Невеликий затишний готель Discovery B&B запрошує гостей Львова. Мебльовані кімнати готелю розташовані на тихій зеленій вулиці в старій частині Львова, в будинку австрійської забудови. Номерний фонд складається з 14 номерів з усіма зручностями різного класу і цінової категорії.
Пропонуємо нашим гостям затишні кімнати готельного типу з усіма зручностями, які обладнані всім необхідним для комфортного відпочинку. Кожна кімната своєрідна, має свою назву і відповідний інтер'єр.
Своим происхождением Флоренция обязана италийцам, которых позднее покорили этруски. В I в. до н.э. при императоре Юлии Цезаре, на месте окраин этрусского города Фьезоле, у переправы через реку Арно Суллой была заложена военная колония Florentia, то есть «Цветущая». В Средние века городок пребывал в тени своих более удачливых собратьев – Лукки и Пизы.
В X-XI в.в. Флоренция входила в состав Тосканского маркграфства. Подъем города начался вместе с общим подъемом Италии в XI-XII в.в. Несмотря на постоянную вражду местных аристократических семейств, которые поделились на сторонников папы и императора Священной Римской империи, во Флоренции появились такие значительные памятники, как Баптистерий и базилика Сан-Миниато, а также расцвели различные ремесленные корпорации.
С XI в. город превратился в важный центр банковского дела, международной торговли и ремесел (главным образом сукноделия), в 1115 г. стал независимой коммуной. В 1125 г. набиравшая силы Флоренция начала захват окрестных территорий. В 1250 г. пополаны (торгово-ремесленные слои города) одержали вверх над феодальной знатью, в 1252 г. во Флоренции начали чеканить золотой флорин , ставший самой сильной общеевропейской валютой той эпохи. В 1293 г. город принял первую в Европе конституцию , лишившую феодалов политических прав.
На тот же период пришлось творчество великого Данте, который в своей «Божественной комедии» сумел возвести флорентийский говор на литературный Олимп и дать итальянскому языку форму, оставшуюся образцом и поныне. Современниками Данте были художник Джотто, чья гениальная кисть изменила историю живописи, и зодчий Арнольфо ди Камбио, создавший первоначальную структуру Кафедрального собора и Палаццо Веккьо.
В XIV в. во Флоренции зародились первые европейские мануфактуры, прежде всего в мастерских текстильных цехов Лана и Сета. Купцы цеха шерстянщиков Лана, основанного в городе в начале XIII в., закупали шерсть в Северной Африке , Испании , Англии и передавали её на обработку в мастерские (хозяева крупнейших текстильных мастерских цеха Лана в XIV-XV в.в. составляли ядро правящей верхушки пополанов Флоренции).
XIV в. стал для Флоренции периодом готики и игривых стихов Боккаччо (прежде всего «Декамерона»). Но из-за страшной эпидемии чумы 1348 г. и ряда финансовых кризисов для экономики города это было довольно трудное время. В 1345 г. во Флоренции начались массовые волнения, а в 1378 г. вспыхнуло крупное восстание чомпи (чесальщиков шерсти и других наемных рабочих сукнодельных мануфактур, составлявших в тот период около четверти населения города). Они захватили дворец и изгнали правительство, но вскоре из-за отхода мелких ремесленников восстание было жестоко подавлено, а его руководители казнены.
Подавление народного движения и последовавшие за ним репрессии привели к установлению олигархического правления древнего флорентийского рода Альбицци, происходившего из Ареццо (с 1210 г. члены этого рода занимали в городе высшие государственные должности и состояли в цехе Лана). Во время восстания чомпи Альбицци бежали из Флоренции, а в 1382 г. возглавили правительство города, соперничая с родом Медичи.
В 1406 г. под ударами флорентийцев пала некогда великая Пиза. В XV в. коммуна выпустила власть из своих рук, после чего на историческую арену вышло легендарное семейство Медичи, родоначальник которого Козимо Старший, свергнув и выслав из города представителей Альбицци, установил в 1434 г. династическую синьорию, формально сохранив республиканский строй.
Род Медичи, с XIV в. боровшийся с феодальной знатью, спровоцировал и использовал восстание чомпи для укрепления своего политического и экономического положения. В начале XV в. Медичи стали папскими банкирами, открыли филиалы своей торгово-банковской компании, которая считалась одной из крупнейших и богатейших в Европе, в Брюгге, Лондоне и Париже. В 70-х годах XV в. Медичи стали полновластными тиранами Флоренции, а в 1478 г. жестоко подавили заговор против себя, который возглавляли члены рода Пацци.
При Козимо Старшем и его внуке Лоренцо Великолепном Флоренция завоевала ведущие позиции в Тоскане, а также стала крупнейшим культурном центром Европы, где создавались первые шедевры эпохи Ренессанса. Именно в ту эпоху зерна гуманизма стали давать обильный урожай Ренессанса – Медичи, в первую очередь Лоренцо Великолепный, оказались страстными меценатами, давшими толчок письменности и разного рода искусствам. В литературе выдвинулись Полициано, Пульчи, сам Лоренцо Великолепный, в живописи – Боттичелли, Липпи, Гирландайо, Паоло Уччелло, в архитектуре – Брунеллески, Микелоццо, Альберти, в скульптуре – Донателло, Верроккьо, семейство Делла Роббиа.
В 1494 г. народное восстание завершилось изгнанием Медичи, и во Флоренции на короткое время вновь утвердилась Республика. Бурная эпоха на рубеже XV-XVI в.в. стала свидетелем деятельности таких ярких личностей, как Савонарола, Макиавелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Популярный в народе доминиканский священник Савонарола, с 1491 г. занимавший пост приора монастыря Сан-Марко во Флоренции, выступал против тирании Медичи, а после их изгнания способствовал установлению республиканского строя. В 1497 г. Савонарола был отлучен от церкви за критику корыстного и развратного папы Александра VI и в мае 1498 г. сожжен на костре как еретик. Фото 2.0…
После подавления республики к власти во Флоренции пришло правительство олигархов во главе с родом Содерини, но после разгрома в 1508 г. флорентийского ополчения испанцами они были вынуждены бежать из города. В 1512 г. Медичи при поддержке иностранных войск восстановили свое господство, а умелый политик Козимо I сумел не только расширить владения Флоренции в Тоскане, но и усилить свое влияние в Европе (члены рода занимали папский престол в Риме, а также породнились с королевским двором Франции).
Несмотря на это, с конца XV – начала XVI в.в. город начал испытывать существенные экономические трудности из-за сокращения сбыта сукна (главным образом в связи с усилением конкуренции англичан), чужеземных нашествий на Италию и установления новых торговых путей после открытия Америки. В 1527-30 г.г. Медичи вновь были изгнаны из города, с 1532 г. Флорентийское государство, охватывавшее значительную территорию с городами Пиза, Ливорно и другими, стало герцогством, а с 1569 г., после покорения в 1555 г Сиены и объединения всей Тосканы, – Великим герцогством Тосканским.
Преемник Козимо I и последний великий Медичи Франческо I (1574-87 г.г.) заложил основы будущей галереи Уффици. С начала XVII в. все герцоги Тосканы находились в полной зависимости от испанских Габсбургов. На смену угасшему роду Медичи в 1737 г. пришли Лотаринги (по-итальянски Лорена), однако при них Великое герцогство Тосканское стало терять свое политическое и экономическое значение. Тем не менее, сама Флоренция продолжала хорошеть – на берегах Арно появились новые монументы, храмы и сады.
В 1801-07 г.г. Флоренция была столицей зависимого от Франции королевства Этрурия, образованного из Великого герцогства Тосканского после захвата его французскими войсками. В конце 1807 г. королевство Этрурия было упразднено, а его территория включена в состав Французской империи. В 1848-49 г.г. Флоренция была одним центров буржуазной революции, а в 1860 г. вошла в состав Сардинского (с 1861 г. – Итальянского) королевства.
