Невеликий затишний готель Discovery B&B запрошує гостей Львова. Мебльовані кімнати готелю розташовані на тихій зеленій вулиці в старій частині Львова, в будинку австрійської забудови. Номерний фонд складається з 14 номерів з усіма зручностями різного класу і цінової категорії.
Пропонуємо нашим гостям затишні кімнати готельного типу з усіма зручностями, які обладнані всім необхідним для комфортного відпочинку. Кожна кімната своєрідна, має свою назву і відповідний інтер'єр.
Согласно Писанию, когда Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить Святого Лазаря, воскрешенного Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесен к берегу Афонской горы, населенной язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный ей жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение. Силой своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство и взяла Афон под своё особенное покровительство.
В 676 году византийский император Константин IV передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам. C тех пор и до XVII века управление Афона носило церковно-монархический характер и осуществлялось протом (от греческого слова «протос» – «первый»). Превращение Афона в исключительно монашеское обиталище произошло после Трулльского Собора (691-692 года), постановившего определять скитающихся «пустынников» в монастыри. Большинство из таких скитальцев, которых по причине нашествия мусульман было особенно много в Константинополе, устремились на Афон.
Расцвет монашества на Афоне пришелся по времени на царствование византийского императора Василия I Македонянина, взошедшего на престол в 867 году. Он подтвердил исключительное право монахов на обитание на полуострове, дарованное ещё Константином IV. В 972 году положения первого Устава Святой горы Афон («Трагос») были утверждены «золотой буллой» византийского императора Иоанна I Цимисхия; с тех пор и до наших дней режим самоуправления Афона неизменно базируется на положениях именно этого устава.
В начале XI века преподобный Антоний Печерский побывал на Афоне и принял здесь пострижение, после чего основал на родине Киево-Печерскую лавру. В XI веке на Святой горе еще существовало обычное поселение, но за короткий период времени соседство с селянами (и особенно с селянками) сделало жизнь монахов до того невыносимой, что византийский император Константин IX Мономах принял решение переселить мирских жителей на полуостров Пелопоннес, а в дальнейшем запретить присутствие женщин на Афоне.
В начале 80-х годов XIII века, в царствование византийского императора Михаила VIII Палеолога, латинские крестоносцы напали на Святую Гору. Они подвергли пыткам и затем повесили прота (церковного главу Афона), разграбили Протат и умертвили многих монахов. После захвата турками Салоник в 1430 году монахи Афона немедленно заверили султана Мурада II в своем повиновении. После трагического падения Константинополя в 1453 году Афон долгое время продолжал пользоваться прежними привилегиями и правами, но в 1566 году султан Селим II своим указом отобрал у афонских монастырей все имения.
В XVII-XVIII веках Афон стал центром греческого просвещения, учёности и книгоиздательства: при монастыре Ватопед в середине XVIII века была основана Афонская академия («Афониада»), при Великой Лавре работала типография. Но, несмотря на это, конец XVIII века был временем общего упадка афонского монашества. После греческого освободительного восстания 1821 года последовала турецкая военная оккупация Афона и жестокие репрессии, а уцелевшие монахи рассеялись по островам архипелага. Андрианопольский мирный договор между Россией и Османской империей 1829 года обеспечил прекращение турецкой оккупации и возвращение монастырских имений.
В ноябре 1912 года полуостров был с моря занят войсками Греческого Королевства, но по требованию России греки вывели свои части с территории Пантелеймонова монастыря, который в гражданском отношении продолжал подчиняться русскому посольству в Константинополе. На Лондонской конференции в декабре 1912 – январе 1913 года Россия предложила придать Афону статус «автономной монашеской республики» под протекторатом шести православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии и Черногории, однако против такого проекта категорически выступило многочисленное греческое монашество Святой горы, требовавшее присоединения к Греческому Королевству.
Суверенитет Греции над полуостровом был закреплён Лозаннским мирным договором 1923 года. Действующая конституция Святой Горы – Уставная Хартия Святой Горы Афонской была принята в 1924 году, ратифицирована в 1926 году и имеет силу государственного закона Греции (особый статус Святой Горы закреплён в действующей конституции Греции). Греческое государство на Афоне представляет губернатор, находящийся в подчинении Министерства иностранных дел Греции. При нём есть небольшой штат административных сотрудников и полицейских (только из числа мужчин). Основная обязанность губернатора – наблюдать за соблюдением гражданского законодательства.
