Невеликий затишний готель Discovery B&B запрошує гостей Львова. Мебльовані кімнати готелю розташовані на тихій зеленій вулиці в старій частині Львова, в будинку австрійської забудови. Номерний фонд складається з 14 номерів з усіма зручностями різного класу і цінової категорії.
Пропонуємо нашим гостям затишні кімнати готельного типу з усіма зручностями, які обладнані всім необхідним для комфортного відпочинку. Кожна кімната своєрідна, має свою назву і відповідний інтер'єр.
Город основали греки в VII в. до н.э., назвав его Партенопея (согласно легенде, так звали обитавшую в этих местах сирену). Впоследствии он стал именоваться Неаполис, то есть «Новый город». При римлянах он стал популярен как курорт, сохранив при этом высокую греческую культуру. Тут жили Нерон, Лукулл и Вергилий (поэт даже погребен в Неаполе). В VI в. в Неаполитанском заливе утвердилось господство Византии, впрочем, весьма номинальное, так как край сохранял полную автономию вплоть до 1139 г., когда здесь победили норманны.
В Средние века город естественным образом превратился в столицу Кампании, и её история с тех пор сконцентрировалась вокруг Неаполя. После норманнов здесь воцарилась Швабская династия, самый яркий представитель которой, Фридрих II, обратил город в блестящую метрополию. При Анжуйской династии (XIII-XIV в.в.) эта характеристика только углубилась – на берегах Неаполитанского залива появились такие великолепные памятники, как Маскьо Анджоино (Анжуйский донжон) и Кастель Санто Эльмо, тут творили художники Симоне Мартини, Пьетро Каваллини, Тино ди Камаино и писатель Боккаччо.
В XV в. от Анжуйской династии власть перешла к Арагонской, а в XVI в. – к испанской короне, представленной на месте вице-королем. Два века испанского владычества стали противоречивым периодом местной истории. К середине XVII в. в Неаполе насчитывалось более 300 тыс. жителей и он считался вторым по величине городом Европы после Парижа. В 1647 г. в Неаполе вспыхнуло восстание под предводительством харизматического бунтаря Мазаньелло, затем жестоко подавленное. Город часто поражали различные эпидемии, в том числе чумы (в 1656 г. одна из них унесла жизни около половины неаполитанцев).
В XVIII в. Королевством обеих Сицилий стали управлять Бурбоны, правление которых ознаменовалось определенным экономическим и культурным подъемом. В Каподимонте, предместье Неаполя, возникли великолепный королевский дворец (реджья) и современный по тем временам фарфоровый завод, быстро прославившийся по всей Европе; в мире музыки выдвинулись Чимароза и Перголези, в области философии – Джованни Баттиста Вико.
После Бурбонов и краткого наполеоновского периода Неаполь в 1860 г. вошел в состав объединенного Королевства Италии. Последовавший за этим экономический крах привел к масштабной волне эмиграции (только в 1876-1913 г.г. из района Неаполя выехало около 4 млн. человек). Современной истории города принадлежат философская мысль Бенедетто Кроче, неаполитанский театр Скарпетты и семейства Де Филиппо, «четыре дня» героического сопротивления нацистам в 1943 г., киномир Тото, Софии Лорен и Массимо Троизи.
Хотя в годы Второй мировой войны Неаполь подвергся наиболее разрушительным бомбардировкам союзнической авиации среди всех итальянских городов, во многом благодаря титаническим усилиям местного населения и масштабной реконструкции в 1995 г. исторический центр Неаполя был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Неаполитанский залив сам является одной из главных достопримечательностей Неаполя и всей Кампании. На фоне грандиозного Везувия и не менее величественного залива, окончания которого образуют острова Капри, Прочида и Искья, раскинулся огромный и в то же время по-домашнему уютный Неаполь, который как бы парит между небом и водою.
Маскьо Анджоино или Анжуйский донжон, называемый также Новым Замком (Кастель Нуово), находится с правой стороны Муниципальной площади, которая выходит к набережной и Морскому вокзалу. Замок был сооружен Карлом I Анжуйским в качестве резиденции своего двора около 1280 г., потом переделан Альфонсо I Арагонским для той же цели в XV в. После арагонцев замок служил резиденцией испанского вице-короля, в 1805 г. им овладела русская эскадра адмирала Дмитрия Сенявина, а в начале XX в. Кастель Нуово был тщательно реставрирован и не раз служил натурой для исторических фильмов.
Массивная цитадель с цилиндрическими башнями имеет парадный вход – Триумфальную арку, сооруженную в честь воцарения Альфонса I (1443 г.) и украшенную разнообразной скульптурой. Внутри следует обратить внимание на Палатинскую капеллу Святой Варвары и величественный Зал баронов. В пинакотеке Городского музея, расположенного в стенах замка – фрески эпохи Треченто, а также произведения Маттиа Прети, Солимены, Винченцо Джемито, Караччоло. В аванзале музея – красивая бронзовая дверь работы Гульельмо Монако (1475 г.), снятая с портала замка вместе с застрявшим в ней пушечным ядром.
Палаццо Реале (Королевский дворец) был сооружен зодчим Доменико Фонтана к 1602 г. для испанского вице-короля. В 1717 г. здесь некоторое время укрывался царевич Алексей, которого вскоре арестовали и выдали России по велению его отца – царя Петра I. В начале XIX в. хозяином дворца стал наполеоновский маршал Иоахим Мюрат, который в 1808-15 г.г. занимал трон короля Неаполя. Протяженный фасад палаццо, с восьмью нишами, где водружены статуи неаполитанских государей, выходит на Пьяцца дель Плебишито. На другом конце площади расположена базилика Сан Франческо ди Паола с известным полукруглым портиком.
