Невеликий затишний готель Discovery B&B запрошує гостей Львова. Мебльовані кімнати готелю розташовані на тихій зеленій вулиці в старій частині Львова, в будинку австрійської забудови. Номерний фонд складається з 14 номерів з усіма зручностями різного класу і цінової категорії.
Пропонуємо нашим гостям затишні кімнати готельного типу з усіма зручностями, які обладнані всім необхідним для комфортного відпочинку. Кожна кімната своєрідна, має свою назву і відповідний інтер'єр.
Однако от столицы Эллады, где от античности сохранился только Акрополь, Рим отличается тем, что включил в городскую ткань монументы и целые кварталы не одной лишь античной эпохи, а и всех последующих. Вечный город служил столицей не только обширной империи, но и Церкви, и сегодня сохраняя эту роль в качестве метрополии западного христианства.
Расположенный на реке Тибр, примерно в 20 км от Тирренского моря, Рим покрывает своей плотной застройкой знаменитые холмы, сочетая монументальность исторического центра (с его древними руинами, великими христианскими базиликами, ренессансными дворцами и барочными площадями) и черты современной крупной агломерации, включающей в себя обширные предместья и оживленнейшее, зачастую хаотичное, уличное движение.
Собственно исторический центр имеет множество уникальных и крайне разнообразных характеристик – это и огромные современные автомагистрали, связующие главные части города (например, Виа Национале или Корсо Витторио Эммануэле II), изящные улочки с модными и популярными магазинами и бутиками (Виа Венето или Виа Кондотти), зоны художественных галерей и престижных антикварных магазинов (Виа Маргутта и Виа дель Бабуино), демократические кварталы, типа знаменитого живописного квартала Трастевере.
Кроме того, на яркий облик Рима неизбежно накладывают отпечаток следующие обстоятельства – это столица крупной европейской державы (поэтому здесь находятся резиденции Президента республики, правительства, двух палат парламента, министерств и других госучреждений); это резиденция Папы Римского (здесь расположены такие важнейшие органы католической Церкви как Священная коллегия кардиналов и Римская курия); также это один из важнейших центров мирового туризма. Вместе с тем, это одна из вожделенных целей христианского паломничества, что особенно очевидно во время религиозных праздников.
ИСТОРИЯ
В этом разделе мы лишь кратко коснемся такого огромного пласта, как история Рима, ибо если углубляться в эту область, то придется писать многотомную энциклопедию, а вам, дорогой друг, провести за чтением несколько недель или месяцев. Итак, по легенде, Рим был основан в 753 г. до н.э. Ромулом и Ремом (вскоре Ромул убил брата и назвал город своим именем). Римский форум возник в районе холма Палатин (от него произошли слова «палас» и «палаццо» – дворец), а на соседних холмах Капитолий, Авентин, Целиан, Эскуилин, Виминал и Квиринал (знаменитые «семь холмов Рима») появились первые поселения.
Сперва в Риме последовательно правили семь царей, с 510 г. до н.э. – Римский Сенат, а с 27 г. до н.э. – императоры. В 386 г. до н.э. до этого непобедимый Рим был захвачен галлами, но в том же году римляне, отказавшиеся платить выкуп, отбили свой город. На рубеже н.э. Римская империя контролировала все побережье Средиземного моря, большую часть Европы и Малой Азии, а население Рима, который на протяжении почти тысячи лет был самым важным и богатым городом Западного мира, превышало миллион человек.
В 410 г. Рим захватили вестготы, которые перенесли столицу в Равенну (последний раз Вечный город покорялся чужеземцам в IV в. до н.э.). После окончательного падения Западной Римской империи в 476 г. город попеременно находился под германским и византийским контролем. В раннем Средневековье население Рима сократилось до 20 тыс. жителей, город пришел в полное запустение, а жилые дома чередовались с древними руинами и пустырями.
Номинально Рим оставался частью Византийской империи до 751 г., когда лангобарды, наконец, упразднили Равеннский экзархат. В 756 г. король франков Пипин Короткий дал папе временную юрисдикцию над Римом и прилегающими районами, создав тем самым Папскую область, которая в различных территориальных очертаниях просуществовала до 1870 г. Со времени коронации Карла Великого первым императором (800 г.) Рим находился в центре постоянной борьбы между папством и правителями Священной Римской империи.
В 846 г. арабы-мусульмане вторглись в Рим и разграбили собор Святого Петра. В 1309-1377 годах папы под давлением французского короля переехали в Авиньон. Во второй половине XV в. Итальянский Ренессанс перебрался из Флоренции в Рим. Папы, дабы превзойти другие города Италии в красоте и роскоши, привлекли в Вечный город Микеланджело, Перуджино, Рафаэля, Гирландайо, Боттичелли, Россели и других великих мастеров.
Апогея своего великолепия Рим достиг при папе Юлии II (1503-13 г.г.) и его приемниках Льве X и Клименте VII (оба были членами флорентийского рода Медичи, знавшего толк в меценатстве). Верховенство пап было прервано в 1798 г. первой Римской республикой, после чего Папская область входила в состав Наполеоновской Франции. В ходе Революции 1848 г. ненадолго возникла вторая Римская республика, но папы вновь смогли удержать город.
В 1861 г. Рим был объявлен столицей объединенного Итальянского королевства, хотя еще некоторое время находился под контролем пап, державшихся за власть с помощью протектората Франции. Но все же в 1870 г. итальянские войска захватили папский Рим, куда в 1871 г. из Флоренции была перенесена столица государства. В 1922 г. к власти пришли итальянские фашисты во главе с Муссолини, а в 1946 г. монархия с помощью референдума была заменена республиканским строем. В 1960 г. в Риме прошли Летние Олимпийские игры.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Римский форум, расположенный между Палатином, Капитолием и Эсквилином, в течение многих веков служил средоточием гражданской жизни столицы империи. К его главным монументам относятся – Арка Септимия Севера, поставленная в 203 г. (одна из самых больших триумфальных арок Древнего Рима, с рельефным изображением эпизодов победоносных войн императора против Парфии и Месопотамии); расположенные слева от арки Ростры (передние части вражеских кораблей, захваченных римлянами, которые служили трибуной для ораторов);
Просторное здание Курии, заложенное царем Туллом Гостилием в эпоху поздней Империи, где проходили заседания сената; находящиеся рядом с Курией руины Эмилиевой базилики, построенной в республиканскую эпоху (строение не раз страдало из-за пожаров и набегов варваров). По направлению к Капитолию находился храм Сатурна, возведенный в 497 г. до н.э., от которого сохранилось только восемь гранитных колонн с ионическими капителями и архитрав. Рядом расположено, вероятно, последнее языческое сооружение империи – храм Веспасиана (три коринфские колонны и портик Двенадцати богов).
Со стороны Палатина стоят храм Кастора и Поллукса, также с тремя коринфскими колоннами, построенный в 484 г. до н.э. в честь братьев Диоскуров, которые, согласно легенде, оказали помощь римлянам в битве с латинами у Регильского озера; Дом весталок, где проживали девы-жрицы, в обязанность которых входило хранить огонь, посвященный богине Весте (рядом стоял круглый храм Весты, от которого в саду сохранились некоторые статуи весталок); храм Антонина и Фаустины, возведенный во II в. в соответствии с сенаторским указом в память об императоре Антонине Пие и его супруге Фаустине (позднее храм преобразовали в притвор христианской церкви Святого Лаврентия);
Грандиозное трехнефное здание Базилики Максенция высотою до 35 м, начатое при Максенции в начале IV в. и законченное при Константине (оно предназначалось, как и другие римские базилики, для нужд юриспруденции и бизнеса); расположенная на вершине Священной Дороги (Виа Сакра) Арка Тита, построенная в конце I в. в честь побед Веспасиана и Тита, сумевших покорить Иерусалим. И сегодня древний Форум, пусть сохранившийся только в фрагментах, волнует своих посетителей памятниками седой старины.