В июне 1963 года торжественно праздновалось 1000-летие монашества на Афоне. Принятый Грецией в 1969 году закон отнимал у монастырей права самоуправления и давал широкие полномочия губернатору, что вызвало сильные протесты как на Афоне, так и у руководства поместных Церквей. Сокращение численности братии на протяжении большей части XX века привело к тому, что в 1971 году было зафиксировано минимальное число насельников Святой Горы – 1145 человек, после чего наблюдается неуклонный рост.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Карье (Карея) является административным центром Святой горы Афон и одновременно крупнейшим поселением полуострова, где проживает чуть больше 200 человек (как и всюду – исключительно мужчин). Деревня основана в начале X века на месте небольшой монашеской общины, и с самого начала была торговым и ремесленным центром всего Афона.
Здесь располагается Священный Кинот или Протат – заседающий три раза в неделю центральный монашеский орган управления Афона, в который входят представители (антипросопы) всех здешних «правящих» монастырей. Кроме того, в Карье базируются постоянные представительства этих самых монастырей (кроме Кутлумуша, который находится вблизи деревни), представляющие собой подворья антипросопов, именуемые «конаками».
Главным храмом Карье служит собор Протата, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы и основанный в 335 году римским императором Константином Великим. Здесь хранится особо почитаемая чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть», датируемая X веком. В башне Протата находится книгохранилище, где, среди прочего, находится около 120 ценных манускриптов, включая «Трагос» – оригинал первого Устава Святой Горы (972 года). Также в Карье находятся местная светская администрация и лицей «Афониада».
Каждый из 20 монастырей Афона имеет статус патриаршей ставропигии, то есть, подчинён непосредственно Константинопольскому патриарху, и создание новых монастырей запрещено. Согласно официальной иерархии Святой горы монастыри располагаются в следующем порядке: Великая Лавра, Ватопед, Ивирон, Хиландар, Дионисиат, Кутлумуш, Пантократор, Ксиропотам, Зограф, Дохиар, Каракал, Филофей, Симонопетра, Святого Павла, Ставроникита, Ксенофонт, Григориат, Эсфигмен, Пантелеимонов и Констамонит.
Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии (обширные монашеские поселения с возделываемыми участками земли), каливы (отдельные постройки вместе с небольшими земельными участками, из которых, как правило, состоят скиты), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере).
Принципиальное отличие всех прочих поселений от монастыря – отсутствие у них прав на участие в органах самоуправления и на земельную собственность, что ставит их в прямую зависимость от той или иной обители, которой принадлежит земля. До начала 90-х годов XX века монастыри на Афоне были как общежительными (или «киновийными», в которых монахи живут на общем монастырском довольствии), так и менее строгими, особножительными (или «идиоритмийными», где монахи могли владеть личной собственностью и жить по своему усмотрению). После перевода в 1992 году монастыря Пантократор на общежитие все афонские монастыри стали общежительными, однако многие скиты по-прежнему остаются особножительными, где общее только жилище и богослужение.
Великая Лавра или Лавра Святого Афанасия – первенствующий и древнейший из всех монастырей, расположенных на Святой горе. Он был основан в 963 году византийским монахом Афанасием Афонским, который и разработал общежитийный устав монахов Афона. Афанасий при финансовой поддержке византийских императоров Никифора II Фока и Иоанна I Цимисхия всю свою жизнь усердно занимался строительством и обустройством монастыря, и даже трагически погиб при ремонте, под рухнувшим куполом церкви.
Обитель долгое время процветала, постепенно накапливая обширные владения. Кроме ежегодного подаяния золотом, установленного Никифором II и Иоанном I, император Василий II подарил монастырю остров. Один за другим по велению императора Андроника II Палеолога под управление Лавры отходили монастыри и имения. Щедрые пожертвования делал обители и сербский правитель Стефан Душан, захвативший Халкидики.
В последующие века набеги пиратов, землетрясения и налоговое бремя, возложенное на монастыри во времена турецкого ига, привели к упадку Лавры. Монастырь держался общежительного устава вплоть до XIV века, но затем был преобразован в особножительный. В 1574 году Александрийский патриарх Сильвестр возвратил Лавру к общежитию, в 1670 году она вновь стала особножительной, а с 1980 года – общежительной.
Главный монастырский собор Благовещения был построен в X веке. В нем имеются фрески XVI века работы Феофана Критского, а в северном приделе расположена гробница преподобного Афанасия, день памяти которого – особо почитаемый праздник Лавры. Во дворе обители, перед входом в собор Благовещения, установлена мраморная чаша для освящения воды, рядом с которой растут два тысячелетних кипариса, помнящих еще самого Афанасия. В монастырской трапезной также сохранились чудесные фрески XVI века.