По сторонам садовых ворот дворца установлены конные статуи с Аничкова моста в Санкт-Петербурге, подаренные королю Неаполя русским царем Николаем I. Огромная парадная лестница Королевского дворца ведет к Историческим апартаментам с произведениями неаполитанского искусства XVII-XVIII в.в., среди которых хранятся и дары Николая I. В дворцовых интерьерах выделяется Придворный театр (Театро ди Корте), построенный Фердинандо Фуга в 1768 г., а один из корпусов дворца занят Национальной библиотекой.
Галерея Умберто Примо или Галерея короля Гумберта I – роскошный торговый пассаж конца XIX в., характерный для «галерей» в других итальянских городах периода «прекрасной эпохи», который со временем стал популярным местом рандеву и деловых встреч. Здесь, под внушительным покрытием из стекла и металла, находился Театр Маргерита, который посещали такие известные персонажи, как Д`Аннунцио, Сальваторе ди Джакомо, Скарфольо и другие (напротив Галереи расположен оперный театр Сан Карло).
Кастель дель Ово или «Замок яйца» стоит на живописном островке у Морского посада (Борго Маринарио), с его старыми домами рыбаков и знаменитыми трактирами, выходящими к прославленной бухте Санта Лючия. Именно на этом месте греческие колонисты основали свое первое поселение, а в 476 г. в здешнюю крепость из Равенны после своего свержения германским вождем Одоакром был сослан последний император Западной Римской империи Ромул Августул. Замок появился в XII в. на том месте, где существовала вилла Лукулла, знаменитого своими пирами, а позднее – византийский монастырь.
Странное название замка объясняется в одной средневековой легенде – поэт Вергилий якобы закопал здесь волшебное яйцо, от цельности которого зависели судьбы мира. Крепостные стены замка заключают в себе сторожевые башни, темницы, готические залы, склады, капеллы и монастырские кельи. После переноса королевского двора в соседний замок Кастель Нуово здесь осталась казна правителя и некоторые судебные учреждения, а ныне часть помещений используется для проведения различных экспозиций и конференций.
Кастель Санто Эльмо или Замок Святого Эльма – один из главных оплотов владык древнего Партенопея, откуда они внимательно следили за событиями в городе и морской навигацией. Превосходное стратегическое положение холма первыми оценили анжуйцы, устроившие тут крепость в начале XIV в., однако современную звездообразную конфигурацию комплекс получил позднее, при арагонском правителе, вице-короле Педро Толедском.
Замок, первоначально именуемый как Бельфорте, вошел в современный городской контекст после долгого использования в качестве военной тюрьмы. Внутри находятся церковь Святого Эльма (Эразма) XVI в. и капелла Санта Мария дель Пилар XVII в. В замке некоторое время укрывался российский царевич Алексей, все же увезенный хитростью в Петербург.
Чертоза Сан Мартино или Картезианский монастырь Святого Мартина доминирует над городом с холма Вомеро, примыкая к стенам мрачного замка Санто Эльмо. Обитель построили в XIV в. Тино да Камаино и другие зодчие по заказу Анжуйских правителей, а в XVII в. её перестроил в стиле барокко архитектор Козимо Фанцаго. В настоящее время в братских корпусах бывшего монастыря размещается интересный Национальный музей Сан Мартино.
Главный храм, сооруженный в XVI в. архитекторами Дозио и Фанцаго, пышно украшен мрамором, скульптурами и живописью мастеров неаполитанского Сейченто, в том числе Массимо Станционе («Снятие с креста»), Баттистелло Караччоло («Омовение ног»), Ваккаро, Рени, Солимены, а также испанца Рибейры, жившего в Неаполе («Пророки»). В приделе сокровищницы (Капелла дель Тезоро) находится красивая фреска работы Луки Джордано.
В музее существуют секция, посвященная любопытнейшей неаполитанской традиции – Рождественским яслям (Презепи) XVIII в.; Пинакотека с картинами Солимены, Сальваторе Розы, Караччоло, Луки Джордано и других неаполитанских художников, вплоть до XIX в.; Скульптурная секция с произведениями Тино да Камаино, Саммартино, Пьетро Бернини; Секция прикладного искусства со стеклом из Мурано и фарфором из Каподимонте. Необыкновенно хорош изысканный Большой клуатр (Киостро Гранде) XVI-XVII в.в.
Санта Кьяра или комплекс Святой Клары Ассизской включает в себя монастырь, гробницы неаполитанских Бурбонов и археологический музей. Обитель была построена в 1310-40 г.г. в традиционном готическом стиле королем Робертом Мудрым в качестве усыпальницы Анжуйской династии. В XVII-XVIII в.в. монастырь был перестроен в стиле барокко, а во время Второй мировой войны здание практически полностью уничтожили бомбардировки.
После тщательной реставрации, ставшей символом возрождения города, в 1953 г. комплекс вернул свой прежний облик. Отдельно от здания расположена колокольня, строительство которой было начато в 1328 г., а завершилось лишь в эпоху Ренессанса. Крытая галерея, колонны и скамейки монастырского клуатра украшены превосходной майоликой, изображающей яркие картины из жизни Неаполя – карнавалы, морские путешествия, охоту.
В Санта Кьяра захоронены король Роберт Мудрый из Анжуйской династии, члены дома неаполитанских Бурбонов, в том числе короли Фердинанд I, Франциск I и Фердинанд II, блаженная Мария-Кристина Савойская, первая жена Фердинанда II, и национальный герой Италии Сальво д`Аквисто, убитый фашистами в 1943 г. Существует поверье, что пары, обвенчавшиеся в Санта Кьяра, будут жить счастливо, не познав разлуки, бедности и недоверия, поэтому церковь пользуется большой популярностью среди молодоженов Неаполя.
Сан Доменико Маджоре или Большая церковь Святого Доменика, появившаяся в XIII-XIV в.в., несмотря на её неоднократные переделки – прекрасный образец анжуйской готики. Она стоит на одноименной площади (Пьяцца Сан Доменико Маджоре), где высится барочная колонна (джулья) Святого Доменика, заложенная в 1658 г. по обету, данному неаполитанцами во время очередной эпидемии чумы, которые часто поражали город.