Императорские форумы расположены вдоль Виа дей Фори Империали, которую проложили в 1933 г. от Колизея до площади Венеции, объединив уже существующие улочки и разрушив средневековые строения. Так как со временем территории старого Римского форума стало недостаточно для разного рода проявлений бурной общественной жизни города, в правление Юлия Цезаря, с 54 г. до н.э., решено было построить новые форумы.
Форум Траяна, ближайший к площади Венеции, является последним по времени появления среди форумов и самым большим среди них. Его композиция, спроектированная архитектором Аполлодором Дамасским в 107-114 г.г., включает в себя обширную площадь с храмами и базиликами. От античного ансамбля сохранилась величественная мраморная колонна Траяна, возведенная в 113 г. и оставшаяся почти неповрежденной временем. Её ствол высотой около 38 м покрыт спиралеобразным 200-метровым фризом с эпизодами войны против даков (изображено более 2,5 тыс. фигур). На вершине колонны – статуя Святого Петра, водруженная в XVI в. вместо императора-язычника.
Рынки Траяна – внушительный комплекс зданий, возведенный Аполлодором Дамасским и являющий собой огромный полукруг торговых лавок и складов. Перед Рынками находится Форум Цезаря – первый из строившихся форумов, открытый самим Юлием Цезарем и посвященный его победе в битве при Фарсале над армией Республики (48 г. до н.э.). Храм Венеры-родительницы, от которого остались три прекрасных коринфских колонны, стал знаком признательности Цезаря богине, которая «помогла» ему выиграть сражение.
Форум Августа был построен в честь разгрома Брута и Кассия, убийц Юлия Цезаря, в битве при Филиппах. В глубине Форума, отделенного стеной от часто горевшего квартала Субурра, находятся руины храма Марса-мстителя, посвященного богу войны, «отомстившего» за гибель Цезаря. Храм, от которого осталось несколько колонн, был поставлен на высокий подиум, а по его сторонам расположены развалины двух портиков и двух триумфальных арок.
Менее всего сохранившийся Форум Нервы представляет собой свидетельства седой старины – две колонны, прозванные «колонначче» (колонки), стоящие по периметру стены и некогда принадлежавшие храму Минервы (от этого храма остались фрагменты фундамента).
Колизей или Флавиев амфитеатр – несомненно, самый важный памятник античного Рима. Грандиозное сооружение начато Веспасианом в 72 г. и торжественно открыто при Тите в 80 г. На арене Колизея проходили такие жестокие зрелища, как битвы гладиаторов и «охота» на зверей. В течение Средних веков Колизей служил «складом стройматериалов», главным образом для римских понтификов, активно использовавших античный камень для сооружения монументов и зданий (при этом из структуры были выдраны все металлические связи).
Внешние размеры огромной арены следующие – большая ось эллипса имеет в длину около 188 м, малая – 156 м, высота трибун – 57 м. Экстерьер имеет три яруса с 80 арками и пилястрами, ограничивающими ниши, где прежде находились мраморные статуи божеств и героев Древнего Рима; четвертый ярус Колизея снабжен пилястрами и консолями.
На открытии амфитеатра представления шли в течение 100 дней. Другая грандиозная манифестация произошла в 249 г., когда праздновалось тысячелетие Рима. Зрительские места состояли из трех ярусов – терраса, окольцовывающая арену, имела ложу для императора, которую никто не мог занимать даже во время его отсутствия; здесь же находились места для сенаторов, магистратов и весталок. Первый ярус ступеней предназначался для всадников, второй – для граждан, третий, с «галеркой», – для простого люда.
Овальная арена сохранила шахты для подъемников, которыми доставляли диких животных из клеток, находившихся под уровнем арены (подъемники управлялись вручную рабами). Тут же шли и навмахии – морские битвы. Сражения гладиаторов были прекращены в 404 г., при императоре Гонории, в то время как представления с животными – только в VI в. Крест на арене водружен в память о первых веках мученичества христиан в Древнем Риме, хотя достоверных свидетельств о казнях христиан в Колизее не сохранилось.
Арка Константина, расположенная возле Колизея, является самой большой и лучше других сохранившейся аркой в Риме, свидетелем последнего расцвета античного искусства в IV в. Арка была поставлена в 315 г. римским сенатом и народом в честь победы, одержанной императором Константином над его соперником Максенцием у Мульвийского моста.
Часть её барельефов, являющихся шедеврами древнеримского искусства, была снята с других монументов и арок и, в действительности, представляет не только деяния Константина, но и эпизоды жизни его предшественников – Траяна, Адриана и Марка Аврелия. Медальоны со сценами охоты и жертвоприношения относятся ко II в.; на стороне, обращенной к Колизею, вверху изображена кампания Марка Аврелия против даков; на противоположной стороне – битвы Марка Аврелия и Константина. Близ Арки стоит устроенный в I в. конической формы фонтан Мета Суданте с водой, проступавшей каплями.
Палатин расположен между Колизеем и изгибом Тибра. Вероятно, название холма происходит от имени местной богини пастушества Палес. Первые поселения появились тут в IX-VIII в.в. до н.э., и горожане в самом деле полагали, что именно на Палатине легендарный Ромул основал Вечный Город. В республиканскую эпоху на Палатинском холме появились комфортабельные жилища таких известных личностей, как Красс и Цицерон, а в императорский период здесь были выстроены самые роскошные дворцы античности.
Дворец Флавиев, построенный при Домициане в I в., служил императорам парадной резиденцией. Домус Аугустана, также построенный при Домициане, стал первой приватной резиденцией римских императоров. К востоку от него расположен большой стадион (или ипподром Домициана), длиною 160 м. Среди других достопримечательностей – храм Кибеллы (204 г. до н.э.) и дом Ливии, супруги Августа, с ценными фресками.
Капитолий является одним из самых «классических» холмов Рима – в первые века римской истории он представлял собой и акрополь, и религиозный центр. Современная Капитолийская площадь располагается на двух вершинах, в античности занятых храмами Юноны Монета (там, где теперь стоит церковь Санта Мария д`Аракоэли) и Юпитера Капитолийского.
К холму, облик которого в XVI в. изменил Микеланджело, можно подняться тремя путями: слева – по крутой лестнице, ведущей к церкви; справа – по изогнутой проезжей дороге Тре Пиле; в центре – по монументальной лестнице кордоната, спроектированной тем же Микеланджело и декорированной двумя египетскими львами (вершину Капитолийской лестницы у одноименной площади венчают гигантские статуи Диоскуров).
На Капитолийской площади стоят три изысканных здания: в глубине – Сенаторский дворец (1582-1605 г.г.), по бокам – Дворец консерваторов и Новый дворец. В центре водружена превосходная конная статуя Марка Аврелия, прежде стоявшая на Латеранской площади (оригинал статуи II в. после длительной и тщательной реставрации перемещен в Капитолийские музеи).
Церковь Санта Мария д`Аракоэли была построена на вершине Капитолийского холма на том самом месте, где, по преданию, императору Августу было предсказано о пришествии Иисуса Христа и упомянут небесный алтарь (Аракоэли). К фасаду, законченному в XIV в., ведет монументальная широкая лестница. В первой капелле правого нефа находятся ценные фрески художника Пинтуриккио; в главном барочном алтаре – византийская богородичная икона; в ризнице – деревянная статуя Иисуса-Младенца, чтимая католиками всего мира.