После объединения Италии в ожидании, пока падет папский Рим, Флоренция даже пять лет (1865-1871 г.г.) была столицей всего королевства и резиденцией Савойского двора. В XX в. Флоренция продолжала играть важную роль в культурных процессах Италии. Большой ущерб художественному достоянию города нанесла Вторая мировая война, а также наводнение 1966 г. В настоящее время Флоренция – неминуемая точка маршрута любого путешествия по Италии, которое хочет быть запоминающимся и полным ярких впечатлений.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Баптистерий или Крещальня, освященная именем Святого Иоанна Крестителя и названая великим Данте «прекрасный Сан Джованни», являет собой блестящий образец романского стиля в Тоскане. Прежде здесь находился раннехристианский храм Христа Спасителя, возведенный в V в., а еще раньше – языческий храм Марса. Восьмигранное здание с пирамидальной крышей целиком облицовано мрамором (зеленым – из Прато, белым – из Каррары).
Главную славу Баптистерия составляют его три бронзовые двери – южные, древнейшие, работы Андреа Пизано (1330 г.), с «Житием Святого Иоанна», положившие начало готическому стилю во флорентийской скульптуре; северные, также в готическом стиле, работы Лоренцо Гиберти (1424 г.), с «Новозаветными сюжетами»; и, наконец, восточные, самые знаменитые Врата Рая, работы того же Гиберти (1425-52 г.г.), уже усвоившего уроки Ренессанса и законы перспективы (установлена копия, оригинал ворот находится в Музее собора).
Нарядный интерьер с элементами классического стиля перекликается с наружным убранством храма. Апсида и своды покрыты чудесными мозаиками XIII-XIV в.в. в византийском стиле, исполненными венецианскими и флорентийскими мастерами, в том числе Якопо да Торрита и Чимабуэ. В самой верхней части восьмиугольного купола Баптистерия изображен огромный «Благословляющий Христос» работы Коппо ди Марковальдо (XIV в.).
Колокольня Джотто, исполненная в стиле итальянской готики, имеет высоту около 85 м. Её строительство начал в 1334 г. Джотто, а закончили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Основание колокольни украшено статуями и рельефами выдающихся мастеров эпохи Возрождения, в первую очередь Пизано, который работал по рисункам Джотто (в настоящее время оригиналы статуй перемещены в Музей собора и заменены прекрасными копиями).
Кафедральный собор или Дуомо, освященный именем Санта Мариа дель Фьоре (Дева Мария с цветком), возведен в итало-готическом стиле на месте старого храма Святой Репараты (IV-V в.в.), остатки которого обнаружены во время недавних раскопок. Строительство храма началось в 1294 г. Арнольфо ди Камбио и медленно, с перерывами, продолжалось под руководством Джотто, а затем Франческо Таленти и других. Настоящий фасад, созданный по проекту Де Фабриса в неоготическом стиле, появился только в последней трети XIX в.
Красивый левый портал собора называется Порта делла Мандорла (начало XV в.), левый – Порта дей Каноничи или Врата каноников (XIV в.). Грандиозный восьмигранный купол, ставший символом Флоренции, зодчий Брунеллески начал возводить в 1420 г. Внутри собор имеет форму латинского креста, его холодный интерьер оживлен великолепными произведениями искусства.
Среди них наиболее значимы – ценнейшие витражи эпохи раннего Возрождения; конные портреты Никколо да Толентино, выполненный Андреа дель Кастаньо (1456 г.), и Джованни Акуто кисти Паоло Уччело (1436 г.); картина «Данте и Божественная комедия» Доменико ди Микелино (1465 г.); «Распятие» Бенедетто да Майано (1497 г.) в главном алтаре; огромная купольная фреска «Страшный суд» работы Джорджо Вазари и Федерико Цуккари;
Также большой художественный интерес представляют Старая и Новая сакристии (ризницы). В крипте Святой Репараты находятся фрагменты первоначального убранства собора, древние могильные плиты и недавно найденная могила великого архитектора Брунеллески.
Музей собора располагает богатейшим собранием скульптур, миниатюр и ювелирных изделий, ранее находившихся в баптистерии, соборе и на колокольне. Посреди лестницы, ведущей на верхний этаж, помещена знаменитая «Пьета» Микеланджело (1550 г.) – произведение высокого драматизма, несмотря на свою незаконченность (маэстро предполагал установить эту скульптуру над своей могилой в римской церкви Санта Мариа Маджоре).
Из баптистерия в музей перенесены фрагменты древней купели и старинный серебряный алтарь – шедевр флорентийского ювелирного искусства. Сюда также перенесены скульптуры Донателло (включая пророков Аввакума и Иеремию), Арнольфо и Нанни ди Банко со старого фасада; двое хоров Луки делла Роббиа (1438 г.) и Донателло (1439 г.); деревянная статуя «Кающаяся Магдалина» Донателло; панно «Деятельность человека», «Сотворение Адама и Евы», «Планеты» и «Свободные ремесла» Андреа Пизано и других с колокольни.
В экспозиции музея также представлены ценные картины, реликвии, одеяния священников, инструменты, использованные Брунеллески при сооружении купола собора. Здесь же находятся оригинальные Врата Рая работы Лоренцо Гиберти, замененные копией в 1990 г., и уникальная серебряная передняя стенка алтаря с «Историей Иоанна Крестителя» работы Верроккьо.
Церковь Орсанмикеле возникла на месте, где в раннем Средневековье существовал небольшой монастырь «Святого Михаила в саду» (Сан-Микеле ин Орто – отсюда и произошло современное название). После закрытия монастыря архитектор Арнольфо ди Камбио выстроил в 1290 г. хлебный амбар, разрушенный затем пожаром и вновь восстановленный в смешанном романо-готическом стиле, при этом здание было превращено в церковь.
Старшие ремесленные цеха взяли на себя украшение внешних ниш – каждый украсил одну из них статуей своего патрона и гербом. Среди превосходных образцов флорентийской скульптуры – работы Гиберти, Нанни ди Банко, Донателло, Верроккьо и Джамболоньи (XIV- XV в.в.). Главная достопримечательность храма – роскошный мраморный табернакль (алтарь) работы Андреа Орканьи (1359 г.) с высокочтимым образом «Мадонна делле Грацие», или «Божья Матерь Милующая с Ангелами» работы Бернардо Дадди.
Этот образ был исполнен по обету после окончания страшной чумы 1348 г. Ежегодно, 26 июля, в день праведной Анны, храм украшают штандартами старинных ремесленных корпораций – в память об изгнании в этот день 1343 г. из города тирана Готье де Бриенна, герцога Афинского. Крытым переходом церковь Орсанмикеле соединена с Палаццо делль Арте делла Лана, или Дворцом гильдии шерстянщиков (XIV в.), на углу которого расположен прекрасный богородичный образ Санта Мариа делла Тромба работы Якопо дель Казентино (XIV в.).
Площадь Синьории или Пьяцца делла Синьориа, устроенная как сакральный центр города, начиная со Средневековья и по сию пору является средоточием гражданской жизни Флоренции. Она образовалась в конце XIII в. и представляет собою городской ансамбль несравненной красоты и благородства. Одна из сторон площади занята трехарочной Лоджией Синьории, известной также как Лоджия Ланци (прозвана так по отряду ландскнехтов, стоявшему тут в XVI в.) или Лоджия Орканьи, по имени зодчего, хотя в действительности её возвели в 1380 г.совсем другие архитекторы – Бенчи ди Чоне и Симоне Таленти.