Храм выходит на площадь своей апсидальной частью; внутри него, в Большой капелле Распятия (Каппеллоне дель Крочифиссо) – «Распятие» XII в., от которого, согласно преданию, исходил глас Божий Фоме Аквинскому. В сакристии – прекрасная фреска Солимены (1709 г.), ценные произведения Луки Джордано и учеников великого Тино да Камаино.
Дуомо или Кафедральный собор Святого Ианнуария, возведенный в XIII в. и впоследствии не раз переделанный, расположен в центре старого города. Храм обладает фасадом XIX в., за исключением трех готических порталов (1407 г.), украшенных рельефами Антонио Бабоччо. Во внутреннем зале, из правого нефа, можно пройти к приделу Святого Ианнуария (Капелла ди Сан Дженнаро), иначе называемому Сокровищница (Тезоро), шедевру эпохи барокко, расписанному Доменикино и Ланфранко в XVII в.
Именно здесь хранятся флаконы с кровью Святого Ианнуария (Януария), небесного покровителя города, содержимое которых подвергается разжижению дважды в год, в мае и сентябре. В одной капелле трансепта находится «Ассунта» Перуджино; в капелле Минутоло – произведения эпохи Дученто; в подземной капелле Карафы – надгробный памятник кардиналу Карафе в молитвенной позе (XVI в.). В отдельной археологической зоне – фрагменты раннехристианской базилики Святой Реституты и Баптистерия с фресками V в.
Сан Лоренцо Маджоре или Большая церковь Святого Лаврентия, сооруженная францисканцами в XIII-XIV в.в. – один из лучших образцов неаполитанской готики. В 1334 г. здесь повстречались Боккаччо и Фьямметта, а в 1345 г. в братских корпусах жил великий Петрарка. В однонефном интерьере, в боковых капеллах находятся – прекрасное деревянное Распятие (Крочифиссо) XIV в.; надгробие Екатерины Австрийской работы Тино ди Камаино (1325 г.); надгробие Роберта д`Артуа и Ионны де Дураццо (1399 г.). Из храма можно выйти к клуатру (XIII в.) и к остаткам древнегреческих и римских строений Неаполя.
Капелла Сансеверо – это небольшой храм княжеского семейства Сангро, заложенный в 1590 г. и законченный только в 50-х годах XVIII в. Внутри его украшают превосходные произведения скульптуры – «Разочарование» Франческо Квейроло, «Целомудрие» Антонио Коррадини и потрясающий «Христос под плащаницей» («Кристо велато») Джузеппе Саммартино. В аванзале – мрачноватые, но любопытные образцы мумифицирования трупов, производимые одним из князей Сангро согласно тогдашней традиции.
Национальный археологический музей – это один из самых больших и самых важных археологических музеев в мире, хранящий редкие и прекрасно сохранившиеся образцы греко-римской цивилизации, обнаруженные при раскопках Помпей, Геркуланума и Стабий. Музей, основанный в конце XVIII в. Бурбонами, ныне размещается в огромном дворце эпохи Чинквеченто, некогда служившем казармой, а затем университетским факультетом.
На нижнем этаже – раздел мраморной скульптуры, где размешены известная группа «Тираноубийцы» («Тиранничиди»), римская копия с греческого оригинала Крития и Несиота (V в. до н.э.); рельеф «Гермес, Орфей и Эвридика» (V в. до н.э.); «Афина», копия с оригинала Фидия; «Дорифор» из Помпей, одна из лучших копий с оригинала Поликлета; «Эфеб», также из Помпей, копия с оригинала V в. до н.э.; «Венера Каллипига» (то есть «с красивыми ягодицами»), копия эллинской работы; восхитительный «Бык Фарнезе» («Торо Фарнезе») из Рима, также копия эллинской работы; «Афродита-Сосандра» из Стабий и другие.
На первом полуэтаже выставлены мозаики из Помпей – огромная «Битва Дария и Александра», «Морская фауна», изображающая схватку лангуста и осьминога, «Бродячие музыканты», «Академия Платона», «Сеанс магии». На втором этаже – статуи, картины и другие находки из Виллы Папирусов в Геркулануме. В разделе живописи – натюрморты; «Портрет Паквия Прокула и его супруги» из Помпей; нежные фрески из Стабий «Диана-охотница» и «Весна»;
Монохромная картина из Геркуланума «Играющие женщины из Астрагали»; «Тезей и Минотавр» из Помпей; «Геркулес и Телеф» из Геркуланума. Также представляют большой интерес Собрание драгоценностей (Коллеционе дей Прециози), Секретный кабинет (Джабинетто Сегрето) с эротическими и порнографическими произведениями, вход в который только по записи, и Раздел технологии (Сеционе ди Текнолоджиа) с древними орудиями.
Королевский дворец Каподимонте (Палаццо Реале ди Каподимонте), благодаря своим огромным размерам и внушительности фасадов с могучими пилястрами и верхней балюстрадой, известен также как Палаты государя в Каподимонте (Реджья ди Каподимонте). Дворец начали строить в 1738 г. зодчие Джованни Антонио Медрано и Антонио Каневари согласно воле Карла III Бурбонского, который также учредил здесь знаменитый фарфоровый завод (Манифаттура ди порчеллане), переведенный позднее в другое место.
Вокруг дворца простирается огромный парк, некогда известный как лес Каподимонте (Боско ди Каподимонте), из разных уголков которого открываются великолепные панорамы на город и залив. Венценосный Карл сформировал и первое ядро собрания, вначале состоявшее из унаследованной им коллекции Фарнезе, а впоследствии превратившееся в Национальный музей и галереи Каподимонте. Многочисленные покупки, различные пожертвования и наследства, а также необходимость надежной крыши для шедевров церковного искусства привели к появлению одного из самых важных музеев Итальянского Юга, богатая пинакотека которого имеет международное значение.