Со стороны Площади Венеции к Капитолию примыкает огромный мраморный Монумент Витторио Эммануэле II, или Алтарь Отечества, открытый в 1911 г. в честь первого короля объединенной Италии (окончательно комплекс был завершен в 1935 г.). В передней части Монумента находятся величественная лестница, фонтаны, огромная конная скульптура Витторио Эммануэле II и высокая коринфская колоннада, которую венчают две статуи богини Виктории верхом на колесницах. Грандиозный памятник, включающий музей Итальянского воссоединения и могилу Неизвестного солдата с вечным огнем (1921 г.), имеет 135 м в ширину и 70 м в высоту (с учетом установленных на колоннаде крылатых статуй Побед – 81 м).
Капитолийские музеи, основанные в 1471 г. Сикстом IV, в настоящее время составляют три обособленные собрания. Во дворце Сенаторов находится ценнейшая коллекция античной пластики – греческая скульптура Аполлона (V в. до н.э.); колоссальная статуя Афины, являющаяся копией произведения Хрисила (430 г. до н.э.); статуя Венеры Эсквилинской (I в. до н.э.); бюст императора Коммода, изображенного в виде Геракла (II в.); гигантская бронзовая голова Константина (другая его голова находится во дворе музея).
В капитолийской пинакотеке можно осмотреть работы представителей итальянских и иностранных школ XVI-XVII в.в., среди которых выделяются «Святое семейство» Доссо Досси, «Крещение Христа» Тициана, «Портрет лучника» Лоренцо Лотто, «Мария Магдалина» Тинторетто, два портрета кисти Антониса Ван Дейка, «Ромул и Рем с волчицей» Рубенса, «Портрет знатного человека» Веласкеса, «Юный Иоанн Креститель» Караваджо.
В том же Дворце консерваторов расположены парадные залы муниципалитета со знаменитой статуей Урбана VIII работы Бернини и бронзовой статуей Иннокентия X работы Альгарди, а также бронзовая статуя I в. до н.э. «Мальчик, вынимающий занозу» («Спинарио») и знаменитая этрусская бронзовая статуя «Капитолийская волчица» VI-V веков до н.э., являющаяся символом Рима (фигурки близнецов были добавлены в XV в. Поллайоло).
К верхним залам музея следует пройти по лестнице, расположенной справа от вестибюля. Здесь находятся знаменитая мраморная скульптура «Умирающий галл» (римская копия оригинала III в. до н.э. пергамской школы) и в Кабинете Венеры – великолепная мраморная статуя прекрасных пропорций «Венера Капитолийская» (римская копия греческого оригинала).
Также в двух залах музея выставлены прекрасные бюсты императоров, поэтов и философов. В отдельном помещении, выходящем во двор, экспонируется конный памятник Марку Аврелию – шедевр римской скульптуры, ранее украшавший Капитолийскую площадь.
Санта Мария ин Космедин появилась в конце VI в. Первоначальная конструкция, с матрониумом (отделением для женщин) и тремя апсидами, в XII в. была переделана (тогда же появились романская колокольня и новый портик). Внутри церкви – прекрасные мозаичные работы семейства Космати (настил, хоры с амвоном и пасхальным канделябром, сень над главным алтарем и епископская кафедра в апсиде). В портике слева сохранилась крышка от античного колодца с маской тритона, прозванной горожанами «Устами истины» (согласно поверью, если в эти уста вложит руку лжец, то они закроются).
Тибрский остров или Изола Тиберина, имеющий форму корабля, был заселен уже древними римлянами, которые устроили здесь святилище божества врачевания Эскулапа. В настоящее время основная часть острова занята больницей Святого Иоанна Божьего (XVI в.) и церковью Святого Варфоломея (XVII в.), где хранятся мощи апостола. С городом Тибрский остров соединен превосходно сохранившимися старинными мостами Фабриция (62 г. до н.э.) и Цестия (46 г. до н.э.). У восточной оконечности острова, рядом с современным мостом Палатино, сохранился один проем Сломанного моста (Понте Ротто) XVI в.
Пантеон – это один из самых знаменитых монументов античного Рима, дошедший до нас в превосходном состоянии. Построенный по велению Агриппы в 27 г. до н.э., Пантеон был в 120 г. перестроен императором Адрианом в современных формах. Он представляет собой огромный цилиндрический корпус, предваренный пронаосом с шестнадцатью колоннами.
Необычайно совершенная и элегантная круглая форма внутреннего зала имеет равновеликие диаметр и высоту (43,3 м). Здание венчает гигантский купол с пятью регистрами кассет, в центре которого – огромное отверстие диаметром 9 м, открытое прямо в небо.
В первой нише справа находится фреска «Благовещение», приписываемая Антониаццо Романо; во второй нише – гробница короля Витторио Эммануэле II; на противоположной стороне – гробницы Гумберта I и королевы Маргариты; у третьей эдикулы – могила Рафаэля. В течение веков убранство Пантеона подвергалось различного рода разрушениям, в особенности при понтификате Урбана VIII (Барберини), повелевшего переплавить бронзовый декор притвора для изготовления балдахина в соборе Святого Петра и пушек для замка Святого Ангела (так родилась пословица: «чего не сделали варвары, сделал Барберини»).
Пьяцца Навона, являющаяся одной из самых живописных и популярных площадей Рима, была устроена в эпоху барокко на остатках стадиона Домициана и поныне сохраняет его размеры (240 на 65 м). Площадь украшают три потрясающих фонтана – фонтан Мавра, устроенный Мари по эскизу Бернини во второй половине XVII в.; грандиозный фонтан Рек (1657 г.), изображающий Нил, Ла-Плата, Ганг и Дунай (одно из наиболее важных произведений Бернини); и фонтан Нептуна (делла Порта) со статуями, прибавленными в конце XIX в.
Храм Святой Агнии, расположенный на западной стороне площади, был поставлен на том самом месте, где, согласно преданию, святую выставили обнаженной на посмеяние язычников, но она оказалась чудесным образом прикрытой пышно разросшимися волосами. Строительство церкви велось в 1652-57 г.г. архитекторами Джироламо и Карло Раинальди.
Палаццо Венеция сооружено около 1455 г. (имя архитектора дворца точно не установлено, но некоторые исследователи полагают, что им был зодчий папы Николая V Леон-Баттиста Альберти, придавший зданию черты средневековой крепости). На фасаде палаццо выделяются зубцы и боковые башенки, а на ярусе «благородного» этажа – оконные проемы с гвельфским крестом.
В особняке жили многочисленные понтифики, с середины XVI в. в нем размещалось посольство Венецианской республики (отсюда название здания), а затем – посольство Австро-Венгрии. С 1916 г. особняк перешел в собственность итальянского государства, предоставив свои стены Музею Палаццо Венеция. В многочисленных залах дворца собраны произведения искусств различных эпох и культур, картины Джорджоне (великолепный «Двойной портрет»), Сансовино, Гверчино, Сассоферрато и других живописцев.
Галерея Дориа Памфили – важнейшее частное собрание, размещенное в прелестном одноименном палаццо, который стоит на Виа дель Корсо, недалеко от Площади Венеции. Его прекрасный фасад – выдающийся образец стиля рококо, а великолепный дворик палаццо, напоминающий произведения Браманте, относится к эпохе Ренессанса. На втором этаже здания находится галерея, вход в которую устроен в корпусе на Пьяцца дель Колледжо Романо.