Библиотека Лавры насчитывает более 2,1 тыс. рукописей, 20 тыс. печатных книг и 100 манускриптов на иностранных языках; среди наиболее ценных раритетов – восемь пергаментных листов Коаленовского кодекса (одной из древнейших рукописей Нового Завета на греческом языке, датируемой началом VI века) и 261 пергаментный листок Афонского кодекса Великой Лавры (библейские рукописи на греческом языке, датируемые IX-X веками).
Среди других драгоценных реликвий и даров византийских императоров, хранящихся в Лавре, стоит выделить крест и жезл Афанасия Афонского; две чудотворные иконы – «Экономисса» и «Кукузелисса»; частицы Животворящего Креста Господня в драгоценных оправах; мощи апостола Андрея Первозванного, покровителя Греции, святых Василия Великого (Кесарийского), Михаила Синадского, Ефрема Сирина и многих других. Недалеко от Лавры расположен принадлежащий ей румынский скит Иоанна Крестителя или Продром.
Монастырь Ватопед – второй в иерархии афонских монастырей, один из самых древних, богатых и обширных. Обитель была создана в конце X века тремя знатными людьми – Николаем, Афанасием и Антонием, которые приняли монашество и стали учениками Афанасия Афонского. В конце XII века здесь жили Святой Савва и его отец – князь Стефан I, основатель сербской династии Неманичей, канонизированный как Святой Симеон Мироточивый. В 1507 году преподобный Максим Грек принял здесь монашество, в 1743-1759 годах при Ватопеде существовала знаменитая Афонская академия («Афониада»).
На территории Ватопеда расположены главный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (X век) и шестнадцать небольших церквей. Библиотека монастыря считается одной из богатейших на Афоне и содержит около 2 тыс. рукописей и более 35 тыс. печатных книг. На Святой Горе монастырю принадлежат два скита – апостола Андрея Первозванного (бывший русский Андреевский скит в Карье) и святого Димитрия Солунского, двадцать семь келлий, а также подворья за пределами Афона, в том числе в Стамбуле.
В монастыре хранятся частицы Животворящего Креста Господня, часть Пояса Пресвятой Богородицы, мощи апостола Варфоломея, святых Григория Богослова, Андрея Критского, Феодора Стратилата, Параскевы Пятницы, Кирика и Иулитты, Сергия и Вакха, Харлампия, Пантелеймона, Трифона, Иоанна Милостивого, Стефана Первомученика, Димитрия Солунского, а также восемь высокопочитаемых Богородичных чудотворных икон.
Иверский монастырь или Ивирон занимает третье место в святогорской иерархии. Он основан в конце X века грузинскими монахами Иоанном Иверским и его сыном, философом Евфимием Афонским, который перевел на грузинский язык Священное Писание. В наши дни недалеко от Иверского монастыря, который уже давно является исключительно греческим, расположена келлия, где обитает большая община грузинских монахов.
Ивирон имеет множество ценнейших церковных реликвий и святых мощей, наверно больше, чем любой другой монастырь на Афоне. В небольшом храме, слева от ворот, хранится чудотворная Иверская икона Пресвятой Богородицы («Вратарница» или «Привратница»), написанная евангелистом Лукой и вновь обретенная монахами в XI веке. Библиотека монастыря насчитывает около 2 тыс. рукописей, 15 свитков и 20 тыс. печатных книг, большинство из которых на грузинском, греческом, еврейском и латинском языках.
Монастырь Хиландар принадлежит Сербской православной церкви и является одной из величайших сербских религиозных святынь. Он основан в 1198 году сербским монахом Святым Саввой и его отцом, Святым Симеоном Мироточивым, который отрекся от престола в пользу монашеской жизни. Построенный на пожертвования сербских князей, Хиландар уже в XIII веке стал центром сербской монашеской жизни. В 1208 году Святой Савва возвращается в Сербию, чтобы прекратить гражданскую войну между старшими братьями, создает автокефальную Сербскую православную церковь и в 1219 году становится её первым архиепископом. В середине XVIII века в Хиландаре жил болгарский монах и просветитель Святой Паисий – один из основоположников Болгарского Возрождения.
Библиотека монастыря содержит около 1 тыс. рукописей на славянских и греческом языках, а также более 20 тыс. печатных книг. Среди главных реликвий Хиландара: чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» (VIII века) и «Акафистная» (XII века); жезл преподобного Саввы Освященного; частицы Животворящего Креста, тернового венца, крови, трости и пелен Христовых; мощи Иоанна Крестителя (Предтечи), пророка Исаии, святых Евтихия Константинопольского, Симеона Столпника, Григория Богослова, Марины Антиохийской, Никифора Константинопольского, Пантелеимона Великомученика и других. Также в Хиландарском монастыре, возле Введенского собора до сих пор, вот уже более восьми столетий, растет виноградная лоза преподобного Симеона.