В музее выставлены представители тосканской, умбрийской, венецианской, эмилианской, ломбардской и, конечно же, неаполитанской (XIII-XIX в.в.) школ, а также зарубежные корифеи. Среди шедевров собрания – «Распятие» Мазаччо; «Роберт Анжуйский, коронуемый Святым Людовиком Французским» Симоне Мартини; «Портрет папы Павла III Фарнезе», «Даная» и «Благовещение» Тициана; «Дева Мария с Младенцем и Ангелами» Боттичелли; «Вознесение Девы Марии» (или «Ассунта») Мазолино да Паникале;
«Преображение» Джованни Беллини; «Бичевание Христа» Караваджо; «Мистическое венчание Святой Екатерины» Корреджо; «Священное собеседование» Пальмы Старшего; «Мадонна дель Умильта» Роберто д`Одеризио; «Воскресение Христово» Содомы; «Аталанта и Гиппомен» Гвидо Рени; «Притча о слепцах» Питера Брейгеля; «Юноша, дующий на огонь» Эль Греко; «Распятие» Антониса Ван Дейка. Прелестны произведения декоративного искусства из бронзы, серебра, слоновой кости, в том числе «Ларец Фарнезе».
В «Исторических апартаментах», наполненных фарфором, мебелью и прочим добром, выделяется «Фарфоровый салон» (Салоттино ди порчеллана), устроенный во второй половине XVIII в. Коллекция Де Чиччо посвящена декоративному искусству, преимущественно фарфору и майолике. В Галерее шпалер экспонируются образцы бельгийской работы XVI в., в разделе современного искусства собраны художники Энди Уорхол, Марио Мерц, Альберто Бурри.
Подземный город не менее величествен и интересен, чем сам Неаполь. К катакомбам Сан Дженнаро можно пройти из церкви Мадре дель Буон Консильо (иначе Мадонна дель Каподимонте). Эти подземелья, устроенные на двух уровнях, возникли еще во II в. Самые большие на Юге Италии, они богато украшены античной и средневековой (вплоть до X в.) стенописью. Среди картин выделяется образ Святого Ианнуария, написанный в V в., в эпоху, когда здесь почивали мощи Святого, почитаемого впоследствии небесным покровителем города.
Вход в катакомбы Сан Гаудиозо организован из церкви Санта Мария делла Санита. Подземный погребальный комплекс с ракой Святого Гауденция, украшенный мозаиками и фресками, возник в V в., а в XVII в. часть катакомб была отведена для весьма своеобразного некрополя – покойников усаживали на стулья, оставляя черепа открытыми для обозрения, а остальную часть тела прикрывая перегородкой с предметами, посвященными памяти усопшего.
В квартале Санита находится и другой некрополь, Костница (Оссарио) делле Фонтанелле, возникшая в XVI в., после очередной эпидемии чумы – в пещерах из туфа любовно сложены кости и черепа почивших. В целом во многих храмах Неаполя, в криптах, можно обозреть древние усыпальницы, вход в которые организован по особым правилам. При старинной церкви Святого Севера можно посетить одноименные катакомбы с чудесными фресками V века.
У храма Сан Паоло Маджоре начинается необыкновенно интересный маршрут по подземному Неаполю. Тут можно осмотреть фрагменты древнеримского водопровода, вероятно, акведука Августа, доставлявшего горожанам воду из реки Сарно по гидравлической системе длиною 170 км. В настоящее время под поверхностью земли обнаружено множество цистерн и помещений, предназначение и возраст которых достоверно указать трудно. Привычку копать под землею, хотя бы ради стройматериалов, имели уже древние греки.
И в наши времена подземелья иногда использовались в практических целях, как например, в качестве бомбоубежищ во время Второй мировой войны. Иногда в пустотах под городом можно встретить мастерские, студии художников и даже небольшие фабрики. Временами подземный Неаполь устраивает сюрпризы для горожан, когда земля буквально разверзается под их ногами. Но этого события ждать не обязательно – для посещения катакомб достаточно присоединиться к экскурсии, стартующей от площади Сан Гаэтано.
Поццуоли, с запада примыкающий к Неаполю, обладает несколькими интересными сооружениями и природными объектами. Здесь расположен огромный Амфитеатр Флавиев, третий по величине амфитеатр в Италии после Римского Колизея и Капуанского Амфитеатра (кстати, Капуа расположена в 25 км к северу от Неаполя, в провинции Казерта). Рядом с Поццуоли находится вулканическое озеро Аверно, где Вергилий в своей «Энеиде» поместил вход в Ад.
В I веке именно в Поццуоли на пути в Рим высадился Апостол Павел. Пробыв здесь семь дней, Святой Павел вместе с учениками начал свое путешествие по Аппиевой дороге в Вечный Город. Также Поццуоли знаменит тем, что здесь выросла родившаяся в Риме Софи Лорен.
Везувий является одной из главных «визитных карточек» Неаполитанского залива. Он находится всего в девяти километрах к востоку от Неаполя и на небольшом расстоянии от моря, в центре самого густонаселенного вулканического региона в мире. Это действующий вулкан (единственный вулкан в Европе, извергавшийся за последние сто лет), 1277 м высотою, образовавшийся из древнего вулканического комплекса Монте Сомма. Древние греки и римляне ассоциировали Везувий с героем и полубогом Гераклом (Геркулесом).
Самое знаменитое и катастрофическое извержение Везувия произошло в 79 г., когда, спустя несколько лет после крупного землетрясения, вулкан похоронил под массой пепла и лавы ряд соседних процветающих городов – Помпеи, Геркуланум и Стабии (в результате трагедии погибло от 10 до 30 тыс. человек). Свидетелем катастрофы и её жертвой стал выдающийся историк Плиний Старший, которого привел к Везувию исследовательский интерес, а его 18-летний племянник Плиний Младший подробно описал катаклизм.