Внутри Лоджии находятся скульптурные шедевры «Похищение сабинянок» Джамболоньи (1583 г.), «Персей» Бенвенуто Челлини (1554 г.), античная скульптура «Менелай с телом Патрокла», реставрированная Таккой, и «Геракл, убивающий кентавра Несса» Джамболоньи. На площади Синьории, больше похожей на музей под открытым небом, расположены монументальный фонтан «Нептун с морскими божествами» работы Амманнати (1575 г.), за малоэлегантную фигуру иронично прозванный Бьянконе («Беляк»), и бронзовая конная статуя Великого герцога Козимо I Медичи работы Джамболоньи (1594 г.).
В нескольких шагах от фонтана находится плита, указывающая место, где в мае 1498 г. были сожжены Савонарола и его приверженцы. На ступенях Палаццо Синьории – копия «Марцокко», геральдического льва с флорентийской лилией (оригинал в музее Барджелло), копия великолепной бронзы «Юдифь и Олоферн» Донателло (оригинал внутри дворца), копия знаменитого «Давида» Микеланджело (оригинал в галерее Академии) и мраморная группа «Геркулес и Какус» Баччо Бандинелли. В здании на северной стороне площади размещена коллекция Альберто делла Раджоне современных художников.
Палаццо Веккьо или Палаццо Синьории, увенчанное выступающей крытой галереей с зубцами, напоминает настоящую крепость. Древнее ядро здания возведено архитектором Арнольфо ди Камбио, начиная с 1299 г. Над его корпусом высится зубчатая башня Арнольфо, законченная к 1310 г. Массивные стены украшают три тонких карниза и окна-бифоре, придающие палаццо гармонию и пропорциональность; на фасаде – гербы города и монограмма Христа.
В XVI в. дворец перестраивал Вазари, в XVII в. – Буонталенти. При Козимо I, с 1540 г. городская ратуша стала резиденцией Медичи, с 1865 по 1871 г.г., когда Флоренция была столицей Итальянского королевства, в палаццо размещались Палата депутатов и Министерство иностранных дел. С 1872 г. и до сих пор здесь находится муниципалитет (коммуна).
Пройдя во внутренний дворик, которому Микелоццо в 1470 г. придал ренессансный вид, можно осмотреть виды австрийских городов под люнетами, исполненные Вазари по случаю бракосочетания Франческо I с Иоанной Австрийской. Посреди двора – небольшой грациозный фонтан с порфировой чашей и копией прелестной фигурки «Амура с дельфином» работы Андреа дель Верроккьо (1476 г.), оригинал которой находится внутри, в музее.
Внушительная лестница Вазари ведет в музейные залы, где расположены – пышный Большой зал Пятисот (или Салон Пятисот), построенный в 1495 г. Кронакой для собраний Народного совета, со статуей «Гений Победы» Микеланджело (1534 г.) и удивительными фресками; Студия Франческо I, кабинет, украшенный Вазари в 1572 г., где эксцентричный государь занимался алхимией; Зал Двухсот постройки Майано (1477 г.); зал Мезонин работы Микелоццо с коллекцией Лоэзер (тосканская скульптура и живопись эпохи Ренессанса);
Апартаменты Льва X, откуда лестница, украшенная фреской «Праздник Иоанна Крестителя» Страдано с интересным ночным видом площади Синьории, ведет на верхний этаж, к Апартаментам Стихий, украшенным Вазари, и к Апартаментам Элеоноры Толедской; на этом же этаже – Зал Лилий, созданный Майано, которому принадлежит и мраморный портал с чудной деревянной дверью, ведущей в Зал Аудиенций; Канцелярия, служившая кабинетом Никколо Макиавелли, когда тот был секретарем Флорентийской республики (здесь выставлен его бюст);
Гардеробная Медичи, где владыки Флоренции хранили свои драгоценности и где особый интерес представляют 54 географические карты, созданные в 1563-75 г.г. Данти и Буонсиньори и отражающие тогдашние представления о мире (в дальнем правом углу – карта Московии).
Галерея Уффици – это архитектурный шедевр Вазари в формах позднего Ренессанса, начатый им в 1560 г. Идея строительства принадлежала Козимо I, пожелавшему вместить в одном здании все административные учреждения или офисы («уффици»). Вазари деликатно вмешался в городское ядро и спроектировал для Уффици длинный портик, заканчивающийся лоджией на берегу Арно (ниши портика в XIX в. были украшены статуями знаменитых тосканцев).
«Коридор Вазари» идет от Палаццо Синьории над Понте Веккьо до Палаццо Питти, соединяя таким образом правительственную резиденцию и герцогский дворец. «Коридор», где теперь экспонируется знаменитая коллекция автопортретов итальянских и иностранных художников, был сооружен довольно быстро в период между весной и осенью 1565 г. Саму Галерею Уффици основал Франческо I, преемник Козимо I – по его заказу архитектор Бернардо Буонталенти в 1582 г. реорганизовал интерьеры и соорудил «Зал Трибуна».
Коллекция была существенно расширена другими Медичи, а в 1737 г. Анна-Мария-Людовика, последняя представительница династии, подарила её городу. Среди множества шедевров, прославивших Уффици во всем мире, назовем следующие – работы Джотто и ранних тосканцев-«примитивистов», то есть художников периода Дученто, в том числе «Прославление Мадонны» (или «Маэста») Чимабуэ, «Мадонна на троне с Младенцем, Ангелами и Святыми» Джотто, «Мадонна на троне с Младенцем и Ангелами» Дуччо ди Буонинсенья;
Произведения сиенского Треченто – «Благовещение» Симоне Мартини, «Введение во храм» и «Житие Николая Чудотворца» Амброджо Лоренцетти; «Мадонна с Младенцем и Ангелами» Таддео Гадди, «Поклонение волхвов» Джентиле да Фабриано, «Битва при Сан-Романо» Паоло Уччелло, «Портрет Федерико да Монтефельтро» и «Портрет Баттисты Сфорца» Пьеро делла Франческа, «Мадонна с Младенцем и Святой Анной» Мазаччо, «Мадонна с Младенцем и двумя Ангелами» Филиппо Липпи, работы Фра Беато Анджелико;
Знаменитые картины великого Сандро Боттичелли – «Аллегория весны», навеянная гениальной поэзией Лукреция и Полициано, «Рождение Венеры», также вдохновленная стихами Полициано, «Мадонна с гранатом», «Магнификат», «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Минерва и кентавр», «Мадонна со Святым Варнавой» и «Клевета»; в зале Боттичелли интерес представляет и «Алтарь Портинари» – шедевр Гуго ван дер Гуса.
Леонардо да Винчи представлен в Уффици тремя своими произведениями, в том числе чудесным «Благовещение» и незаконченным шедевром «Поклонение волхвов». Кроме того, в галерее находятся знаменитое «Святое семейство» (или «Тондо Дони») Микеланджело Буонарроти; работы Рафаэля Санти «Портрет Франческо-Марии делла Ровере», «Мадонна со щегленком», «Портрет Юлия II» и «Портрет Льва X»; картины Тициана «Венера Урбинская», «Венера и Амур», «Флора», а также произведения Караваджо, Понтормо, Рубенса, Ван Дейка, Джорджоне, Дюрера, Гойи, Каналетто и других.
«Зал Трибуна», спроектированный Буонталенти и расписанный Поччетти, является прекрасным образцом подлинного маньеризма конца Чинквеченто. Здесь находятся прославленная статуя «Венера Медицейская» (II в. до н.э.), «Маленький Аполлон» и «Раб-точильщик», а также восьмигранная столешница – чудесный образец флорентийской мозаики XVII в., на который мастера Лигоцци и Поччетти потратили шестнадцать лет работы.