Выставленные здесь предметы искусства находятся почти на тех же местах, куда их определили частные собиратели, а именно папа Иннокентий X из рода Памфили и члены семейства Дориа. Художественное собрание галереи содержит произведения итальянских и зарубежных мастеров XV-XVII в.в. Среди них – «Иродиада» и «Испания, охранительница веры» Тициана; «Портрет двух персонажей» Рафаэля; «Отдых на пути в Египет» и «Мадонна» Караваджо.
Также в галерее выставлены всемирно известный шедевр великого Веласкеса «Портрет папы Иннокентия X» (1650 г.), картины Корреджо, Тинторетто, Матиа Прети, Пармиджанино, Сальватора Роза и зарубежных мастеров – Пуссена, Рубенса, Брейгеля Бархатного и других. Присутствуют в галерее и образцы превосходной скульптуры – два бюста Иннокентия X работы Бернини и Альгарди и бюст Олимпии Памфили работы Альгарди.
Фонтан Треви, расположенный между Квиринальским дворцом и Виа дель Корсо, является не только самым известным, но и самым живописным фонтаном в городе. Его строительство у того места, где Агриппа в 19 г. до н.э. вывел акведук Аква Верджине, начал в XV в. папа Николай V, заказавший работы архитектору Леон-Баттисте Альберти. Однако сегодняшний ансамбль фонтана принадлежит уже замыслу папы Климента XII (XVIII в.).
По его поручению фонтан устроил зодчий Никола Сальви, вдохновившийся, как полагают, эскизом великого Бернини. В фантастической сцене доминирует статуя Океана в колеснице, влекомой морскими конями, путь которым указывают два тритона. Неизвестно, когда именно возникло городское поверье – путешественник, бросивший монету в фонтан Треви (обязательно правой рукой через правое плечо), непременно вернется в Рим.
Пьяцца дель Квиринале свое название получила по храму божества Квирина. Площадь, находящуюся на Квиринальском холме, украшают знаменитые статуи Диоскуров (их копии можно увидеть в Петербурге, на Исаакиевской площади перед Манежем). Между статуями Кастора и Поллукса возвышается узкий обелиск, происходящий из мавзолея Августа.
В глубине площади, с левой стороны стоит Квиринальский дворец, а с правой – Палаццо делла Консульта, возведенный Фердинандо Фуга для Климента XII в 1734 г. (на здании, служащем ныне Конституционным судом, красуется такой же папский герб, как и на фонтане Треви).
Строительство величественного Квиринальского дворца началось в 1574 г., а завершилось лишь к 1735 г. Первоначально дворец служил летней резиденцией понтификов, а затем – жилищем итальянских королей. Сегодня здесь располагается официальная резиденция Президента республики. В интерьерах находится ценная живопись Гвидо Рени и Мелоццо да Форли.
Сан Карло алле Кватро Фонтане или церковь Святого Карла у Четырех Фонтанов стоит на перекрестке Виа дель Квиринале, идущей от президентского дворца, и Виа делле Кватро Фонтане. Официально она посвящена Пресвятой Троице и Святому Карлу Борромео, но в народе благодаря малым размерам церковь зовут уменьшительным именем Сан Карлино. Это – первое произведение Франческо Кастелли (1638 г.), зодчего из италоязычной части Швейцарии Тичино, вошедшего в историю мирового искусства как Борромини.
Площадь этого небольшого здания точь-в-точь соответствует сечению одного из столбов, поддерживающих купол собора Святого Петра (это совпадение не случайно – таков был замысел строителей храма). Фасад церкви с криволинейными поверхностями стал последней работой маэстро, покончившего жизнь самоубийством в 1667 г. Впечатляющий интерьер с богатой лепниной и колоннами также спроектирован Борромини. Изощренный талант зодчего очевиден и в конфигурациях купола и фонаря. К церквушке прилегает интересный дворик.
Палаццо Барберини расположен возле Квиринальского дворца и примыкает к площади Барберини. Возведение барочного палаццо, типичного образца пышного жилища папского семейства, было начато в 1625 г. Карло Мадерно, продолжено Борромини и закончено в 1633 г. Бернини, который придумал внедрить между двумя флигелями дворца одно поперечное крыло с портиками.
В настоящее время здесь находится Национальная галерея старого искусства, хранящая знаменитое собрание живописи XIII-XVIII веков. Тут экспонируются произведения Тициана («Портрет Генриха VIII»), Рафаэля («Форнарина»), Караваджо («Юдифь и Олоферн»), Симоне Мартини, Беато Анджелико, Филиппо Липпи, Эль Греко и другие шедевры.
Фонтан Тритон с живописной фигурой морского божества, дующего в раковину, доминирует в центре оживленной площади Барберини возле Квиринальского холма. Фонтан устроен гением римского барокко Джан-Лоренцо Бернини в 1643 г., по праву считаясь одной из лучших работ великого маэстро. На хвостах дельфинов, поддерживающих большую раковину, ваятель поместил герб папы Урбана VIII (Барберини).
Национальный Римский музей, основанный в 1889 г. и расположенный в Термах Диоклетиана, хранит многочисленные памятники греческого и христианского искусства. В комплексе Терм Диоклетиана (район площади Республики и вокзала Термини) ныне расположено преимущественно собрание надписей (эпиграфики). В Палаццо Массимо алле Терме среди произведений искусств наибольший интерес представляют – «Дискобол Ланчеллотти», одна из лучших копий оригинала Мирона; «Аполлон Тибрский», копия греческого оригинала (V в. до н.э.);
Великолепная статуя «Ниобея из Саллюстиевых садов», греческий оригинал (V в. до н.э.); римский саркофаг из Ацилии (III в.); фрески из Ливиевой виллы в Прима-Порта (I в.), размещенные в одном из музейных залов, достоверно передающем пропорции античной виллы; известная мозаика, изображающая пигмеев, охотящихся на крокодилов и гиппопотамов.
В Палаццо Альтемпс размещены знаменитая коллекция Людовизи, включающая в себя преимущественно статуи, собранные кардиналом Людовиком Людовизи, а также скульптура, приобретенная музеем из коллекций других римских аристократов. Самое знаменитое произведение в собрании – скульптурная группа «Галл, убивающий себя и жену», изваянная в III в. до н.э. для пергамского государя Аттала. Кроме того, выделяется прекрасный «трон Людовизи» с изысканным греческим барельефом первых десятилетий V в. до н.э.
Пьяцца ди Спанья или Площадь Испании – одна из самых характерных и популярных площадей Рима, в центре которой находится знаменитый фонтан Баркачча («Лодочка») работы Пьетро Бернини (1629 г.). Площадь запоминается в первую очередь монументальной лестницей Тринита дей Монти (или Испанской лестницей), возведенной в 1726 г. зодчим Франческо де Санктис.
Поднявшись по лестнице, вы попадаете к церкви Тринита дей Монти (начало XVI в.), перед фасадом которой водружен Саллюстиев обелиск. Неподалеку от храма, на Виа Систина, жил великий украинский писатель Николай Гоголь (его дом отмечен мемориальной доской).
Алтарь мира Августа (Ara Pacis Augustae) – один из самых выдающихся монументов древности, изваянный в честь установления мира на всей территории Империи, наступившего после победоносных кампаний Августа в Галлии и Испании в 13 г. до н.э. Алтарь, освященный в 9 г. до н.э., состоит из жертвенника, помещенного внутрь ограждения с двумя дверными проемами на восточной и западной сторонах. Разрушенный и погребенный под слоем земли в Средневековье, Алтарь мира был полностью отреставрирован скульптором Моретти в 1938 г., будучи вновь составлен из фрагментов, обнаруженных в XVI в.