С тех пор извержения вулкана отмечались достаточно часто, а последнее большое произошло в 1944 г. Иногда эти извержения были настолько сильными, что практически вся Южная Европа покрывалась слоем вулканического пепла, а в 472 и 1631 г.г. облака пепла достигали даже Константинополя (Стамбула), то есть перемещались на более чем 1,2 тыс. км от Везувия.
Зона Везувия благодаря лаве еще в античные времена прославилась плодородием своей почвы и особыми сортами винограда, давшими впоследствии немало отличных вин, типа Lacryma Christi. Среди современных поселков часто встречаются красивые виллы XVIII в. Экскурсия к вершине царственного конуса Везувия оставляет неизгладимое впечатление, как из-за устрашающего кратера, так и из-за роскошной панорамы Кампании и Тирренского моря.
Геркуланум, основанный греками или, согласно легенде, самим Гераклом (отсюда и название), в 89 г. до н.э. получил статус римского муниципиума. Чудовищное извержение Везувия 79 г. погребло поселение под толстым слоем лавы, впоследствии окаменевшей. Первые археологические работы начались здесь в XVIII в., однако и поныне большая часть древнего города остается нераскопанной, так как находится прямо под современными домами.
Геркуланум (современный Эрколано) является типичным римским городом I в. с декуманумом максимумом (главная урбанистическая ось, которую пересекали перпендикулярные улицы-«карды»), термами, общественными зданиями, виллами и театром, размещенным у городской черты. На IV карде стоят «Дом с мозаичным атриумом» (Каса делль Атрио а Мозаико), названый так по черно-белому мозаичному убранству его вестибюля, и «Дом с деревянной перегородкой» (Каса дель Трамеццо ди Леньо).
На пересечении с Нижним декуманумом стоят: справа – самый древний в городе «Самнитский дом» (Каса Саннитика); слева – Термы Геркуланума. Далее, все также на IV карде, находится «Дом Нептуна и Амфитрита» (Каса ди Неттуно э Анфитрите), носящий название по мифологическим персонажам, изображенным на мозаике нимфея. На декуманум максимум выходит интересный «Дом двухсотлетия» (Каса дель Бичентенарио).
Повернув на V кард, можно осмотреть палестру (гимнастический зал) с красивым фонтаном, а в глубине улицы – «Дом с рельефом Телефа» (Каса дель Рильево ди Телефо), «Дом Геммы» (Каса делла Гемма) и, перед ним, «Дом с оленями» (Каса дей Черви) с элегантной террасой, обращенной к морю и украшенной двумя скульптурными группами «Олени, терзаемые собаками». Вблизи находятся руины некогда богато украшенных «Пригородных терм».
Помпеи были основаны осками, колонизированы греками (VI в. до н.э.), затем захвачены самнитами, вытесненными, в свою очередь, римлянами. В 62 г. город сильно пострадал от землетрясения, а в 79 г. ужасное извержение покрыло его несколькими метрами пепла и лавы (лишь небольшая часть жителей смогла спастись). Многие столетия здесь никто не обитал, а в XVIII в. в Помпеях начались раскопки, ставшие систематическими с начала XIX в.
В настоящее время Помпеи представляют собою наилучшим образом сохранившееся древнеримское поселение, где представлены самые разные типы античных жилищ и достижения искусства начала I тысячелетия нашей эры. Это был развитый сельскохозяйственный и торговый центр со складами, магазинами, тавернами, домами терпимости, роскошными виллами и убогими хижинами. Неподалеку от археологической зоны в начале XX в. вырос современный город Помпеи, с гигантским санктуарием Мадонны дель Розарио.
Порта Марина (Морская застава) Помпей является составной частью самнитских крепостных стен. Из двух её проемов левый служил для пешеходов, а правый – для повозок. Рядом с воротами, которые ныне служат главным входом в зону раскопок, обнаружены фрагменты конюшен и складов. В Антиквариуме собраны различные предметы, обнаруженные во время раскопок – вооружения, рабочие орудия, скульптуры, керамика, домашняя утварь, а также впечатляющие слепки тел погибших горожан и домашних животных (для их получения археологи заливали гипсом пустоты в окаменевшем пепле). Самые важные находки, однако, перенесены в Археологический музей Неаполя. Центр общественной жизни Помпей (Форум) состоял из широкой площади, окруженной крупными строениями политического, религиозного и коммерческого предназначения. В самнитскую и римскую эпохи Форум, на который запрещался въезд повозок, окружили портиком из могучих туфовых (более древних) и травертинских колонн. Сюда выходят боковой фасад базилики; самнитский храм Аполлона, украшенный превосходной скульптурой (оригиналы перенесены в Неаполь); храм Юпитера, или «Капитолийской Триады» (божества Юпитер, Юнона и Минерва, почитавшиеся на римском Капитолии), сооруженный на северной стороне Форума, на высоком подиуме во II в. до н.э.; Мацеллум (крытый рынок); храм Веспасиана с резным жертвенником; большой дом Евмахии, сооруженный жрицей Евмахией для влиятельной гильдии ткачей, с прелестным каменным порталом.
Самым древним общественным зданием Помпей является базилика, относящаяся ко II в. до н.э. Здесь совершались торговые операции и шли судебные тяжбы. Объем базилики разделен на три нефа 28-ю коринфскими колоннами, завершаясь двухъярусным подиумом. Прекрасно сохранившиеся Термы Форума, в различных помещениях которых уцелели даже лепные украшения, относятся к I в. до н.э. В тепидариуме («теплом отсеке») имеются интересные атланты (теламоны) из терракоты, поддерживающие консоль. Весьма изобретательна система обогрева пола за счет трубопроводов, по которым циркулировал горячий воздух.