Понте Веккьо или Старый мост прекрасно виден из окон Галереи Уффици. Действительно старейший городской мост возник на месте, где существовала переправа, устроенная еще этрусками. Документально известно, что деревянная конструкция моста существовала в 972 г. Разрушенный наводнением 1333 г., Понте Веккьо был отстроен вновь в 1345 г. Нери ди Фьораванти. Тогда же по сторонам моста возникли торговые ряды, куда в конце XVI в. Фердинандо I перевел ювелиров.
Над восточными рядами моста проходит Коридор Вазари, соединяющий Палаццо Веккьо и Палаццо Питти. Посреди моста, давно ставшего пешеходным, стоит памятник знаменитому флорентийскому скульптору и ювелиру Бенвенуто Челлини работы Романелли. Во время наступления союзников нацисты хотели взорвать мост, но горожане им этого не позволили (тогда была разрушена застройка по обеим сторонам Понте Веккьо для устройства оборонительных плацдармов). За мостом, на фасадах некоторых домов, видны следы наводнения 1966 г.
Палаццо Питти – самый внушительный флорентийский дворец эпохи Возрождения. Начатый в 1458 г. по плану Брунеллески, под наблюдением Луки Франчелли и по заказу Луки Питти, дворец впоследствии неоднократно расширялся (по проектам Амманнати, Париджи и Руджери). В 1550 г. он был куплен Элеонорой Толедской, супругой Козимо I, став таким образом собственностью великих герцогов. После угасания династии Медичи дворец перешел к Лотарингам, а когда Флоренция стала столицей Италии, служил резиденцией короля.
За дворцом расстилаются кущи недавно отреставрированного Сада Боболи работы мастера Триболо – одного из самых блестящих образцов «итальянского сада» (в саду расположены удивительный грот Буонталенти и несколько великолепных фонтанов). В одном из домов перед дворцом, на Пьяцца Питти, почти год жил Достоевский, писавший свой роман «Идиот», сюжеты которого обдумывал во время прогулок по Саду Боболи. Внутри Палаццо Питти находятся сокровища мирового значения, систематизированные по нескольким разделам.
Палатинская галерея, сохранившая структуру пинакотеки XVII в., украшена специально созданными фресками Чиро Ферри и Пьетро да Кортона. Монументальные или Парадные апартаменты содержат шикарный Зал королевы. Галерея современного искусства известна коллекцией тосканских художников, близких к французским импрессионистам, а также особым Демидовским залом, где царствует роскошный портрет Демидова кисти Брюллова. Музей серебра представляет прекрасные произведения ювелирного искусства со всего мира.
Среди жемчужин собрания Палатинской галереи упомянем следующие – «Красавица», «Мария Магдалина» и «Портрет знатного человека» Тициана; «Возвращение крестьян с полей», «Четыре философа» и «Последствия войны» Рубенса; «Дама с покрывалом» Рафаэля. Кроме того, его кисти принадлежат «Мадонна дель Импанната», «Гравида», портреты «Томмазо Ингирами», «Аньоло Дони» и «Маддалены Дони», а также «Мадонна делла Седжола» круглой формы (тондо), написанная маэстро в Риме в 1516 г. (картина приобрела особенную популярность благодаря тому, что на ней Рафаэль с особым чувством написал женский образ, вдохновленный чертами любимой женщины, Маргариты Лути).
Также в Палатинской галерее можно осмотреть произведения Перуджино («Мария Магдалина»), Боттичелли («Прекрасная Симонетта»), Филиппо Липпи («Мадонна с Младенцем»), Ван Дейка, Тинторетто, Веласкеса, Мурильо, Веронезе, ряда голландских и фламандских мастеров с их «фантастическими пейзажами». Следует иметь в виду, что картины в галерее развешаны согласно вкусам её создателей, не всегда соответствуя строгим музейным принципам современности, что, впрочем, лишь сохраняет аромат эпохи.
Церковь Санто Спирито или храм Святого Духа, один из ярких образцов раннего Ренессанса, был начат по плану Брунеллески в 1444 г. (строительство завершил в 1487 г. Манетти, а колокольню выстроил к 1517 г. Баччо д`Аньоло). В плане церковь имеет форму латинского креста, увенчанного куполом. Интерьер церкви декорирован Филиппино Липпи, Сансовино и Росселлино. Особый интерес представляет трапезная, где хранится фреска «Тайная вечеря» работы Орканья (1360 г.). На площади Санто Спирито стоит также красивый Палаццо Гваданьи.
Церковь Санта Мариа дель Кармине построена в романо-готическую эпоху, во второй половине XIII в., но почти целиком уничтожена сильным пожаром в 1771 г. и впоследствии перестроена зодчим Джузеппе Руджери. Однонефный зал в форме латинского креста имеет ложные архитектурные перспективы, написанные на сводах Доменико Стаджи. В левом трансепте – капелла Корсини, расписанная фресками Луки Джордано, со скульптурой Джован-Баттиста Фоджини и памятником Святому Андрею Корсини.
Из ризницы через большой двор можно пройти в трапезную с фресками Аллори. В правом трансепте, в нетронутой пожаром капелле Бранкаччи, находится знаменитый цикл фресок, изображающих «Житие апостола Петра» и «Грехопадение прародителей». Фрески, над которыми трудились Мазолино (1424-25 г.г.), Мазаччо (1426-27 г.г.) и Филиппино Липпи (закончил работы в 1485 г.), являются одними из ярчайших шедевров итальянского искусства.
Наибольшее значение имеют фрески Мазаччо, художника, положившего блестящее начало флорентийскому Ренессансу. Его кисти принадлежат «Изгнание из Рая», «Уплата подати», «Петр и Иоанн раздают милостыню», «Петр крестит народ» и «Петр исцеляет больных своей тенью». Над алтарем – мраморный образ Кармелитской Мадонны (или «Мадонны народа») тосканской школы. Рядом с капеллой Бронкаччи – вход в обширную ризницу с работами Андреа да Фиренце. К церкви прилегает старый братский корпус с красивым клуатром, где в экспозиции флорентийского художника Гварньери разъясняется техника фрески.
Церковь Санта Мариа Новелла – прославленная флорентийская базилика, шедевр готической архитектуры Треченто. Она основана в первой половине XIII в. на месте более старинной церкви и потому названа Новой (Новелла). Ясностью своих пропорций и сгущенностью пространства церковь выражает идеологию влиятельного ордена доминиканцев. Нижняя часть прелестного мраморного фасада XIV в. с инкрустациями в смешанном романо-готическом стиле построена зодчим Альберти. Ему же принадлежит авторство центрального портала, а верхняя часть фасада выполнена уже в стиле Ренессанса.
В «Зеленом дворике», внутри монументального комплекса, прилегающего слева к церкви (Музей Санта Мариа Новелла), расположены – трапезная и фрагменты перенесенных сюда фресок Паоло Уччелло, первоначально украшавших люнеты во дворе и посвященных сюжетам из Книги Бытия (особенно ценны «Всемирный потоп» и «Жертвоприношение Ноя»); «Большая Испанская капелла», сооруженная около 1350 г. Фра Якопо Таленти и целиком расписанная фресками Андреа ди Бонаюто и его учеников на сюжеты из жития Фомы Аквинского и Доминиканского ордена; «Большой клуатр» и «Дворик мертвых».
Внутри храм представляет собой трехнефную базилику со стройными колоннами и стрельчатыми сводами. В левом нефе – известнейшая фреска «Троица» Мазаччо (1427 г.), которая выражает представления Ренессанса о перспективе. В ризнице находятся ранняя работа Джотто «Распятие» и купель из мрамора и майолики работы Джованни делла Роббиа.