Монастырь Дионисиат или Неа Петра основан в XIV веке Святым Денисом Корисом и назван его именем (освящён во имя Иоанна Крестителя). Библиотека монастыря содержит более 800 ценных рукописей и более 4 тыс. печатных книг. Самая старая рукопись – 259 пергаментных листов «Афонского кодекса Дионисиев» на греческом языке (датируется IX веком).
Монастырь Кутлумуш основан во второй половине XII века и построен на средства византийского императора Алексея II Комнина. Обитель не раз была разграблена и восстановлена. Один из периодов расцвета Кутлумуша связан с именем игумена Харитона Имвросского (вторая половина XIV века), которому существенно помогли валашские воеводы. В XIX веке во время восстания греков монастырь сильно пострадал от рук османов.
Кутлумуш, расположенный возле святогорского административного центра Карье, обладает лучшей на полуострове пристанью Камегра, к которой пристают корабли, идущие на Афон. Монастырь построен в форме четырехугольника и окружен стенами с монашескими кельями в три этажа. Одноглавый храм Преображения Господнего венчает мраморная башенка. В библиотеке Кутлумуша хранятся ценные грамоты валашских воевод (на славянском) и греческих патриархов XIV-XVII веков. Среди главных реликвий монастыря – чудотворная икона «Всемилостивая Заступница» и частицы Животворящего Креста.
Монастырь Пантократор основали братья Алексий и Иоанн, происходившие из знатной греческой семьи (по другой легенде обитель основал первый император Трапезундской империи Алексий I Комнин). В 1362 году Пантократор был перестроен при участии константинопольского патриарха Каллиста I. Потом здесь жил константинопольский патриарх Каллист II Ксанфопул, а также фессалоникийские архиепископы Феона и Симеон.
Пантократор представляет собой четырёхугольную крепость с бойницами и разделен внутри на два двора. Вокруг первого двора расположены гостиные кельи, разные мастерские и высокая башня с придельной церковью при ризнице; на втором – главный храм Преображения, колокольня и трапезная. Среди главных реликвий монастыря – мощи святых Феодора Стратилата, Космы и Дамиана; частица Животворящего Креста; часть щита великомученика Меркурия Кесарийского; иконы XIV века (иконостас собора, вероятно, самый древний на Афоне), в том числе икона Богородицы «Геронтисса» (покровительницы монастыря) – одна из наиболее почитаемых чудотворных афонских икон.
Монастырь Ксиропотам расположен над крошечным портовым поселком Дафни, к которому регулярно причаливают паромы и суда из Уранополи. Название обители, означающее «Сухой поток», дано ей по месту у глубокого оврага с ручьем, пересыхающим в летнюю жару, но зимой становящимся широким и глубоким. В V веке византийская правительница Пульхерия, старшая сестра императора Феодосия II, построила здесь храм в честь Сорока Севастийских мучеников, которые пришли к ней в видении.
После долгого запустения храм Пульхерии был восстановлен, и в X веке, с благословения византийского императора Романа I Лакапина, рядом с ним был заложен Ксиропотам. В начале XIV века монастырь был разрушен в результате землетрясения, как утверждают афонские сказания – в наказание за принятие унии с Римом. Византийский император Андроник II Палеолог, отменивший принятую его отцом унию с католиками, отстроил Ксиропотам, но тот вновь сильно пострадал, на этот раз от пожара, случившегося в начале XVI века.
Восстановил обитель на собственные средства османский султан Селим I Грозный. Согласно легенде, которую подтверждает султанская грамота от 9 марта 1520 года, хранимая в славянском переводе в Ксиропотаме, Селим имел во сне видение Сорока мучеников, повелевших ему отстроить монастырь, в благодарность Богу за помощь, оказанную туркам при покорении Египта. После того Ксиропотам украшали валашские господари.
Главный монастырский храм Сорока мучеников построен в крестовидной форме, с пятью куполами и двумя приделами. К наиболее ценным реликвиям Ксиропотама относятся: частица Животворящего Креста, подаренная императором Романом III Аргиром в 1034 году; крест с частицами мощей Сорока мучеников, чаша из яшмы и богослужебная утварь, принадлежавшие Пульхерии; резная икона Димитрия Солунского, ранее хранившаяся в Софийском храме Константинополя; мощи апостола Варфоломея, святых Игнатия Богоносца, Григория Богослова, Василия Великого, Григория Просветителя и Андрея Критского.