Великолепная пригородная Вилла Мистерий, возведенная во II в. до н.э. и впоследствии перестроенная, сильно пострадала от землетрясения, после чего её хозяева решили устроить тут ферму. Извержение Везувия, однако, прервало эти работы вместе с жизнью обитателей. На вилле сохранились самые известные образцы живописи Помпей. К морю от здания отходила просторная веранда с полукруглым портиком, где ныне устроен вход (первоначальный вход был организован с противоположной стороны). В таблиниуме, одном из главных залов древнеримского жилища, стены расписаны фресками в египетском стиле.
Повернув направо, следует пройти в Зал Большой картины (Сала дель Гранде Дипинто) со знаменитым циклом «Посвящение в Дионисийские мистерии». Он представляет собою краснофонную стенопись длиною 17 м и высотою 3 м, созданную в I в. до н.э. Её эпизоды изображают посвящение девушки в жрицы Диониса через различные ступени – чтение свитка с ритуалом, открытие фаллоса (символа плодородия), бичевание крылатою богинею и танец.
Дом Фавна – прекрасный образец господского дома (домуса), принадлежавший, вероятно, какому-то римскому сановнику, хотя возник еще ранее, во II в. до н.э., то есть в эпоху самнитов. Внутри находятся два атриума – главный устроен в этрусском стиле, с бассейном, украшенным статуэткой «Танцующий Фавн» (оригинал экспонируется в Неаполе); второй предназначался для служебных целей. Дом имел и два перистиля, основной из которых был образован двумя ярусами из 44 колонн, окружавших садик. Именно в этом жилище археологи нашли самые ценные мозаики, в том числе «Битву Дария и Александра».
Дом Веттиев – это роскошная и прекрасно сохранившаяся вилла, принадлежавшая двум богатым торговцам: Аулу Веттию Конвиве и Аулу Веттию Реституту. Помимо скрупулезной реконструкции жилища, посетители могут оценить превосходную стенопись, относящуюся к последнему этапу жизни города. Вестибюль дома украшен фреской с образом Приапа, божества плодородия, представленного с разными фаллическими символами, весьма частыми в местном искусстве, да и вообще в искусстве древних.
В атриуме – два античных сейфа, в комнате слева от атриума – фрески «Скорбящий Кипарис», «Пан и Амур», а также фантазии на архитектурные темы. Из атриума можно также пройти к перистилю с садом, доныне действующими фонтанами, статуями и дорическим портиком с расписанными стенами («Дедал и Пасифей», «Дионис и Ариадна»). В гинекеуме (женской половине) одна из комнат декорирована эротическими сюжетами; стенописью покрыт также большой зал с триклинием, где особенно выделяется чернофонный фриз с амурчиками, занятыми различными ремеслами, развитыми в древних Помпеях – ювелирным делом, сбором винограда, цветоводством и приготовлением специй.
Грандиозные и наилучшим образом сохранившиеся Стабийские Термы (Терме Стабиане) являются и самыми старыми в городе. В ансамбль входят «палестра» (зал для физических упражнений), с бассейном и античными «раздевалками», мужская и женская секции с округлыми сводами, изящным лепным убранством и нишами для хранения одежды посетителей.
Большой театр (Театро Гранде) сооружен во II в. до н.э., причем древние строители искусно использовали природный рельеф. Кавея (трибуны), разделенная на пять секторов, вмещала до 5 тыс. зрителей. В настоящее время здесь иногда дают театральные представления. Малый театр (Театро Пикколо), принимавший до тысячи зрителей, появился в I в. до н.э. и является одеоном (то есть крытым залом, предназначенным для пантомимы и музыкальных концертов).
Дом Лорея Тибуртина – это просторное и изящное жилище, которое относится к самым интересным постройкам Помпеи. По сторонам от главного входа расположены две лавки, соединенные с внутренними частями дома, где находятся широкий дворик (атриум) с резервуаром для сбора дождевой воды (имплювиум) и различные помещения вокруг дворика с первоначальным убранством. За атриумом находится перистиль с висячим садом, откуда можно пройти к верхней перголе со статуями, фонтанами и каналом. Далее маршрут ведет к другому саду с длинным каналом, некогда окаймленным уютными беседками.
Амфитеатр Помпей, появившийся в 80 г. до н.э., является самым древним амфитеатром из сохранившихся. Его трибуны, разделенные на четыре яруса (верхний был отведен для женщин), вмещали до 20 тыс. зрителей. Огромный тент (велариум) предохранял публику, собиравшуюся на бои гладиаторов или охоту на диких зверей, от палящего солнца. В 59 г. в амфитеатре разразилась ставшая знаменитой массовая схватка между жителями Помпей и Ноцеры (современной Ночеры), что повлекло за собой указ Римского сената о запрете спектаклей в Помпеях (эпизод представлен на картине в Археологическом музее Неаполя).
Сорренто – знаменитый морской курорт, который высится на скале из туфа, обрывающейся в Неаполитанский залив. Уже древние римляне по достоинству оценили Соррентум, выстроив тут свои виллы. В Средневековье город был под властью византийцев, затем стал столицей герцогства, независимость которого уничтожили норманны. Позже прибрежное поселение неоднократно подвергалось набегам сарацинских пиратов.
В 1544 г. здесь родился великий итальянский поэт Торквато Тассо, которому благодарные земляки установили памятник. Зона Сорренто знаменита своими цитрусовыми и виноградом, а среди ремесел процветают вышивка, резьба по дереву и шелкопрядение. На пересечении двух главных магистралей города, Корсо Италиа и Виа Тассо, высится древний кафедральный собор (Дуомо), сильно, впрочем, перестроенный. В его интерьере выделяются епископский трон, кафедра XVI в. и чудесная работа «Поклонение Младенцу» XV в.
Интересна и средневековая базилика Святого Антонина-игумена, перестроенная в эпоху барокко. В крипте храма находится рака преподобного Антонина, в трехнефном церковном зале – холсты XVII в., в сакристии – живописные Рождественские ясли, работы неаполитанских скульпторов XVIII в. Среди других достопримечательностей города – изящная лоджия эпохи Кватроченто «Седиле Доминова»; церковь Сан Франческо с мавританского вида клуатром; городское кладбище с надгробием русского живописца Щедрина; вилла Серракаприола, где в 1924-28 г.г. жил великий писатель Максим Горький.