Там же, в верхней капелле Строцци Мантуанских, сохранились фрески Нардо ди Чоне. В первой капелле справа от главного алтаря – «Распятие» Брунеллески; рядом – стенопись Филиппино Липпи; в апсиде – цикл фресок Гирландайо «Земная жизнь Девы Марии и Иоанна Крестителя», по которым учился Микеланджело. В конце первого нефа – гробница Константинопольского патриарха Иосифа II, умершего во время Флорентийского Собора.
Базилика Сан Лоренцо или Церковь Святого архидиакона Лаврентия возведена в XV в. зодчим Брунеллески по заказу основателя династии Медичи, Козимо Старшего, на месте значительно ранней церкви. В глубине главного нефа находятся последние работы Донателло – две бронзовые кафедры на высоких колоннах (1460 г.). В правом нефе во второй капелле – «Обручение Девы Марии» Россо Фьорентино (1523 г.), в самом конце правого нефа на стене – мраморный табернакль (алтарь), шедевр Дезидерио да Сеттиньяно.
На полу напротив алтаря установлены три бронзовые круглые решетки, которые указывают место склепа, где погребен Козимо Старший. В глубине левого трансепта – «Старая ризница», возведенная Брунеллески, внутри которой находятся изящные произведения Донателло. В сквозной нише слева от входа – саркофаг из мрамора, порфира и бронзы работы Верроккьо, установленный над могилами Джованни и Пьеро Медичи.
Из левого нефа через красивый монастырский двор можно пройти в Библиотеку Лауренциана, основанную Козимо Старшим и расширенную Лоренцо Великолепным, чье имя она и носит. Вестибюль библиотеки – плод архитектурного гения Микеланджело, получившего в 1524 г. заказ от Климента VII (заканчивали проект Вазари и иные архитекторы).
Капеллы Медичи представляют собой помпезный комплекс капелл и ризниц, примыкающих к базилике Сан-Лоренцо. Через обширную низкую крипту работы Буонталенти с гробницами многих Медичи по короткой лестнице можно пройти из базилики в монументальную капеллу Государей. Её стены сверху донизу облицованы камнями ценных пород, а в нишах помещены шесть надгробий Великих герцогов Тосканских.
Коридор из капеллы Государей ведет в Новую ризницу – одно из совершеннейших произведений Микеланджело (1524 г.). Эта истинная усыпальница строгого и меланхолического вида покрыта кессонированным куполом. У входа слева – гробница герцога Лоренцо Урбинского с аллегорическими фигурами Утра и Вечера, напротив неё – гробница герцога Джулиано Немурского с фигурами Дня и Ночи. Статуи герцогов, олицетворяющие созерцание и действие, поставлены над аллегориями времени и бренности мира.
В нише напротив главного алтаря находится незаконченная гробница Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано, где помещена прекрасная статуя «Мадонна с Младенцем» работы Микеланджело (в петербургском Эрмитаже хранится его же «Скорчившийся мальчик», первоначально предназначавшийся для капеллы семьи Медичи).
Палаццо Медичи-Риккарди – великолепный образец флорентийского Возрождения, выстроенный архитектором Микелоццо в 1460 г. для правителя Козимо Старшего. Дворец служил резиденцией династии Медичи, начиная с Лоренцо Великолепного, а в XVII в. был куплен и расширен богатым семейством Риккарди. Дворцовая капелла украшена знаменитыми фресками Беноццо Гоццоли «Путешествие царей-магов в Вифлеем» или «Шествие волхвов» (1460 г.), которые олицетворяют Флорентийский собор, когда духовенством была предпринята неудавшаяся попытка объединить православие и католицизм.
В палаццо Медичи родились Лоренцо Великолепный, папы Лев X и Климент VII. В настоящее время во дворце располагаются библиотеки Риккардиана и Морениана, Медицейский музей, где хранятся шпалеры, портреты и картины (в том числе работы Липпи, Бронзино и Гирландайо), а часть помещений используется под присутственные места. Галерея, потолок которой расписан Лукой Джордано (1683 г.), служит актовым залом.
Базилика Сантиссима Аннунциата или церковь Благовещения Богородицы, появившаяся в XIII в. как ораторий, в 1444-81 г.г. была полностью перестроена Микелоццо. Внутри однонефного барочного зала слева расположена богато украшенная маленькая капелла с чудотворным образом Богородицы. На Пьяцца делла Сантиссима Аннунциата выходит протяженный фасад чудной постройки Брунеллески – Приюта невинных подкидышей, начатого им в 1419 г.
На фасаде Приюта в медальонах арок находятся известные майоликовые рельефы (тондо) работы Андреа делла Роббиа, изображающие спеленатых младенцев. Замысловатые фонтаны на площади изваял Такка, а конную статую герцога Фердинандо I – Джамболонья.
Археологический музей размещается в Палаццо делла Крочетта, возведенном Париджи для герцогини Марии-Маддалены Австрийской. Он создан в 1870-80 г.г. и содержит выдающуюся коллекцию, особенно этрусских артефактов. На первом этаже находятся собрание греческой, этрусской и римской скульптуры (в том числе «Артемида Лафриа») и топографический музей Этрурии (в саду – уникальные этрусские гробницы и могильные памятники).
Второй этаж отведен под один из важнейших в мире Египетский музей, основанный на базе находок Ипполито Росселини во время франко-тосканской экспедиции 1829 г.; Антиквариум с этрусской, греческой и римской античной скульптурой и бронзой («Ареццская химера» V в. до н.э., «Идолино» V в. до н.э., «Оратор» I в. до н.э.); Зал нумизматики и Собрание драгоценностей (геммы, золотые и серебряные изделия, ценное стекло).
На третьем этаже расположены продолжение Антиквариума и отдел, посвященный доисторической Тоскане; залы с италийскими и восточно-средиземноморскими предметами; коллекция глиняных и терракотовых ваз (в том числе шедевр греческой керамики – «Ваза Франсуа» VI в. до н.э.); живопись из гробниц Орвието и этрусская гипсотека.
Музей Сан-Марко размещен в корпусах монастыря Святого Марка, возведенного в 1452 г. зодчим Микелоццо. В его кельях обитали выдающийся флорентийский художник Фра Беато Анджелико, бесстрашный монах-революционер Савонарола и русский духовный писатель преподобный Максим Грек, носивший в ту пору имя Михаил Триволис. В настоящее время музей Сан-Марко знаменит внушительным собранием произведений Анджелико.
Из двора Святого Антонина, декорированного стенописью (выделяется фреска «Святой Доминик у Распятия» работы Анджелико), можно пройти в Капитул, также расписанный Анджелико, с грандиозным «Распятием». В зале «Оспицио дей Пеллегрини» – великолепное собрание картин Анджелико, среди которых – «Страшный суд», «Табернакль ткачей льна» («Линайоли»), «Рождество», «Бегство в Египет», алтарные образы «Святой Марк» и «Монашеская роща», один из последних шедевров монаха – «Снятие с креста» (1435 г.).
На втором этаже расположены кельи иноков, а также личные апартаменты Савонаролы с его вещами и реликвиями (аббат привселюдно был сожжен на Площади Синьории, но затем горожане раскаялись и даже водрузили ему памятник). Ряд помещений расписан Анджелико и его учениками в 1439-45 г.г., среди известных фресок – «Не прикасайся ко мне», «Возложение тернового венца на Христа», «Коронование Девы Марии», «Преображение» и самое знаменитое произведение Анджелико в этой части монастыря – «Благовещение».
Галерея Академии была сооружена в 1784 г., когда Великий герцог Пьетро-Леопольдо решил объединить в единое собрание работы различных художественных школ Флоренции с коллекцией живописи старых мастеров, преимущественно XIII-XVI в.в. Однако истинная слава галереи – скульптуры великого Микеланджело, выставленные вдоль стен большого зала (Салона), который заканчивается особым помещением, так называемой Трибуной (архитектурный проект Эмилио де Фабриса последней трети XIX века).
