Мегала Метеора (Великий Метеор или Преображенский монастырь) – самый большой и древний православный монастырь Метеор. Основанный в первой половине XIV века Афанасием Метеорским, он расположен на самой высокой (613 метров над уровнем моря) и большой по площади (6 га) скале. Главный собор монастыря – Преображенский – построен по подобию афонских храмов: крестообразный в плане и с двенадцатигранным куполом, возвышающимся на 24 метра. Придел опирается на четыре колонны, все стороны которых, также как и потолок, покрыты фресками на религиозные темы со сценами жития святых.
В северной части придела располагается захоронение основателей монастыря – преподобных Афанасия и Иоасафа, а рядом изображены они сами, держащие в руках монастырь. Иоасаф Метеорит, сын царя Эпира и внук короля Сербии, который после знакомства с Афанасием отказался от престола и принял постриг, расширил Преображенский собор, украсил его иконами, построил больницу для монахов и защищал всех обителей Метеор.
В 1545 году пришедший в упадок Преображенский собор был восстановлен игуменом Симеоном и заново расписан (дошедшие до наших дней высокохудожественные и уникальные фрески собора были выполнены в 1552 году неизвестным мастером). В 1633 году сильный пожар почти полностью уничтожил обитель. В 1791 году для собора был изготовлен деревянный резной иконостас с позолотой, украшенный фигурками животных и растений. Для более безопасного подъёма в монастырь в 1922 году в скале были прорублены ступени, но сетка до сих пор используется для подъёма провизии и других предметов.
В храме находится большое количество ценных икон XIV-XVI веков, а в бывшей трапезной расположен музей монастырских драгоценностей. Среди многочисленных сокровищ особо выделяются древнейшая по времени греческая рукопись 861 года; двустворчатая икона Богоматери, подаренная византийской принцессой Марией Палеолог, бабушкой Иоасафа Метеорита; часть «Золотой буллы» с подписью византийского императора Андроника II Палеолога; полностью расшитая плащаница XIV века; четыре иконы XVI века – «Рождество Христово», «Распятие Христово», «Страсти Христовы» и «Богоматерь Скорбящая». У входа в монастырь расположен скит Афанасия Метеорского, где в пещере жил святой, а позади от входа находятся небольшая часовня и склеп.
Монастырь Святого Варлаама или Всех Святых был основан в середине XIV века схимником Варлаамом, который воздвиг на скале несколько келий и маленькую церковь, посвященную Трем Святителям. Там Варлаам обитал до конца своих дней в полном одиночестве, однако после его смерти все помещения оставались долгие годы необитаемыми. В 1518 году два брата, монахи Нектарий и Феофан, до этого прожившие в монастыре Великий Метеор, поднялись на скалу с единственной целью – отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Святителей. Однако после восстановления храма братья остались на скале, и постепенно к ним присоединились другие монахи.
В 1542 году братья возвели на скале новую просторную церковь с двумя куполами, построенную по подобию афонских церквей. Посвященная Всем Святым, церковь стала главным храмом всего монастыря. После смерти Феофана (1544) и Нектария (1550) монастырь продолжал процветать, получая в дар от верующих виноградники, оливковые плантации и целые деревни.
Базилика Трех Святителей при её последнем восстановлении в 1627 году была украшена фресками схимником Ефремом Сирийским, одним из самых известных насельников монастыря. Церковь Всех Святых также богато украшена фресками, предположительно кисти Франгоса Кателаноса – живописца критской школы, многие работы которого находятся в Великой Лавре Афона. Кроме того, в церкви имеется несколько мозаик из слоновой кости и перламутра.
В юго-восточном углу притвора находится захоронение основателей монастыря – Нектария и Феофана. В монастырской трапезной расположен музей, где хранится крупное собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов исключительно тонкой работы. Особо следует выделить переносные иконы поствизантийского периода, а также Евангелие византийского императора Константина VII Багрянородного.
Монастырь Святой Троицы был основан во второй половине XV века монахом Дометием. Скала, на которой стоит монастырь, является наиболее красочной и впечатляющей в Метеорах: утёс высотой 400 метров, у подножья которого шумит река Пиньос, а над ним – вершины поросшего лесом горного хребта Пиндос. В северо-западной части монастыря находится главный храм, посвящённый Святой Троице. Этот маленький крестообразный собор, построенный в 1689 году в византийском стиле, состоит из центральной части, притвора и ризницы.
Первый раз собор был расписан фресками в 1692 году, а нынешние фрески были выполнены в 1741 году братьями Анатолием и Никодимом. Справа от алтаря расположена ризница, большинство сокровищ которой вместе с монастырскими колоколами были похищены во времена иностранных завоеваний (удалось сохранить только 26 старинных икон, которые в настоящее время находятся в монастыре Святого Варлаама, а также 40 рукописей, которые переданы в монастырь Святого Стефана). У входа в монастырь находится вырубленный в скале маленький храм Святого Иоанна Предтечи, построенный и расписанный в 1682 году монахом Никодимом. В 1925 году в скале прорубили 140 ступеней, ведущих в монастырь, которые значительно облегчили путь добиравшихся туда монахов.