Музей Корреале ди Терранова размещается во дворце графов Терранова (на фасаде музея висит доска с фамилиями именитых гостей Сорренто, среди которых – Щедрин, Тургенев, Чернышевский, Толстой). В стенах музея собраны произведения декоративного искусства (майолика, барочная неаполитанская мебель, часы, фарфор фабрики Каподимонте) и живопись художников Кампании. В окрестностях Сорренто, на мысе Пунта дель Капо, можно осмотреть руины древнеримской виллы Поллиуса Феликса (Вилла ди Поллио Феличе).
Остров Капри – это туристическая «мекка» всего мира. Причудливой формы остров под шапкой пышной средиземноморской растительности возвышается над голубыми водами словно морской рай. Его изрезанная береговая линия известна своими пещерами, среди которых наибольшей популярностью у туристов пользуется чарующий Голубой грот (Гротта Аззурра).
Столица острова, город Капри, представляет собою милый поселок со старинными домами и церквями. В этой части острова жил Максим Горький (все три виллы, где писатель останавливался, отмечены мемориальными досками). Партийную школу на Капри посещал Ленин, и в память об этих визитах в Садах Августа ему установлен памятник (и почему он просто не плавал в окрестных водах или загорал на отличных пляжах?).
Туристы обычно посещают и второй каприйский город, Анакапри, а также два порта – Марина Гранде (куда приходят корабли из Неаполя) и Марина Пиккола (откуда отправляются морские экскурсии, в том числе к знаменитым гигантским рифам Фаральони).
Остров Искья – вулканического происхождения, и этим объясняется множество его терм, источников, фумарол и прочих природных явлений, привлекающих сюда туристов во все времена года. Плодороднейшая почва способствует произрастанию цитрусовых, винограда и других фруктов. Первыми на тогдашней Пифекусе обосновались греки, еще в VII в. до н.э., за ними последовали римляне, норманны, анжуйцы и арагонцы. На Искью часто нападали сарацинские пираты, и для успешной обороны от них здесь появилось немало сторожевых башен.
Столица острова, город Искья, разделен на две части – Искья-Порто, с широкими аллеями, скверами и гаванью, устроенной прямо в кратере потухшего вулкана, и Искья-Понте, с живописным поселком рыбаков и Арагонским замком (Кастелло Арагонезе), служившим также монастырем кларисс, а ныне являющимся музеем. Многие паромы и «ракеты», курсирующие между Неаполем и Искьей, заходят на Прочиду – жемчужину Средиземноморья, сохранившую спонтанную народную архитектуру, рыболовные и религиозные традиции.
Амальфи является центром одного из самых красивых уголков мира – Амальфийского побережья, которое простирается от Сорренто до Салерно. Изумительный природный ансамбль, состоящий из глубоких ущелий, извилистых бухт, террас с виноградниками и удобных пляжей, гармонично сочетается здесь с живописностью местных городков и поселков.
Среди них выделяется столица побережья, Амальфи. Город, основанный римлянами, познал расцвет в раннем Средневековье, когда получил статус независимой Морской республики, самой ранней из других итальянских Морских республик. Амальфитанцы, доминируя в навигации, стали родоначальниками особого торгового кодекса (Таволе Амальфитане) и систем ориентации (изобретателю компаса Флавио Джойе здесь установлен памятник).
Упадок республики пришелся на XII в., когда Амальфи разграбили конкуренты-пизанцы. В память о великом прошлом Амальфи ежегодно участвует в Регатах Морских республик. Главная достопримечательность города – кафедральный собор (Дуомо), необыкновенно эффектно поставленный на одном из холмов. Основанный в IX в. и не раз перестроенный, он получил в конце XIX в. новый фасад в готико-византийском стиле. Древняя колокольня (XII-XIII в.в.) увенчана верхним ярусом в арабском стиле, с красивой майоликой.
Прекрасная бронзовая дверь на главном портале работы византийских мастеров (XI в.) была увезена из Константинополя во время Четвертого крестового похода. Из художественных сокровищ храма следует обратить внимание на два романских аналоя (церковных столика) в форме орлов, распятие в главном алтаре и купель. В крипте собора почивают мощи Святого Андрея Первозванного, перенесенные из Константинополя в 1208 г.
Ежегодно, в Андреев день (30 ноября), в Амальфи разворачивается величественный крестный ход в честь небесного покровителя города. С паперти собора можно пройти в прелестный «Райский клуатр» (Киостро дель Парадизо), являющийся частью интересного Епархиального музея.
Пестум является одним из самых важных памятников античности в Италии. Поселение, названое Посейдония, было основано греками в VII в. до н.э. и вскоре стало доминировать во всем бассейне реки Селе. Луканцы, завоевавшие греческую колонию в конце V в. до н.э., стали произносить её имя как Пестом. В 273 г. до н.э. колония стала римской, весьма богатой и верной Вечному городу. Закат Пестума начался в Средние века, когда изменения рельефа прибрежной зоны вызвали заболачивание и соответствующие эпидемии малярии.
Частые набеги пиратов-сарацин окончательно побудили и так немногочисленных местных жителей покинуть Пестум. С тех пор город был надолго забыт и зарос зеленью – до тех пор, пока в XVIII в. его не открыли археологи. В настоящее время посетитель археологической зоны Пестума может обозреть древние улицы, фрагменты жилищ, театров, терм и храмов (самые интересные находки выставлены в Археологическом музее Неаполя).
Так называемый храм Цереры (Темпио ди Черере), в действительности посвященный Афине, появился в конце VI в. до н.э. Его передний и задний фасады, украшенные фронтонами и архитравами, имеют по шесть колонн, а боковые фасады – по 13 колонн. Внутренняя целла предварена пронаосом, от которого уцелели только основания колонн. В Средневековье некогда языческий храм стал служить христианам местом отправления культа.