Пьяцца дель Пополо, устроенную Джузеппе Валадьером в начале XIX в. между концом Корсо и заставой дель Пополо (XVI в.), можно смело причислить к шедеврам градостроительства. В центре площади возвышается Фламиниев обелиск (XII в. до н.э.), привезенный в Рим из Гелиополя и водруженный сначала в Большом цирке, а в 1589 г. перенесенный на настоящее место.
В церкви Санта-Мария дель Пополо, в левой капелле пресвитерия находятся два шедевра Караваджо – «Обращение Святого Павла» и «Распятие Святого Петра» (1602 г.). В левом нефе расположена капелла Киджи, спроектированная Рафаэлем. От Пьяцца дель Пополо можно подняться на соседний холм Пинчо, откуда открывается роскошная панорама на центр Рима.
Галерея Боргезе расположена на территории Виллы Боргезе, второго по величине общественного парка Рима, раскинувшегося на холме Пинчо. В 1902 г. богатейшее собрание искусства перешло государству. На нижнем этаже, где в настил вестибюля вмонтирована древнеримская мозаика, размещены ценные скульптуры, а верхний этаж здания отведен под коллекцию картин, обладающую множеством шедевров итальянской живописи.
В собрании скульптуры выделяются такие шедевры, как «Паолина Боргезе» Кановы (сестра Наполеона, высеченная в образе Венеры-победительницы в 1805 г.); «Давид с пращой», раннее произведение Бернини, датированное 1624 г. (в облике Давида скульптор изобразил самого себя); другие работы Бернини – «Аполлон и Дафния» (1624 г.), «Похищение Прозерпины» (1622 г.), «Истина, обнажаемая Временем» и два бюста кардинала Боргезе.
В пинакотеке выделяются – три шедевра Рафаэля «Положение во гроб», «Мужской портрет» и «Портрет дамы с единорогом»; прекрасные работы Караваджо «Мадонна Палафреньери», «Давид с головой Голиафа», «Юный Вакх», «Юноша с фруктами» и «Святой Иероним»; «Святое семейство» Фра Бартоломео; «Распятие с двумя Святыми» Пинтуриккио; «Венера и Амур» Лукаса Кранаха; «Святое собеседование» Лоренцо Лотто; «Товий с Ангелом» Савольдо;
Одними из последних римских работ Караваджо были шедевры «Святой Иероним» и «Мадонна Палафреньери», исполненные в 1605-06 г.г. После очередной яростной ссоры с одним из соперников Караваджо в 1606 г. бежит из Рима и четыре года спустя умирает на берегу приморской деревушки Порто-Эрколе в Тоскане, полубезумный и больной малярией.
Вилла Джулия и расположенный в её стенах Национальный этрусский музей находятся недалеко от Виллы Боргезе. Музей посвящен предметам доримской эпохи, обнаруженным во время археологических раскопок в Лацио. Среди экспонатов выделяются – «Гробница из Черветери», воссозданная со всеми её кладами (IV в. до н.э.); терракотовые статуи «Аполлон», «Геркулес с Керинейской ланью» и «Богиня с младенцем на руках», составлявшие скульптурную группу на крыше святилища в Вейях (конец VI в. до н.э.); знаменитый «саркофаг супругов», шедевр этрусской скульптуры из терракоты (вторая половина VI в. до н.э.).
На верхнем этаже выставлены другие замечательные произведения из различных материалов (бронза, дерево, стекло и терракота). Хороши бронзовые статуэтки и керамика, особенно два кратера V-IV в.в. до н.э., чаша для вина VII в. до н.э. и великолепный флакон Фикорини IV до н.э. В 50-х годах XX в. музей прошел важную реконструкцию.
Сан Джованни ин Латерано или кафедральная Латеранская базилика Святого Иоанна Крестителя считается первой христианской базиликой Рима, построенной на месте ансамбля зданий, пожертвованного молодой Церкви императором Константином. Величественный главный фасад собора, шедевр флорентийского зодчего Алессандро Галилея (1735 г.), является необычайно важным, с точки зрения архитектуры, произведением, так как демонстрирует черты переходного периода от барокко к неоклассицизму.
Интерьер базилики имеет пять нефов, устроенных в 1650 г. Франческо Борромини. В центре зала обращает на себя внимание табернакль (алтарная часть) XIV в. работы Джованни ди Стефано с главами Первоверховных Апостолов. Крещальня (баптистерий) Святого Иоанна была устроена Константином, но затем не раз перестраивалась. Её интерьер сохранил первоначальную восьмигранную конфигурацию, здесь – старинные бронзовые двери и ценные мозаики.
Сан Пьетро ин Винколи или Храм Святого Петра в Веригах построен в V веке. Он также называется базиликой Евдоксии – по имени супруги императора Валентиниана III, пожелавшей поместить здесь вериги, которыми Апостола Петра сковали в Палестине и которые чудесным образом распались во время его пребывания в Мамертинской темнице. Фасад, предваренный портиком с пятью аркадами – произведение Мео дель Карпино (1475 г.).
В глубине правого нефа находится мавзолей Юлия II, который его возведение заказал Микеланджело, однако, завершили строительство уже ученики великого маэстро, при папе Льве X. Резцу Микеланджело принадлежат прославленная статуя Моисея (1513-1516 года), царствующая в нижнем ярусе монумента, и статуи Лии и Рахили, расположенные по сторонам фигуры пророка. Над главным алтарем в бронзовой раке хранятся вериги Апостола Петра, во втором алтаре слева – знаменитая византийская мозаичная икона Святого Себастьяна.
Санта Мария Маджоре или Большая базилика Девы Марии, стоящая на одноименной площади, входит в пятерку так называемых патриарших базилик. Островерхая колокольня (1377 г.), доминирующая над силуэтом храма и имеющая высоту 75 м, является самой высокой в городе. Фасад с портиком, имеющим пять проемов и лоджию – произведение Фердинандо Фуги (1750 г.). Внутри лоджии находятся мозаики XIII в., иллюстрирующие предание о чуде с летним снегом.
Задний фасад базилики (1676 г.) – произведение Поцио, Раинальди и Фонтаны. Интерьер сохранил торжественность раннехристианских базилик. Прекрасный мраморный настил относится к XII в., а кессонированный и позолоченный плафон исполнил Джулиано да Сангалло в начале XVI века. Стены центрального нефа украшены мозаиками V в., состоящими из 36 панно с ветхозаветными эпизодами. Великолепная мозаика «Коронация Девы Марии в окружении Святых», находящаяся в конце апсиды – произведение Якопо Торрити (1295 г.).
Санта Чечилия ин Трастевере находится в богемном районе Трастевере, расположенном на западном берегу Тибра, южнее Ватикана. Она основана в V в. и перестроена в IX в. Пасхалием I, которому в видении явилась Святая мученица Цецилия, указавшая на место пребывания своих мощей, считавшихся утраченными (следуя этим указаниям, папа нашел гроб с её нетленным телом). Трехнефный интерьер храма имеет облик уже XVIII в.
В одной из капелл правого нефа находится красивый табернакль работы Арнольфо ди Камбио (1283 г.), а под алтарем – статуя Святой Цецилии, изваянная Стефано Мадерно (1600 г.). В апсиде – ценная мозаика, представляющая Христа со Святыми. Монашеские хоры прилегающей к храму обители украшены фреской «Страшный суд» – шедевром Каваллини (1293 г.).