Монастырь Зограф основан в начале X века тремя братьями из Болгарии – Моисеем, Аароном и Иоанном. Сперва они расселились в кельях на отдельных столпах, но потом соорудили общий храм, получив откровение посвятить его имени Георгия Победоносца. Лик великомученика сам изобразился на доске, приготовленной для иконописи, и тогда братья назвали своего покровителя «Живописцем» («Зограф»), а уже от иконы прозвался и монастырь.
Сюда стали стекаться богомольцы, привлеченные слухом о чуде, особенно после того, как из Палестины пришла молва об исчезновении изображения Святого Георгия в монастыре близ Лидды (Лод). Тамошние монахи пришли на Афон и признали образ «Зографа» тождественным с изображением, бывшим у них. Даже византийский император Лев VI Философ и болгарский царь Иоанн были привлечены молвой на поклонение в Зограф чудотворному изображению Святого Георгия и пожертвовали значительные вклады на достройку обители.
Во второй половине XIII века, при византийском императоре Михаиле VIII Палеологе монастырь, как отказавшийся присоединиться к ненавистной Лионской унии (1274), был разорен. Осенью 1276 года в башне Зографа католики сожгли 26 мучеников, воспротивившихся унии с Римом. Только в 1502 году обитель была восстановлена молдавским воеводой Стефаном. Летом 1913 года, в ходе скоротечной Второй Балканской войны, Зограф, в котором находился отряд болгарских солдат, был взят штурмом греческими войсками.
Большинство монастырских зданий построены в XVIII веке, а главный собор – только в 1801 году. В нем хранятся три чудотворные иконы Святого Георгия: древнейшая икона помещена у колонны правого клироса храма, а две копии с неё, поступили в обитель из других мест (одна, по сказанию, приплыла морем из Аравии, другая была найдена по видению сербским королем Стефаном Урошем IV Душаном и помогала ему в боях). Среди других наиболее ценных реликвий Зографа выделяется Акафистная икона Пресвятой Богородицы.
Монастырь Дохиар по одним данным был основан в конце X века монахом Евфимием, учеником Афанасия Афонского, возле пристани Дафни, а по другим – в первой половине XI века монахом Даниилом Дохиаром уже на нынешнем месте. После периода разорения и упадка он вновь стал процветать в XIV веке, во многом благодаря помощи византийского императора Иоанна V Палеолога и сербского короля Стефана IV Душана, а в XVI веке был отстроен после турецкого погрома на средства валашских господарей. Во время Греческой революции 1821 года Дохиар утратил почти все свои реликвии и имущество.
Облицованный мрамором главный собор Архангелов Михаила и Гавриила, самый высокий среди афонских соборов, построен в XVI веке на фундаменте более древнего храма. Он украшен фресками XVI и XVIII веков, а в переходе из собора в трапезную находятся изображения трёх первых настоятелей обители – Евфимия, Неофита и Варнавы. Справа от входа в трапезную, в специально устроенной часовенке расположена чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница», написанная в X веке. Также в Дохиаре находится «священный» колодец, чудесным образом возникший здесь в конце XIII века.
Монастырь Каракал основан в XI веке, однако уже в XIII веке он практически полностью опустел. В конце XIII – начале XIV веков обитель была восстановлена при участии Константинопольского патриарха Афанасия I, затем – византийского императора Иоанна V Палеолога, однако впоследствии была полностью разграблена и на некоторое время вновь пришла в упадок. В XVI веке, с разрешения османского султана, монастырь восстановил набожный валашский господарь Петр Иоанн, в конце жизни принявший здесь постриг.
Главный монастырский собор Апостолов Петра и Павла построен в XVI веке, как и соседняя Петрова башня – самая большая из башен Афона. Трапезная (XIX века) и несколько церквей, как и многие другие строения Каракала, построены на месте гораздо более древних зданий. Среди реликвий монастыря особенно ценными являются голова апостола Варфоломея, частица Животворящего Креста, церковные облачения и литургические сосуды. Библиотека Каракала содержит 279 рукописей и 2,5 тыс. печатных книг.
Монастырь Филофей основан в XI веке Святым Филофеем. Главный собор монастыря посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы; вокруг него расположены часовни Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Трех иерархов, Иоанна Предтечи, Архангелов, Святой Марины и Всех Святых. За пределами монастыря действуют 17 церквей, также относящихся к обители Филофей. Библиотека монастыря содержит 250 рукописей и 25 тыс. печатных книг (в том числе на русском и румынском языках). Среди важнейших реликвий – частица Животворящего Креста, мощи святых Иоанна Златоуста, Марины Антиохийской, Параскевы, Димитрия Солунского, Пантелеимона, Харлампия, Исидора и Луки Елладского.