Монастырь Святого Николая Анапавсаса или Радостный расположен на небольшой по площади скале, из-за чего монахи были вынуждены сооружать храмы, кельи и подсобные постройки на нескольких уровнях, что создаёт впечатление некоего лабиринта. Время основания обители точно неизвестно; предположительно, первые монахи появились на этой скале в XII-XIII веках. Возведение первых строений непосредственно монастыря приписывается монаху Никанору Анапавсасу, фамилия которого и вошла в название обители. Впрочем, не исключено, что эпитет «Анапавсас» («Успокоитель») связан с самим монастырём как местом, дающим душевный и физический покой монахам и гостям монастыря.
На первом уровне монастыря расположена маленькая церковь, посвящённая Святому Антонию – основателю отшельнического монашества. Алтарь церкви имеет площадь всего 4 квадратных метра и может вместить лишь одного священнослужителя. На втором уровне расположен главный храм монастыря – собор Святого Николая, построенный около 1527 года на средства митрополита города Ларисы Дионисия и иеромонаха и экзарха Стаги Никанора.
Собор построен в форме прямоугольника без окон и увенчан низким куполом, при этом притвор собора столь просторный, что создаётся впечатление, что изначально он был построен как монастырский двор. Алтарь собора вынужденно обращён на север, а стены украшены фресками Феофана Стрелидзаса, выдающегося иконописца критской школы. На третьем уровне обители находятся кельи, старая трапезная, используемая как приемная для почетных посетителей, маленькая церковь Иоанна Предтечи и склеп с черепами монахов.
Два женских монастыря – Святой Варвары (или Русану) и Святого Стефана – стали настоящей отдушиной для православных женщин, порой крепче мужчин хранивших свою веру. Ведь на Святой горе Афон действует аватон – запрет на пребывание женщин, а метеорские монастыри, хоть и устроены по образу афонских, но женщин решили не отвергать.
Монастырь Святой Варвары (Русану или Арсани) является одним из самых древних на Метеорах, но точное время его создания, как и происхождение его названия доподлинно неизвестны. По одной версии основателем монастыря был некий Русанос, выходец из местечка Росана. Согласно другим источникам обитель была основана в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенедиктом. Точно известно лишь то, что в 1545 году по разрешению митрополита города Ларисы и игумена монастыря Великий Метеор выходцы из Эпира – братья-иеромонахи Иоасаф и Максим построили здесь, на месте разрушенной церкви Преображения, новый храм в византийском стиле и отреставрировали строения монастыря.
Монастырь неоднократно подвергался разграблению, и те его реликвии, которые дошли до наших дней, сегодня хранятся в монастыре Великий Метеор. В 1940 году Русану пришёл в полный упадок и лишился своих насельников. С 1950 года в течение двух десятилетий старица Евсевия из соседней деревни Кастраки в одиночку сохраняла трехэтажное строение обители, которое в настоящее время в обновленном виде действует как женский монастырь, получивший свое второе название в честь Святой Варвары Илиопольской.
Главный храм монастыря – церковь Преображения – удивляет нетипичным алтарем, обращенным к северу. Церковь была расписана в 1560 году неизвестными иконописцами критской школы. Эти росписи не были зарисованы в последующие века и сохранились в хорошем первоначальном состоянии до наших дней. Исключительную ценность представляют собой фрески притвора – «Страдания святых» и «Восшествие на престол» (многофигурная композиция с ангелами, душами усопших и огненной рекой ада). Также большую художественную ценность представляет собой деревянный резной иконостас с позолотой.
Монастырь Святого Стефана – самый богатый из метеорских монастырей. Он расположен на огромной скале, возвышающейся над городком Каламбака. Некий отшельник по имени Иеремия обустроился на этой скале уже в конце XII века. Предположительно, он и другие монахи соорудили здесь несколько келий, цистерну для сбора дождевой воды и построили маленькую часовню Святого Стефана Первомученика. Основание одноименного монастыря относится к концу XIV века и связано с именами Анатолия Катакузиноса и Филофея Сиатинского, чьи образы запечатлены в маленькой церкви на территории обители.
В 1545 году константинопольский патриарх Иеремия I провозгласил монастырь ставропигальным (независимым) и вывел его из-под юрисдикции епархии города Стаги. В 1798 году была сооружена церковь Святого Харлампия – главный храм обители. Он большей частью не расписан, а резной деревянный иконостас украшен позолоченным крестом. В конце XIX века монастырь населяли более 30-и монахов, но к концу 50-х годов XX века он опустел и в 1961 году был преобразован в женскую, ныне процветающую обитель.
Вход в монастырь Святого Стефана осуществляется по единственному пешеходному мосту длиной 8 метров. Монастырская трапезная сегодня используется для экспозиции церковных реликвий, к наиболее ценным из которых относятся: дискос (литургический сосуд) с потиром 1631 года; множество переносных икон XVII-XVIII веков; рукопись Божественной литургии, написанная в 1404 году одним из основателей монастыря. В наши дни монастырь ведёт большую просветительскую работу в области возрождения подзабытых традиций византийской музыки, проводит обучающие курсы в области иконографии.
При въезде на дорогу, ведущую из Каламбаки к монастырям, справа на скале бросается в глаза скопление разноцветных лоскутков. Сюда, к церкви Георгия Платочника, раз в год, в день Святого Георгия, с помощью веревок взбираются молодые смельчаки из Каламбаки, чтобы почтить память высокопочитаемого греками святого, повязав на скале новые яркие платки. В самой Каламбаке находится довольно значительный памятник архитектуры – построенный в X-XI веках кафедральный собор Успения Богоматери.
|