Тут представлены такие шедевры великого маэстро, как четыре подготовительные модели «Рабов» (1518 г.), заказанные для гробницы Юлия II; начатая статуя «Евангелист Матфей» (1505 г.), которая должна была войти в ансамбль фасада флорентийского собора; поздняя работа «Пьета из Палестрины». Над всем царствует «Давид» – всемирно известная колоссальная скульптура, созданная Микеланджело к 1504 г. по заказу кафедрального собора и поставленная флорентийцами на Площади Синьории как символ свободы Республики.
В остальных залах галереи – произведения мастеров XIII-XVI в.в. (среди ценнейших – «Венера и Амур» Понтормо, «Древо жизни» Пачино ди Буонагвида и другие), а также небольшая коллекция русских икон, принадлежавшая Великим герцогам Тосканским. Возле галереи Академии, на площади Белле Арте находится основанная в 1809 г. Консерватория имени Луиджи Керубини, где хранятся авторские партитуры Россини, Керубини, Скарлатти, а также музыкальные инструменты, изготовленные Страдивари, Амати и иными мастерами.
Музей Барджелло расположен в массивном и строгом палаццо Барджелло, который возник в 1255 г. как резиденция народного капитана. Впоследствии здесь находились городской голова («подеста»), а в XVI в. – начальник полиции («барджелло»). Зубчатая башня здания имеет свое имя – «Волоньяна». Национальный музей, основанный в стенах палаццо в 1859 г., необычайно важен благодаря коллекции тосканской скульптуры (в особенности эпохи Возрождения, то есть XV-XVI в.в.), а также предметов старины и оружия.
Вестибюль ведет в просторный «Зал Чинквеченто» с произведениями Микеланджело, среди которых – «Пьяный Вакх», мраморное тондо «Мадонна с Младенцем и юным Иоанном Крестителем», «Давид» (или «Маленький Аполлон») и «Бюст Брута», а также со скульптурами Бенвенуто Челлини («Меркурий» и бюст «Козимо I Медичи»), Даниэле да Вольтерра, Якопо Сансовино, Джамболоньи, Амманнати, Бандинелли, Бернини и других мастеров.
Лестница ведет на второй этаж, где в лоджии выставлены скульптуры и бронзовые статуи Джамболоньи. «Капелла подесты» украшена фресками Джотто (в сцене «Рай» угадывается Данте). «Зал Главного совета» посвящен ренессансной скульптуре, в том числе работам Донателло «Святой Георгий», «Давид» и «Юный Иоанн Креститель». Также здесь находятся два рельефа «Жертвоприношение Исаака» Гиберти и Брунеллески и майолика Луки делла Роббиа.
Затем следуют «Башенный зал» и «Зал подесты» с экспозициями гобеленов, мозаик и прочих предметов искусства. Из «Зала подесты» можно пройти в «Зал слоновой кости», где выставлена раскрашенная деревянная скульптура Тосканы. Далее идут «Зал золотых изделий» и «Зал майолики». На третьем этаже в первом зале представлены майолики Джованни делла Роббиа и его мастерской (XV-XVI в.в.), а в зале, прозванном «Умывальня», собрана майолика Андреа делла Роббиа. В «Зале Верроккьо» выставлены его «Давид» и «Дама с букетом», в других залах – богатая коллекция оружия и экспонаты из собрания Франкетти.
Базилика Санта Кроче или Святого Креста – яркий образец флорентийской готики. Она расположена на одноименной площади, которая в древности служила местом народных собраний и празднеств, а со времени Ренессанса – местом ристалищ. На этой площади обычно проводят традиционную ежегодную костюмированную игру в мяч. Над площадью доминирует францисканская базилика Санта Кроче, начатая в середине XIII в., но освященная лишь в 1443 г.
У левого входа в храм стоит памятник Данте работы Энрико Пацци (1865 г.), иронично прозванный горожанами «Данте, прыгающий через лужу». Трехнефная базилика в плане имеет излюбленную францисканцами форму креста в виде буквы Т (такой крест особо почитал Святой Франциск). Национальный пантеон, как титулуют Санта Кроче, знаменит своими гробницами Микеланджело, Вазари, Витторио Альфиери, Кановы, Никколо Макиавелли, Джоаккино Россини, Уго Фосколо, Галилео Галилея, Лоренцо Гиберти, Михаила Огинского.
Среди произведений церковного искусства выделяются кафедра работы Бенедетто да Майано и прекрасное «Благовещение» Донателло на правой стене. В правом трансепте – капеллы Кастеллани и Барончелли с фресками эпохи Треченто (особенно выделяется работа Таддео Гадди). В ризнице той же эпохи – капелла Ринуччини, расписанная Джованни да Милано.
В глубине храма расположены капеллы Перуцци и Барди со знаменитыми фресками Джотто (в особенности известен его цикл «Житие Святого Франциска Ассизского» в капелле Барди), главный алтарь, декорированный Аньоло Гадди, с деревянным Распятием работы мастера из Фильине, и капелла Барди ди Вернио (последняя слева) с фресками Мазо ди Банко.
Территория Музея Санта Кроче охватывает комплекс бывшего монастыря с дворами, трапезной и капеллами, среди которых самая известная – капелла Пацци, начатая великим архитектором Брунеллески в 1443 г. Из экспонатов музея наибольшую художественную ценность имеют «Распятие» Чимабуэ (серьезно испорчено наводнением 1966 г., но тщательно восстановлено) и «Страшный суд» работы Андреа Орканьи. С общим ансамблем Санта Кроче несколько контрастирует неоготический фасад и колокольня, пристроенные в XIX в.
Пьяццале Микеланджело расположена у реки недалеко от дворца Питти и форта Бельведер. С великолепной террасы, носящей имя великого сына Флоренции, открывается чудесная панорама на городской центр и берега Арно. Отсюда различимы все важнейшие памятники, башни, колокольни, палаццо, соборы Флоренции и даже постройки предместья Фьезоле. В центре площади расположены бронзовая копия «Давида» и статуй из капелл Медичи.
Базилика Сан Миниато аль Монте возвышается на холме Монте-алле-Крочи за пьяццале Микеланджело. Эта изумительной красоты романская церковь была возведена в XI-XIII веках. Над её главным порталом – чудесная мозаика XIII в. «Спаситель с армянским царевичем Миниатом и Божьей Матерью». Внутри храм украшают другие мозаики того же периода и цикл фресок Спинелло Аретино в ризнице. Центральную капеллу «Распятие» соорудил Микелоццо (1448 г.), а в крипте находится прекрасная рака Святого царевича Миниата.
Фьезоле стоит на одноименных холмах над долинами Арно и Муньоне, воспетых Александром Блоком, Михаилом Кузьминым и другими поэтами. Задолго до существования Флоренции теперешнее предместье Фьезоле было одной из двенадцати столиц Этрурии. Завоеванный древними римлянами, город не терял своего значения до покорения его флорентийцами. Однако благодаря меценатству Медичи тут расцвели многие виды искусства.
Центром города является просторная и в то же время довольно уютная площадь Мино да Фьезоле, куда выходят Семинария XVII в., Епископский дворец, возведенный в XI в., и собор Святого Ромола того же периода. Замыкают ансамбль площади муниципальный Палаццо Преторио XIV в. с гербами подесты (значительно перестроенный впоследствии), и небольшая церковь Санта Мариа Примерана X в., перестроенная в XVI в. Посреди площади водружен бронзовый конный памятник Гарибальди и королю Виктору-Эммануилу II.