Сан Пьетро ин Монторио является воплощением средневекового предания о том, что Апостол Петр, первый епископ Рима, был распят именно на этом месте. Архитектурный ансамбль храма и монастыря Сан Пьетро ин Монторио, появившийся на месте церкви IX века – результат творчества зодчего Баччо Понтелли, верно следовавшего принципам Ренессанса. Для любителей искусства, вне сомнения, самое интересное в ансамбле – храмик Браманте, поставленный в 1502-10 г.г. в первом дворике обители там, где, как прежде полагали, был казнен Святой Петр.
Обращение к античной гармонии – вот пафос произведения Браманте, ставшего квинтэссенцией архитектуры Возрождения. Ясность композиции, легкий тосканский портик вокруг цилиндрической постройки, четкая полусфера купола – таковы отличительные черты проекта зодчего, оставшегося незавершенным (Браманте планировал вокруг храмика устроить круглый двор). Интерьер здания состоит из двух ярусов – в верхнем доминирует статуя Святого Петра ломбардской школы, а к нижнему ведет двойной марш ступеней, устроенный Бернини (именно тут, как считали, был водружен крест Апостола).
Санта Мария ин Трастевере находится на одноименной площади у величественного Палаццо Святого Каллиста. Это первая богородичная церковь в Риме, основанная, по преданию, папой Юлием I около 340 г. (современное здание появилось в XII в.). Фасад храма украшен мозаиками XII в. работы Пьетро Каваллини, а портик возвел зодчий Карло Фонтана по заказу папы Климента XI в 1702 г. Рядом стоит прекрасная романская колокольня XI в.
Интерьер церкви разделен на три нефа древними колоннами, позаимствованными из языческих храмов. В арке апсиды и на своде – превосходные мозаики XII в., изображающие Крест с символами евангелистов и Христа с Девой Марией и Святыми; внизу – прославленные мозаичные панно Каваллини, иллюстрирующие эпизоды земной жизни Богородицы.
От творчества художника Пьетро де Черрони, прозванного Каваллини, который сотрудничал с самим Джотто и был высоко ценим современниками, в Риме осталось сейчас немного. Современный храм стоит на том месте, где, согласно легенде, забил источник елея, что истолковали как знамение о рождении Мессии (каменная доска в пресвитерии отмечает положение источника).
Замок Святого Ангела возник первоначально как мавзолей Адриана, просвещенного императора, поручившего возведение своей гробницы в 130 г. зодчему Деметриану. Величественное надгробное сооружение представляло собой грандиозную базу, на которую водрузили круглый тамбур. В базе, в створе моста через реку Тибр, был устроен вход, напоминавший греческий «дромос» и ведший к дугообразной лестнице (она сохранилась и доныне), в свою очередь, приводившей ко второму коридору и погребальной камере.
Композиционным центром интерьера служила статуя императора. В 271 г. император Аврелиан поставил высокие стены, преобразовав мавзолей в крепость. В 590 г. сооружение получило современное название Замок Святого Ангела – по преданию, на его вершине появился Архангел Михаил, возвестивший о конце страшной чумы, поразившей тогда город. Начиная со Средних веков, постройка стала главной среди папских крепостей Вечного города.
В ней устроили темницу, а также убежище для пап в моменты народных бунтов и вражеских нашествий (крепость и Апостольский дворец соединили стеной, по которой папы добирались до укрытия). Бронзовая дверь перед мостом Святого Ангела ведет во двор Спасителя, откуда по гигантской лестнице можно спуститься к погребальной камере императора.
Отсюда коридор выводит ко двору Ангела (он же двор Ядер) и далее, к бывшей темнице и ряду исторических помещений. Следуя по маршруту, посетители попадают в апартаменты Павла III, включающие в себя Паолинский зал с прекрасной лепниной, в темницу Калиостро, сокровищницу, библиотеку и на верхнюю террасу, откуда открывается одна из самых роскошных панорам Рима.
Старая Аппиева дорога – самая известная из древних римских дорог и по праву прозванная их царицей. Она возникла еще во II в. до н.э., связав Рим с Адриатикой. Магистраль, достроенная цензором Аппием Клавдием, представляет собой главную из консульских дорог Древнего Рима, по трассам которых в настоящее время проложены современные коммуникации. На нескольких участках Аппиевой дороги до сих пор сохранилась античная кладка, а романтический пейзаж, обрамляющий путь, навсегда останется в сердце путешественника.
Путь начинается у Терм Каракалла, расположенных южнее Колизея и холма Целио, и проходит через ворота Святого Себастьяна, которые с возведением Аврелиевых стен служили важной римской заставой. По обочинам Виа Аппиа расположены захоронения патрицианских семейств, в том числе самый знаменитый памятник – цилиндр гробницы Цецилии Метеллы, украшенный прекрасным фризом с галльскими щитами и головами быков.
Катакомбы первоначально служили кладбищами первых христиан, которые подвергались гонениям, а само название «катакомбы» сперва относилось только к подземному комплексу Святого Себастьяна (под современной церковью Сан Себастьяно фуори ле Мура) и на смешанном греко-римском диалекте означало его расположение в конце оврага.
Таинственные катакомбы Святой Домитиллы расположены под жилыми домами по Виа делла Сетте Кьезе, близ Аппиевой дороги. Это самые обширные катакомбы Рима, возникшие в результате трудов Святой Домитиллы, племянницы императора Домициана. Особенный интерес здесь представляют – базилика, возникшая в IV в. над гробницей Святых Нерея и Ахиллея; подземелье Флавиев с фресками I в. ; кубикула Святой Петрониллы.
Катакомбы Каллиста, также находящиеся в зоне Виа Аппиа, одни из самых интересных и обширных катакомб Рима, изучены только частично. Они возникли во II в. и носят имя папы Каллисты, расширившего их в III в., когда катакомбы стали некрополем первых епископов Рима. В маршрут входит посещение крипты Святой Цецилии с раннехристианскими фресками, где некогда находилась гробница святой с её мощами; пяти кубикул Святых Таин, украшенных древними фресками; крипты папы Евсения и крипты пап с гробницами разных понтификов, в том числе Сикста II, казненного во время гонений Валериана в 258 г.
Сан Паоло фуори ле Мура или базилика Святого Павла вне стен, прозванная также Остийской, является наряду с Сан Джованни ин Латерано, Сан Мария Маджоре и Сан Пьетро одной из главных патриарших базилик и самой большой, после гигантского собора Сан Пьетро в Ватикане, церковью Рима. Храм над гробницей Апостола Павла основал в IV в. император Константин, но в 1823 г. ужасный пожар почти полностью разрушил базилику. Сразу же после этого печального события началась её масштабная реконструкция, на старом фундаменте и соответственно её прежним формам (длина 132 м, ширина 65 м).
Фасад храма предварен квадрипортиком, в центре дворика – внушительная статуя Святого Павла. В интерьере, под кессонированным плафоном, вдоль стен пущена серия мозаичных медальонов с изображениями всех римских пап, от самого Апостола Петра до Иоанна Павла II. В главном алтаре находится готический табернакль работы Арнольфо ди Камбио (1285 г.), справа от него – прекрасный пасхальный канделябр работы Вассалетто (1214 г.). Внизу под алтарем, в крипте, покоятся высокопочитаемые всеми христианами мощи Апостола Павла.