Монастырь Симонопетра или Апостола Петра основан в 1257 году монахом Симеоном на скалистом выступе, на высоте 330 метров над уровнем моря. В 1363 году он был перестроен стараниями сербского правителя Иоанна. В последующие века обитель страдала от частых пожаров (в 1570, 1622 и 1891 годах), и по этой причине неоднократно перестраивалась, но всегда оставалась важным центром просвещения на Афоне. В Симонопетре и по сей день сохраняется уникальная библиотека греческих и латинских рукописей.
Главный собор Рождества Христова был построен в XVII веке и перестроен после пожара, случившегося в конце XIX века. В настоящее время на территории монастыря имеется четыре церкви, еще восемь храмов находятся вне его стен, в том числе большая Благовещенская женская обитель в Ормилии (Халкидики). Среди многочисленных святынь Симонопетры особо выделяются десница Марии Магдалины, сохраняющаяся нетленной уже более двух тысячелетий, частица Животворящего Креста, мощи святых Евдокии и Варвары.
Монастырь Святого Павла основан в IX веке монахом Павлом из соседней обители Ксиропотам, сыном византийского императора Михаила I, который перед смертью также постригся в монахи. Монастырь в плане представляет собой четырехугольник, окруженный высокими крепостными стенами. Главный собор Сретения Господнего украшен одиннадцатью куполами, а старейшим храмом монастыря является церковь Георгия Победоносца.
Кроме этого, на территории обители расположены часовни Святых Константина и Елены, Святителя Николая, Преподобного Павла, Григория Богослова и другие. Также монастырю Святого Павла принадлежат скит Лак, в котором действует соборный храм Димитрия Солунского, девять церквей при келлиях, и пещера, где уединился основатель обители Павел.
В число наиболее ценных реликвий монастыря входят две частички Животворящего Креста; мощи Григория Богослова, Максима Исповедника, Калиника, Василия Великого и Феодоры Александрийской; икона Богоматери (IX век), принадлежавшая византийскому императору Феофилу Иконоборцу и его жене, Блаженной Феодоре; икона Богоматери, принесенная сюда основателем монастыря Святым Павлом из другой обители; икона Богоматери, подаренная монастырю византийским императором Андроником III Палеологом; большой деревянный крест римского императора Константина I Великого, украшенный иконами. Библиотека монастыря содержит 494 рукописи и 12 тыс. печатных книг.
Монастырь Ставроникита – самый «молодой» из афонских монастырей. Он был основан в середине XVI века Константинопольским патриархом Иеремией I в честь обретения здесь иконы Николая Чудотворца. Своё название монастырь получил от предания о том, что на его месте когда-то жил отшельник Никита, изготавливавший кресты («Ставроникита» значит «Крест Никиты»). Старинная обитель, находившаяся на месте Ставроникиты, была посвящена Иоанну Крестителю (Предтече), но её полностью разрушили в эпоху Крестовых походов.
Монастырь имеет небольшие размеры и обнесен каменной крепостной стеной с высокой башней. Главный монастырский собор Святого Николая (XVI века) украшен фресками Феофана Критского (другие его работы сохранились в трапезной). В число основных монастырских святынь входят: мозаичная икона Николая Чудотворца, обретённая в море; частица Животворящего Креста; мощи пророка Иоанна Предтечи, святых Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Стефана Первомученика, Сорока Севастийских мучеников, Феодора Стратилата, Амвросия Медиоланского и других. Библиотека монастыря содержит 171 рукопись (в том числе на пергаменте) и 2,5 тыс. печатных книг.
Монастырь Ксенофонт основан в конце X века греческим вельможей Ксенофонтом, от имени которого и получил своё название. После пиратских набегов обитель пришла в запустение, а в XVI веке была отстроена на средства валашских бояр. Главный собор Георгия Победоносца знаменит своим мраморным иконостасом и двумя чудотворными иконами – Богоматери и Святого Георгия (сохранилось два здания – старый храм XVI века и новый собор XIX века). Среди реликвий монастыря выделяются мощи святых Марины Антиохийской, Георгия, Модеста, Иакова Персянина, Харлампия, Пантелеймона, Трифона и Параскевы. Библиотека монастыря содержит 300 рукописей и 4 тыс. печатных книг.