За апсидой собора расположен прекрасный Музей Бандини, где собраны произведения Таддео и Аньоло Гадди, Лоренцо Монако, Якопо дель Селлайо и других. Перед музеем Бандини находится вход в Городской музей и Археологическую зону, в центре которой выделяется просто излучающий древность римский театр I в. до н.э., обнаруженный в 1809 г. немецким археологом фон Шеллерсгеймом. Другая достопримечательность Фьезоле – францисканский монастырь, откуда открывается изумительная панорама Флоренции.
НАСЕЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА
Помимо великих произведений искусства Флоренция предоставляет широкий выбор продукции традиционных ремесел (ювелирные и кожевенные изделия, мозаика), отличную кухню и вино (чего стоит только непревзойденное «кьянти»), а также самобытный тосканский фольклор (взрыв повозки на Пасху, костюмированная игра в мяч) и значительные культурные мероприятия (фестиваль «Музыкальный май» и парады моды).
Ныне во Флоренции проживает 370 тыс. человек, а с пригородами Прато и Пистоя – около 1,5 млн. жителей. Благодаря Петрарке, Боккаччо и Данте Флоренцию называют «колыбелью итальянского языка», так как именно флорентийский диалект стал образцом литературного итальянского языка. Теперь же он служит средством общения с возрастающим числом иммигрантов, число которых уже превышает 10% населения города (более 60 тыс. китайцев, а также албанцы, румыны, украинцы, филиппинцы, латинос и марокканцы).
К югу от Флоренции лежит прославленный регион «Кьянти», рецепт которого (70% санджовезе, 15% канайоло и 15% мальвазии бьянка) в середине XIX в. создал барон Беттино Риказоли, позже ставший премьер-министром Королевства Италии. Виноград санджовезе занимает видное место не только в классическом кьянти, которое традиционно разливают в бутылки с соломенной корзиной-фиаско, но и во многих более поздних сортах вин, получивших название «супертосканских» (в том числе сассикайа и орнеллайа).
Флорентийская кухня происходит из традиционной крестьянской еды, и подавляющее большинство блюд делается на основе мяса. В городе очень популярны «лампредотто» – рубцы, приготовленные с томатами, луком и приправами, которые подаются как бутерброды с соусом. Закуски-антипасто включают «кростини тоскани» (домашний хлеб с паштетом из куриной печени) и нарезанное мясо (в основном прошутто и салями), которое подают с дыней.
Не последнюю роль во флорентийской трапезе занимают знаменитые супы «риболлита» (с хлебом, бобами и овощами) и «паппа аль помодоро», а также салат «панзанелла» с хлебом, помидорами, базиликом, оливковым маслом и уксусом, куда по желанию добавляют вино, каперсы, анчоусы, лук, чеснок, перец, тунец, яйца и многое другое. Наиболее известным местным блюдом является «бистечча алла фиорентина» – большой (около 1200 г) стейк на косточке из говядины тосканской породы кьянина, приготовленный на древесном угле с добавлением руколы, сыра пармезан и оливкового масла.
После сытного чревоугодия мозг требует зрелищ, и тут Флоренции есть что показать. Одним из самых ярких городских гуляний является «Скоппио дель Карро» («Взрыв повозки») – празднование Первого крестового похода в день Пасхи, когда на Пьяцца дель Дуомо между баптистерием и кафедральным собором устанавливают запряженную четырьмя белыми волами повозку, которую флорентийцы называют «бринделлоне». В конце Пасхи модель голубя, согласно легенде являющегося символом удачи для Флоренции, вылетает по веревке из собора и под ликованье толпы зажигает фейерверки на повозке.
Другим ярким и чисто флорентийским зрелищем является «Кальчио Сторико Фьорентино» («Исторический флорентийский футбол») – традиционная костюмированная игра в мяч, зародившаяся еще в XVI в., название которой происходит от слова «удар» («кальчио»). Первоначально в неё играли только богатые аристократы, а среди известных игроков были даже папы Климент VII, Лев XI и Урбан VIII. Наиболее важный матч в «кальчио» был сыгран 17 февраля 1530 г. во время осады Флоренции папскими войсками, когда в знак неуважения к врагам флорентийцы провели игру, несмотря на сложившуюся ситуацию.
После некоторого перерыва «кальчио» возродилось в 30-х годах XX в. Хотя игра считается предвестником футбола, фактически больше она напоминает современный регби (дозволяются удары головой, кулаками и локтями, но запрещены попадания в голову). Ежегодно летом на Пьяцца Санта Кроче возводится временная арена с трибунами и покрытым песком полем. Игры ведутся между четырьмя командами, которые представляют свои кварталы – Санта Кроче («аззурри» или синие), Санта Мариа Новелла («росси» или красные), Санто Спирито («бьянки» или белые) и Сан Джованни («верди» или зеленые).
Во Флоренции и окрестностях родились такие знаменитости, как поэт Данте (1265 г.), художник и архитектор Джотто (1267 г.), поэт Джованни Боккаччо (1313 г.), композитор Франческо Ландини (1325 г.), художник Лоренцо Монако (1370 г.), архитектор Филиппо Брунеллески (1377 г.), скульпторы Лоренцо Гиберти (1378 г.) и Донателло (1386 г.), художники Фра Анджелико (1395 г.) и Мазаччо (1401 г.), скульптор Мино да Фьезоле (1429 г.).
Художник Сандро Боттичелли (1445 г.), художник и ученый Леонардо да Винчи (1452 г.), исследователь и картограф Америго Веспуччи (1454 г.), философ и писатель Никколо Макиавелли (1469 г.), скульптор и художник Микеланджело (1475 г.), художник и архитектор Джорджо Вазари (1511 г.), один из изобретателей телефона Антонио Меуччи (1808 г.), модельеры Гуччио Гуччи (1881 г.), Роберто Кавалли (1940 г.) и Энрико Ковери (1952 г.).
В городе снимались такие популярные фильмы, как «Комната с видом» (1986 г.), «Чай с Муссолини» (1999 г.), «Ганнибал» (2001 г.), «Между спокойствием и страстью» (2001 г.), «Территория девственниц» (или «Декамерон» 2007 г.). Здесь проживают известные итальянские кинозвезды Роберто Бениньи, Леонардо Пьераччиони, Витториа Пуччини и другие.
Среди городов-побратимов Флоренции – Киев (вот уж куда, я уверен, любят ездить в служебные командировки правительственные делегации и всевозможные родственники чиновников из киевской мэрии), а также Санкт-Петербург, Рига, Ереван, Будапешт и другие города.
ЭКОНОМИКА
Главной сферой экономики Флоренции является туризм, который подтягивает за собой торговлю и промышленность. В год город посещают более 10 млн. туристов, из которых только около 1,8 млн. останавливаются в отелях на несколько дней. Среди туристов итальянцы составляют менее трети, остальные – американцы, немцы, японцы, британцы и французы.
Учитывая огромное художественное богатство города (во Флоренции – наибольшая в мире концентрация мировых шедевров), ключевую позицию занимает «культурный туризм», включающий посещение соборов и музеев, особенно галереи Уффици, в которую продается более 1,6 млн. билетов в год. Также большие доходы приносит посещение ежегодных ярмарок, знаменитых показов мод, различных конференций и съездов, художественных выставок, театральных постановок, концертов и социальных форумов.
Город настолько богат художественным и культурным разнообразием и насыщен ценнейшими произведениями искусств, что некоторые из туристов, впервые приехавших во Флоренцию, испытывают знаменитый «синдром Стендаля» – культурный шок, описанный французским писателем во время своего первого посещения города в 1817 г., который сопровождается вполне реальными головокружениями, обмороками и даже галлюцинациями.