Тиволи – прелестный городок, расположенный на восток от Рима. Он находится у склона холма, на берегах реки Аньене и близ известного водяного каскада. Уже древние римляне по достоинству оценили красоту Тиволи – здесь отдыхали Юлий Цезарь, Август, Траян и Адриан. Последний владыка выстроил в этих метах одну из самых роскошных вилл античности. Тиволи был известен и как значительный религиозный центр – среди его храмов особенной популярностью пользовался храм Геркулеса, от которого остались только живописные руины. С эпохи Ренессанса местечко познало очередной расцвет, здесь появились новые великолепные виллы и парки. Сильно разрушенное во время Второй мировой войны, Тиволи сегодня может похвастаться лишь частью своего былого исторического наследия.
Вилла Адриана была возведена в 118-134 г.г. императором Адрианом. Среди оливковых кущ до сих пор видны фрагменты некогда пышного ансамбля – большой квадрипортик Пециле (239 м на 97 м), названый так по одному портику в Афинах; Островной нимфеум, изящное сооружение круглой формы, с ионическим портиком и кольцевым каналом, оцепляющим островок с остатками виллы, возможно, служившей персональным жильем Адриана;
Императорский дворец со множеством комнат, среди которых выделяется внушительный перистиль, прозванный Золотой площадью (Пьяцца д`Оро), и элегантный Зал с дорическими колоннами; Канопий с длинным и узким бассейном (119 м на 18 м) посредине маленькой ложбины. Неподалеку от Канопия устроен музей, где экспонируются многочисленные статуи виллы, в том числе знаменитая «Амазонка Фидия».
Вилла д`Эсте – один из самых знаменитых в мире ансамблей, состоящий из красивого дворца эпохи Чинквеченто и парка в итальянском стиле. Вилла возникла в 1550-1569 г.г. в результате трудов неаполитанского зодчего Пирро Лигорио, работавшего по заказу кардинала Ипполито II д`Эсте. Интерьер особняка расписан на мифологические сюжеты и пейзажами самой виллы (художники Цуккари, Агрести, Муциано и другие мастера римской школы). Сад, разбитый по строгому геометрическому дизайну, известен своими бесчисленными фонтанами, многие из которых гармонично сочетаются с буйной растительностью виллы.
НАСЕЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА
На рубеже н.э. в Древнем Риме проживало около миллиона человек, что по тем временам было немыслимо огромной цифрой (к примеру, с XI по XV века число жителей города колебалось в районе 20 тыс., в начале XIX в. превысило 160 тыс., а в начале XX в. – перевалило за 400 тыс.). К 2009 г. в Риме проживало более 2,7 млн. жителей, а вместе с пригородами – около 4 млн.
Около 90% римлян относятся к итальянцам (среди горожан немало выходцев из Южной Италии – Сицилии, Калабрии и Кампании), 10% принадлежат к числу иммигрантов (румыны, поляки, украинцы, молдаване, албанцы, филиппинцы, китайцы, аргентинцы и арабы). Римские евреи сконцентрированы в районе Сант`Анджело, где расположена Большая синагога.
В Риме необычайно богатая культурная жизнь, которую обеспечивают многочисленные музеи, библиотеки, архивы, институты, в том числе и международные, а также театры и концертные залы (среди них выделяются Оперный театр и Музыкальная академия Санта Чечилия), самый крупный в стране Римский университет и несколько важных Папских академий.
Одним из культурных символов Рима является самая большая в Европе киностудия «Чинечитта», основанная фашистами в 1937 г. для пропаганды своих идей. Здесь снимались такие знаменитые фильмы, как классические американские картины «Бен Гур» (1959 г.) и «Клеопатра» (1963 г.), шедевры Феллини «Ла Дольче Вита» (1960 г.) и «Сатирикон» (1969 г.), современные блокбастеры «Банды Нью-Йорка» (2002 г.), «Страсти Христовы» (2004 г.) и «Декамерон» (2007 г.). Также на студии снимали грандиозный англо-американский телесериал «Рим» (2004-07 г.г.) и итальянскую версию популярного телешоу «Большой брат», в 1991 г. на территории «Чинечитта» прошел конкурс «Евровидения».
Футбол является наиболее популярным видом спорта в Риме, впрочем, как и во всей Италии. На легендарном римском «Стадио Олимпико» проходили такие выдающиеся матчи XX и XXI в.в., как финалы Чемпионатов Европы 1968 и 1980 г.г., финалы Кубка европейских чемпионов 1977 и 1984 г.г., финал Чемпионата мира 1990 г., финалы Лиги чемпионов 1996 и 2009 г.г. (уверен, что каждый настоящий футбольный болельщик многое бы отдал за шанс побывать на любом из этих поистине исторических футбольных сражений).
В Риме базируются именитые футбольные клубы «Рома» и «Лацио», а их извечное соперничество давно стало основой римской спортивной культуры. Игроки этих клубов, особенно родившиеся в Вечном городе, навсегда становятся кумирами известных своим темпераментом римских тиффози (яркими примерами такой безграничной любви римлян к своим футболистам служат игроки «Ромы» Франческо Тотти и Даниэле Де Росси, просто обожествляемые болельщиками). Далее по популярности у римлян, с большим отрывом, следуют такие виды спорта, как регби, теннис, велогонки, баскетбол, волейбол и гандбол.
Кроме верховного правительства Римской католической церкви (Святой Престол) в Риме базируются суверенный Мальтийский орден (или орден госпитальеров) и такие международные организации ООН, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Всемирная продовольственная программа и Международный фонд сельскохозяйственного развития.
С 1956 г., согласно известному постулату «Только Париж достоин Рима, только Рим достоин Парижа», единственным городом-побратимом Рима является Париж. Среди городов-партнеров Рима значатся Киев, Лондон, Мадрид, Белград, Нью-Йорк, Монреаль, Токио, Пекин, Сеул, Сидней, Каир, Алжир и Тунис.
ПОКУПКИ
Если в продолжение знакомства с Римом вы захотите ощутить всю подноготную города, то вам просто необходимо посетить колоритные местные рынки с их неповторимым ароматом древности. Начать такое путешествие можно со старейшего римского рынка на площади Кампо де Фьори («Поле цветов»), которая расположена рядом с Пьяцца Навона и южнее Корсо Витторио Эммануэле II. Издревле на площади и прилегающих улицах продавали костюмы, сундуки и оружие, дважды в неделю здесь шумел рынок лошадей и крупного рогатого скота.
В 1600 г. на Кампо де Фьори был сожжен Джордано Бруно, а в XIX в. точно на месте казни ему был поставлен красивый памятник. Ныне каждое утро кроме воскресенья на площади располагается рынок овощей и рыбы, а для полива цветов торговцы используют воду из фонтана Ла Террина. Также Кампо де Фьори славится многочисленными ресторанами и барами, где уже с вечера начинает собираться молодежь и многочисленные туристы.
Другим популярным у местных жителей и туристов местом является «блошиный рынок» Порта Портезе, раскинувшийся на улице между воротами Порта Портезе и вокзалом Трастевере (каждое воскресенье с раннего утра и до обеда здесь продают новые и поношенные вещи). Еще один «блошиный рынок» старой одежды и предметов антиквариата находится на Виа Остиенсе, которая с древнейших времен ведет к порту Остия.