Монастырь Григориат основан в XIV веке аскетом Григорием, от которого и получил своё название. Главный монастырский собор Святого Николая построен в XVIII веке. В число основных реликвий обители входят чудотворная икона Пресвятой Богородицы, мощи святых Анастасии Римской, Харлампия, Кирика и Иулитты, Космы и Дамиана, Григория Назианзина Старшего, Фотинии Самарянки, Пантелеймона и других. Библиотека монастыря содержит 297 рукописей (в том числе на пергаменте) и около 4 тыс. печатных книг.
Монастырь Эсфигмен основан в X веке на месте более старой обители, построенной в начале V века византийским императором Феодосием II и его сестрой Пульхерией. В начале XI века преподобный Антоний Печерский именно в Эсфигмене принял монашеский постриг (его келья, над которой позже возвели церковь, до сих пор расположена на склоне одной из скал, рядом с монастырем). В XIV веке настоятелем обители был будущий архиепископ и святитель Григорий Палама – видный богослов, философ и мистик.
В XVI веке Эсфигмен два раза был разорен пиратами, но затем вновь восстановлен. Во время Греческой революции 1821 года здешние монахи отказались выдать укрывавшегося у них предводителя повстанцев турецким властям, несмотря на все уговоры девятнадцати других монастырей Афона. За это турки ликвидировали монастырь и разместили в нем свои войска. В XIX-XX веках в обители сильно ощущалось русское присутствие: при поддержке царей были построены новый Спасо-Вознесенский храм и несколько малых часовен.
После встречи в 1964 году Константинопольского патриарха Афинагора с папой римским Павлом VI (первая встреча предстоятелей Православной и Римско-католической церквей с 1439 года), консервативные монахи Эсфигмена обвинили патриарха в ереси. С 1974 года они отказались возносить имя Вселенского патриарха как правящего епископа всех афонских монастырей, и за это лишились своего представителя в Киноте (правительстве Афона). Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Вселенский престол официально объявил мятежную братию раскольниками, после чего несколько раз пытался занять обитель.
Главный собор Вознесения Господня построен в начале XIX века. Библиотека монастыря содержит 372 рукописи (в том числе на пергаменте) и 8 тыс. печатных книг. В обители бережно хранится множество мощей святых, например, стопа Марии Магдалины, имеются ценные реликвии, такие как крест Пульхерии и мозаичная икона Спасителя VII века.
Пантелеймонов монастырь или монастырь Святого Пантелеймона является одним из самых крупных на Афоне. Он основан во второй половине XII века русскими, однако во времена монголо-татарского ига на Руси (XIII-XV века) большинство монахов были греками и сербами, а в конце XV – XVI веках здесь жили преимущественно сербы. В начале XVIII века монастырь достиг такого бедственного состояния, что в нём осталось лишь несколько русских и болгарских монахов, а в 1735 году он вообще был объявлен греческим.
Около 1770 года греческие иноки переселились в прибрежную келью Воскресения Христова, где в начале XIX века господарь Валахии заново отстроил монастырь, а старая обитель (Старый Россик) осталась действовать как скит. С прекращением турецкой оккупации Афона в 1830 году монастырь не получил назад своих прежних имений, которые отошли другим монастырям за долги. Но, благодаря покровительству русской императорской фамилии, во второй половине XIX века монастырь весьма вырос и расстроился.
В 1875 году Пантелеймонов монастырь возглавил первый русский игумен Макарий, к концу XIX века обитель стала самым большим из святогорских монастырей по площади и численности братии (в 1903 году там насчитывалось 1446 монахов, а к 1913 – более 2 тысяч). Конституция Афона, принятая всеми другими обителями в 1924 году, не была подписана представителем Пантелеймонова монастыря, хотя в 1940 году он все же согласился исполнять её предписания как действующего государственного законоположения.
В 1947, 1959 и 1968 годах монастырь сильно пострадал от пожаров, и был восстановлен только недавно, в том числе на средства, поступившие от влиятельных бизнесменов из Восточной Украины. Средства, судя по всему, были немаленькие, так как на них отстроили собор Святого Пантелеймона и часовню Александра Невского, а также больницу, гостиницу и кельи для монахов. Среди главных реликвий обители – мощи Святого Пантелеймона Целителя, Иоанна Предтечи и апостола Фомы, частица Животворящего Креста. Также монастырь имеет подворья в Москве, Санкт-Петербурге и Стамбуле.
Монастырь Констамонит основан в XIII веке и освящен во имя Стефана Первомученика. Среди главных реликвий обители значатся мощи святых Стефана, Власия, Константина Великого и Трифона. В главном соборе хранятся две чудотворные иконы – Богоматери Предвозвестницы и Стефана Первомученика, а также старинная икона Одигитрия, подаренная Констамониту сербской княгиней Анной, а ей в свою очередь – византийским императором Мануилом II Палеологом. Библиотека содержит 110 рукописей и 5 тыс. печатных книг.