Во Флоренции, которая наряду с Миланом и Римом является столицей итальянской, а значит и всей мировой моды, базируются всемирно известные дома и марки «Гуччи», «Роберто Кавалли», «Сальваторе Феррагамо», «Энрико Ковери», «Эмилио Пуччи», «Аллегри», «Патрициа Пепе», «Паола Куадретти», «Рой Роджерс», «Rifle», «Sasch», европейский офис «Кельвин Кляйн Джинс» и Международный институт моды «Полимода».
Первый итальянский дом моды «Джорджини» появился в начале 50-х годов XX в. именно во Флоренции, положив начало прославленной «итальянской школы», которая конкурировала с французской «haut couture». Также здесь расположены штаб-квартиры таких компаний, как крупнейшая итальянская фармацевтическая корпорация «Менарини», мировой лидер по производству нефтегазового оборудования «Дженерал Электрик Ойл энд Гэс», ведущий мировой производитель изоляторов для линий электропередач «Севес».
Кроме того, во Флоренции базируются одна из крупнейших и старейших винодельческих компаний страны «Маркези Антинори», известная корпорация по производству медицинского оборудования «Дженерал Проджект», компания по производству медной продукции и кабелей «КМЕ», компания элитной аудиотехники «Блюноут», компания по производству эксклюзивных часов «Оффичине Панераи», старейшее итальянское книжное издательство «Джунти», сеть отелей «Старотелс» и знаменитая компания ручек «Висконти».
В пригороде Багно-а-Риполи находится штаб-квартира мирового лидера по производству громкоговорителей «Би энд Си Спикерс», в пригороде Грассина – штаб-квартира знаменитого и изысканного дома моды «Эрманно Шервино», в пригороде Барберино-ди-Мугелло – штаб-квартира ведущего мирового производителя игрушечного оружия «Эдисон Джиокаттоли».
ПОКУПКИ
Не будем лукавить, для многих Флоренция является вовсе не культурной иконой, а раем для шоппинга, и мы ни в коем случае не осуждаем таких людей, а наоборот, постараемся им помочь. Город славится своими традиционными товарами высшего качества – одеждой, кожаной обувью и аксессуарами класса люкс, ювелирными изделиями, сувенирами, художественным стеклом, репродукциями, изделиями из металла, элитной мебелью и антиквариатом.
Наиболее элегантные магазины модной одежды и ювелирных изделий, готовые покорить любого богатством и разнообразием товаров, расположены на Виа Торнабуони (в том числе бутики «Феррагамо», «Гуччи», «Кавалли», «Пуччи», «Ковери», «Армани», «Булгари», а также музей Сальваторе Феррагамо в обновленном палаццо Спини Ферони XIV в.).
Кроме того, «витриной Флоренции» служат Виа Гуиччардини между Понте Веккьо и Палаццо Питти, улицы Виа Строцци, Виа Джибеллина и Виа дельи Специали. Между улицами Виа Калимала, Виа Рома и Виа Торнабуони сосредоточены все самые шикарные и престижные бутики города – «Труссарди», «Прада», «Тиффани энд Ко», «Шанель», «Луи Виттон», «Версачи», «Гуччи», «Сальваторе Феррагамо», «Гай Маттиоло» и многие другие.
Шикарные кожаные изделия и обувь, которыми славится Флоренция, надо искать в магазинах, расположенных между Понте Веккьо и Виа Пор Санта Мария, на Виа Кальцайоли и в конце Виа Рома. По воскресеньям здесь работают небольшие толкучки, где приятно побродить в поисках какой-нибудь занятной вещицы для своей коллекции. Традиционные сувениры продаются на туристической улице Виа Черретани, которая тянется к вокзалу. Самый посещаемый туристами рынок Меркато ди Сан Лоренцо открыт ежедневно, кроме воскресенья, с утра до вечера (здесь доступные цены на обувь, сумки и одежду).
Флоренция всегда считалась городом коллекционеров и любителей старины. Здесь много антикварных и книжных магазинчиков, в которых вы непременно найдете для себя что-нибудь интересное, будь то старинный предмет интерьера или пожелтевший от времени фолиант (прекрасный выбор книг, каталогов и путеводителей в «Porecellino» на Пьяцца дей Меркато Нуово). Любители антиквариата найдут мебель и роскошные аксессуары в кварталах вокруг Пьяцца Оньиссанти и Виа делла Винья Нуова. Флоренция также славится своими ювелирами, а самые дорогие и изысканные ювелирные магазины находятся на знаменитом Понте Веккьо.
Желающие совершить все покупки за один раз и никуда не сворачивать отправляются в путь по длиной, проложенной еще римлянами улице, которая начинается у площади Республики и ведет в сторону городских окраин. У пересечения с Виа Кальцайоли она называется Корсо, после Виа Проконсоло переходит в Борго Альбици, затем, миновав небольшую площадь рядом с почтамтом, становится Виа Пьетрапьяна, дальше – Борго Ла Кроче, и в таком виде добирается, наконец, до кольцевой дороги Виали, пересекает её под очередными воротами и перетекает в Виа Джоберти. На всем протяжении этого «торгового пути» по обеим сторонам улицы расположены разнообразные магазины, где можно найтись все что угодно – от книг и дисков до дешевых джинсов или странной бижутерии. Фото 34.0…
На площади Республики находятся выставки уличных художников и самые лучшие и знаменитые кафе города. Деньги во Флоренции исчезают как-то сами собой, словно вода сквозь пальцы, даже, несмотря на то, что большинство флорентийских торговцев отдыхают в августе, по понедельникам работают в первую половину дня, но зато по воскресеньям выуживают у вас кровные практически целый день. Так что, дорогие наши дамы, решившие прокатиться во Флоренцию в компании с «Аккорд-Туром», запасайтесь в поездке не только вместительными чемоданами для покупок, но и состоятельными кавалерами. Фото 35.0…
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Удивительно богатая и пышная Флоренция прекрасна в любое время года. Жарким летом вам доставит удовольствие выпить бокальчик вина под зонтиком уличного кафе, зимой побродить по опустевшим от туристов залам великолепных музеев, весной и осенью поучаствовать в многочисленных ярмарках и художественных выставках. Остановившись в городе на несколько дней, вы сможете не только окунуться в атмосферу одного из величайших городов мира, но и осмотреть его не менее интересные окрестности, где среди виноградников и оливковых рощ спрятались средневековые виллы и сохранившиеся еще с римских времен развалины.
Конечно же, между любованием шедеврами архитектуры и живописи необходимо выкроить время и на столь приятные для себя и родных покупки. Ну как простому украинцу или украинке можно уехать из Флоренции без бутылочки «кьянти», сумочки «Гуччи», джинсов «Роберто Кавалли», туфель «Сальваторе Феррагамо» или эксклюзивных часов «Панераи»? А разве может украинский турист оставить без заработка бедных ювелиров с Понте Веккьо с их так прекрасно блестящими на солнце браслетиками «Булгари» или колечками «Тиффани»? А как смотреть в полные слез глаза смуглых уличных торговцев, не купив у них удивительно недорогие сумочки «Луи Виттон», кожаные ремни «Дольче энд Габбана» или духи «Шанель»?
Чтобы разобраться во всех хитросплетениях Флоренции, насладиться ритмом жизни настоящего итальянского города и, может быть, даже попытаться найти один из легендарных кладов Медичи, вам необходимо как минимум съездить по туру в этот прекрасных мегаполис, а если понравится – то и остановиться на недельку-другую в сердце Тосканы. И не забывайте, что качественный и приемлемый по цене сервис вам может гарантировать только такая итальянская по своему темпераменту компания, как «Аккорд-Тур».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Автор:Александр Фандюшин (Львов)
Дата нотатки: 29.08.2012 К-сть сторінок: 10
Туристична компанія Аккорд Тур ® 2008-2024 +380736303638