На рынке Меркато делле Стампе каждое утро кроме воскресенья продают старые книги, журналы и гравюры. Рынок на Виа Саннио и соседних улицах, расположенный возле станции метро Сан Джованни, славится одеждой и аксессуарами (он открывается каждое утро, но в воскресенье большая часть его торговцев перемещается на Порта Портезе). Рынок Меркато ди Тестаччио на одноименной площади привлекает горожан всегда свежими овощами, мясом, рыбой, сыром, молочными продуктами и атмосферой настоящей итальянской деревни, по которой, наверное, иногда скучаю все городские жители.
Если буйство красок и рыночных запахов не для вас – посетите самые известные модные улицы Рима Виа Кондотти, Виа Боргоньона и Виа Фраттина, идущие параллельно друг другу от Пьяцца ди Спанья (Площадь Испании) до Виа дель Корсо. На Виа Кондотти расположены бутики «Булгари», открытый в 1905 г., «Валентино», «Армани», «Эрмес», «Картье», «Луи Виттон», «Фенди», «Гуччи», «Прада», «Шанель», «Дольче энд Габбана», «Сальваторе Феррагамо» и главный офис прославленного римского дома моды «Лаура Бьяджотти».
Виа Боргоньона привлекает модников магазинами «Фенди», «Лаура Бьяджотти», «Гай Маттиоло» и «Дольче энд Габбана», а Виа Фраттина – бутиками «Библос», «Тиффани» и «Версаче». Вокруг Испанской площади также много магазинов и кафе, а если вы оказались здесь с любимой, то обратите внимание на цветочный базарчик прямо на романтической Испанской лестнице. Виа дель Корсо (или просто Корсо) является главной улицей, проходящей через исторический центр Рима. Она тянется на полтора километра от Пьяцца Венециа до Пьяцца дель Пополо (в северной, пешеходной части улицы расположен знаменитый своей роскошью и великолепием пассаж «Галлериа Альберто Сорди»).
В районе Кампо Марцио (Марсово поле), который прилегает к Пьяцца дель Пополо, находится знаменитая своими художественными галереями, антикварными магазинчиками, модными ресторанами и уличными художниками Виа Маргутта (с 50-х годов, после выхода на экраны нашумевшего фильма «Римские каникулы», улица стала местом жительства знаменитостей и богачей). На соседней Виа дель Бабуино, среди старинных церквей и фонтанов, расположено много дорогих бутиков и антикварных магазинов.
Кроме Виа Маргутта и Виа дель Бабуино антикварные магазины сконцентрированы на Виа дей Коронари, Виа Джулиа и Виа дель Пеллегрино; на Виа дей Седьяри издревле продают стулья, кресла и предметы домашнего хозяйства, а Виа дей Джильи д`Оро знаменита своими репродукциями древних мозаик, которые очень популярны у интуристов. На западном берегу Тибра престижные магазины и кафе сконцентрированы на Виа Кола ди Риенцо в богатом районе Прати (севернее Ватикана и Замка Святого Ангела).
На Виа Венето, увековеченной Федерико Феллини в фильме «Ла Дольче Вита», расположено посольство США, много домов знаменитостей и богачей, дорогих отелей, престижных магазинов и кафе, среди которых наиболее известны бары «Кафе де Пари» и «Гарри». На известной как «Гей Стрит» Виа Сан Джованни ин Латерано, расположенной возле Колизея, находится много ярких, специализированных магазинов и баров для голубых.
Ну а если вы уж совсем прагматик в покупках, то огромные римские торговые центры как раз для вас. Среди самых интересных «храмов торговли» следует упомянуть крупнейший торговый центр Италии «Эурома 2» (более 240 магазинов, 40 ресторанов и баров), «Порта ди Рома» (220 магазинов, гипермаркет, 13 кинозалов, боулинг, два бассейна и фитнесс-центр с теннисными кортами), «Парко Леонардо» возле аэропорта Фьюмичино (216 магазинов, 24 кинозала, 16 дорожек для боулинга и зона игровых автоматов), «Рома Эст» (210 магазинов, 12 кинозалов, 24 ресторана и бара), «Чинечитта 2», «Ла Романина» и «Ашан».
КУХНЯ
Римская кухня формировалась на протяжении веков и менялась вместе с городом в периоды социальных, культурных и политических изменений. Основы гастрономии были заложены еще в Древнем Риме под влиянием древнегреческой культуры. Во время Ренессанса Рим стал известен как центр высокой кухни, куда работать при папском дворе съезжались лучшие повара того времени. Позже большое влияние на римскую кухню оказали местные евреи, а в последнее время – и прибывающие в большом количестве иммигранты.
Самыми известными блюдами местной кухни являются «сальтимбокка алла романа» («сальтимбокка» по-итальянски «прыжки в рот») – котлеты из телятины, прошутто или ветчины по-римски, которые готовятся на медленном огне в белом вине и масле с добавлением шалфея; «каркиофи алла джудиа» – жареные в оливковом масле артишоки по-еврейски; «каркиофи алла романа» – тушеные артишоки по-римски с начинкой из мяты, чеснока и сухарей; «спагетти карбонара» – макароны с беконом, яйцами и соленым сыром пекорино; «ньокки ди семолино алла романа» – клецки из манной крупы по-римски.
Для детей и взрослых сладкоежек обязательно посетить самое знаменитое римское кафе «Джиолитти», основанное в 1890 г. на Виа Уффичи дель Викарио возле Пантеона. Здесь вам подадут вкуснейшее мороженое джелато с фруктами, какао, шоколадом, орехами, печеньем, вафлями и даже шампанским, которое изготовлено по тайным рецептам семьи владельцев. Также очень вкусное мороженое продается в кафе на площади возле Фонтана Треви.
ЭКОНОМИКА
В Риме базируются крупнейшие в своих отраслях итальянские компании, такие как нефтегазовая корпорация «Эни», энергетическая корпорация «Энел», оператор итальянских железных дорог «Ферровиэ делло Стато», пассажирская авиакомпания «Алиталиа», банковский холдинг «УниКредит Груп», машиностроительный конгломерат «Финмекканика», а также крупнейший в Италии и мире оператор различных лотерей «Лоттоматика».
Также в Риме находятся штаб-квартиры медиа-холдингов «Группо Эдиториале Л`Эспрессо» (газета «Ла Репубблика» и журнал «Л`Эспрессо») и «Кальтаджироне Эдиторе», телевизионной сети «Телеком Италиа Медиа», киноконцерна «Фильмауро», фармацевтической компании «Анджелини», строительных корпораций «Асталди» и «Атлантиа».
Рим является четвертым из наиболее важных центров в мире моды после Милана, Нью-Йорка и Парижа, обогнав даже такие города, как Лондон, Токио и Мадрид. Здесь базируются дома моды «Фенди», «Лаура Бьяджотти», «Бриони Фэшн» и самый знаменитый итальянский дом ювелирных украшений и эксклюзивных предметов роскоши «Булгари».
Также Рим является третьим по посещаемости городом Европы после Лондона и Парижа, принимая в среднем около 7-10 млн. туристов в год, а среди наиболее посещаемых мест в городе выделяются Ватикан (более 4,5 млн. человек) и Колизей (около 4 млн. человек).
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Попадая в Вечный город, окунаясь в атмосферу его древних улиц и площадей, прикасаясь к мировым шедеврам искусства, пробуя местные вина и наслаждаясь самобытной кухней, не забывайте тихонечко, про себя, поблагодарить коллектив замечательной компании «Аккорд-Тур», которая предоставила вам такую прекрасную возможность совместить комфортабельный отдых с истинным наслаждением.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Автор:Александр Фандюшин (Львов)
Дата нотатки: 04.07.2012 К-сть сторінок: 13
Туристична компанія Аккорд Тур ® 2008-2024 +380736303638