ОКРЕСТНОСТИ АФОНА
Полуостров Афон окружает ном (по нашему район) Халкидики – центр пляжного туризма Северной Греции. С высоты птичьего полета он похож на трезубец Посейдона, повернутый в сторону Эгейского моря. Из небольшого курортного поселка Уранополи («Город неба»), основанного в 315 году до н.э. местным философом, отходят суда и лодки, на которых паломники и туристы добираются на Святую гору, а женщины могут совершить обзорную экскурсию вокруг полуострова, полюбовавшись монастырями с моря.
Самый западный из трех полуостровов Халкидики – Кассандра, названый в честь македонского царя Кассандра, известен своими отелями, чистейшими пляжами, ресторанами и оживленной ночной жизнью. Центральный из полуостровов, Ситония, притягивает романтичных туристов своей прекрасной природой, горами, покрытыми сосновыми рощами, цветущими полянами и изрезанным живописными бухтами морским побережьем.
Одной из причин, побуждающих тысячи туристов выбирать отдых на Халкидики, является услада желудка, так как здешние ресторанчики и бары с их почти домашней обстановкой – просто рай для гурманов. На ежегодный фестиваль гастрономии в курортный поселок Сани, что на Кассандре, съезжаются шеф-повара лучших «мишленовских» ресторанов мира, а уж они-то знают толк в кухне и на плохое сырье не поедут.
Заведения Халкидики славятся жареными на вертеле «кокоретци» из бараньих потрохов, запеченной слоями «мусаки» из баклажанов, баранины и помидоров под соусом «бешамель», козьим или овечьим сыром «фета», блюдами из осьминогов, каракатиц и моллюсков, а также прекрасными сортами вина, «метаксы» и терпкой анисовой водки «узо».
Недалеко от шоссе, соединяющего полуостров Кассандра с Салониками, на западном склоне горы Катсика расположена Петралонская пещера длиной около двух километров. Она знаменита на весь мир тем, что в ней были найдены самые древние в мире следы костра (ему около миллиона лет) и древнейший в Европе человеческий череп возрастом более 700 тысяч лет. По сторонам проходов обустроены витрины, содержащие каменные и костяные орудия труда, кости, челюсти и зубы различных животных, найденных в пещере (возраст некоторых останков превышает 5 млн. лет). Немалый интерес для туристов представляют и несколько залов с причудливыми сталактитами, сталагмитами и сталагнатами.
ЭКОНОМИКА И ПОКУПКИ
Главной движущей силой экономики Афона является туризм. Но, к сожалению, попасть на Святую гору могут далеко не все. Статья 186-я Устава гласит: «В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой Горы». За незаконное (а другого не может быть) проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность – 8-12 месяцев лишения свободы.
Даже в годы Второй мировой войны, когда над Святой горой потерпел крушение немецкий самолет, и его пассажирам пришлось высадиться на берег, немцы вовремя вспомнили об «аватоне» (запрете на пребывание представительниц прекрасного пола на территории Афона), и их женщины были вынуждены покинуть эту землю и перебраться на подобравшее их судно. С тех пор, как шутят греки, здесь даже самок комаров не наблюдалось. Как это ни грустно, но на Святую гору Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение – «диамонитирион». Они бывают двух видов: общее разрешение (выдается Бюро паломников области Центральная Македония в городе Салоники на 4 дня и дает право пребывания в любом монастыре); индивидуальное разрешение (делается самим монастырем на неограниченный срок с правом ночевать только в монастыре, выдавшем приглашение).
Впрочем, как правило, паломник с индивидуальным разрешением может беспрепятственно переночевать и в любом другом монастыре. На Афоне, в силу духовности места, предпочитают людям верить на слово. Но это не значит, что гостеприимством монахов можно злоупотреблять. Когда недавно здесь поселился скрывавшийся от правосудия опасный преступник, его без особого сожаления выдали полиции.
Из Афона можно привезти знаменитые афонские иконы, а из окрестных мест нома Халкидики – горьковатый и душистый сосновый мед с Ситонии, апельсиновый или каштановый мед, местные домашние вина, оливковое масло и варенья, качественную обувь и кожаные куртки. Греки любят довольно темпераментно поторговаться, так что не стесняйтесь вступать с ними в диспут, используя для этого все знакомые слова и даже жесты.
|
1
2
3
4
5
Автор:Александр Фандюшин (Львов)
Дата нотатки: 10.07.2013 К-сть сторінок: 5
Туристична компанія Аккорд Тур ® 2008-2024 +380736303638