийской империи, Коринф вошел в состав Ахейского княжества. Однако коринфяне, засевшие в цитадели Акрокоринфа под командованием арголидского правителя Леона Сгуроса, еще долгое время противостояли французским рыцарям. В 1208 году Леон Сгурос покончил с собой, сбросившись на лошади со стены Акрокоринфа, однако греки продолжали борьбу до 1210 года.
После падения Константинополя и Афин, в 1458 году был завоеван войсками Османской империи и Коринф. Во время ожесточенной Греческой войны за независимость (1821-1832 года) город полностью разрушили турецкие войска. В 1833 году Коринф рассматривался как один из кандидатов на статус столицы Греческого королевства, но, тем не менее, предпочтение было отдано незначительному на то время поселению – Афинам.
В 1858 году старый город, расположенный на месте античного Коринфа, у подножья скалы Акрокоринф, полностью разрушило землетрясение (сегодня в этом районе проживает около 2 тыс. человек). Новый город был основан в трёх километрах к северо-востоку от руин, на побережье Коринфского залива, недалеко от древнего порта Лехей. Ныне в Коринфе проживает около 40 тыс. жителей, он является крупным портом Греции и важным промышленным центром (нефтепереработка, медицинское оборудование, кабели, керамическая плитка, мрамор и гипс, соль, прохладительные напитки, мясные и рыбные изделия).
В последнее время промышленность все более утрачивает свое значение в экономике Коринфа, уступая первенство туризму. На месте древнего Коринфа сохранились руины храма Аполлона, построенного во второй половине VI века до н. э. и украшенного статуями критских мастеров. В зависимости от того, где находился зритель, своеобразным фоном величественному зданию были то гладь Коринфского залива, то высокая гора Акрокоринф.
|