Другой пестумский монумент, храм Нептуна (Темпио ди Неттуно), сооруженный в середине V в. до н.э. и посвященный Гере Аргосской, являет собою один из лучших образцов дорического зодчества (архитектор Тома де Томон выбрал его как прототип петербургской Биржи). Материал грандиозного сооружения с величественной колоннадой имеет желтоватый оттенок, особенно теплый при закате. Самая древняя местная постройка – Базилика Геры (середина VI до н.э.), сохранившая колоннаду из пятидесяти колонн.
НАСЕЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА
Неаполь – третий по величине город страны после Рима и Милана, а также самый густонаселенный город Италии. В самой коммуне проживает более 960 тыс. человек, а вместе с пригородами – около 4,5 млн. Иммигрантов, по сравнению с городами северной Италии, в Неаполе немного (около 3%) – украинцы, поляки, румыны, албанцы, ланкийцы, китайцы, арабы и африканцы, причем женщины существенно преобладают над мужчинами.
Неаполь является важнейшим культурным центром Южной Италии. Он внес огромный вклад в развитие итальянской музыки, в том числе оперы и фольклора, здесь были изобретены романтическая гитара и мандолина (XVIII в.). Город славится крупнейшим и старейшим в мире оперным театром Сан Карло, открытым в 1737 г. Неаполитанский диалект является языком большинства классических итальянских опер, а также всемирно известной песни «О Соле Мио» («Мое солнце»), правда, в нашей стране популярной преимущественно благодаря исполнению Зайцем из советского мультфильма «Ну, погоди».
Неаполитанская кухня, которая затмевает многие местные достопримечательности, вобрала в себя влияние различных цивилизаций, правивших городом в разное время (греков, римлян, испанцев и французов). В XVIII в. она переродилась как совершенно самостоятельный пласт кулинарии, как смесь народных блюд и творений высокой придворной кухни.
Неаполь считается родиной пиццы, классической начинкой которой являются помидоры и моцарелла. Пиццу любила жена неаполитанского короля Фердинанда IV Мария-Каролина Габсбург-Лотарингская, а также итальянский король Умберто I и его жена Маргарита Савойская, в честь которой и был назван самый популярный рецепт – «Маргарита». Самая старая пиццерия Неаполя существует с 1830 г. и называется «Антика Пиццерия Порто Альба».
Популярнейшими сортами пиццы считаются – «пицца альо э олио» (с горячим оливковым маслом, обжаренными чесноком и орегано); «пицца альо, олио э помодоро» (те же ингредиенты и помидоры); «пицца алла маринара» (с помидорами, чесноком, оливковым маслом и орегано, дополнительно – анчоусы, каперсы и черные оливки); «пицца кон ле коцце» (с мидиями, чесноком, оливковым маслом и петрушкой); «пицца алле вонголе» (с моллюсками-венерками, помидорами, чесноком, оливковым маслом, петрушкой и орегано);
«Пицца маргерита» (с помидорами, моцареллой, оливковым маслом и базиликом, дополнительно посыпают пармезаном); «пицца маргерита бьянка» (разновидность «маргариты», те же ингредиенты только без помидоров); «пицца наполитана» (с помидорами, моцареллой, пармезаном, анчоусами, оливковым маслом, орегано и базиликом, готовится исключительно на дровах); «пицца реджина» (с помидорами, моцареллой, шампиньонами, ветчиной и орегано, дополнительно – черные оливки); «пицца каприччиоза» (с помидорами, моцареллой, грибами, артишоками, зелеными и черными оливками);
«Пицца ай куатро формаджи» (с четырьмя различными сортами сыра); «пицца куатро стаджиони» (каждая из четырех частей означает одно из времен года: весна – с помидорами, оливками и артишоками, лето – с помидорами, салями и черным перцем, осень – с помидорами и моцареллой, зима – с помидорами, грибами и яйцами); «пицца ай фунги э сальсичче» (или «боскайола» – с моцареллой, грибами, сосисками, помидорами или без них); «пицца дьябола» (с острой салями-пеперони и специями); «пицца аль тонно» (с тунцом);
«Пицца ай фрутти ди маре» (с морепродуктами); «пицца гавайи» (с ветчиной и ананасом); «сичилиан пицца» (квадратная с анчоусами). Одной из разновидностей пиццы является похожий на наш чебурек «кальцоне» («конверт с начинкой»), который складывается пополам и в таком виде запекается. Традиционной начинкой для него служат сыры рикотта, моцарелла и пармезан, ветчина, грибы и орегано, а подаются кальцоне с томатным соусом.
Другие классические блюда Неаполя – сыр моцарелла с зеленью; спагетти с «неаполитанским рагу» (соус из мяса, томатов, оливкового масла, красного вина, лука и базилика, по желанию – изюм и кедровые орехи); «спагетти алле вонголе» (с моллюсками-венерками и соусом), «пармиджана ди меланцане» (обжаренные ломтики баклажанов, запеченные в духовке с сыром и томатным соусом, по желанию добавляют мясо); «касатьелло».
Также Неаполь славится своими сладкими блюдами, в том числе красочным «джелато» (фруктовое мороженое); «дзепполе» (пирожные с сахарной пудрой, заполненные кремом, желе или творогом с шоколадом, цукатами, изюмом и медом); «баба» (пирожные с ромом, сливками или кремом); «сфольятелле» (слоеная выпечка с рикотта, пастой миндаля или цукатами); «пастьера» (пасхальный торт с рикотта, цукатами и специями, по желанию – с кремом); «струффоли» (рождественские жареные шарики из теста с медом, цукатами и орехами).
Кроме этого, всемирную известность имеют неаполитанский кофе различных сортов и «лимончелло» (лимонный ликер), а также весьма популярные вина из зоны вулкана Везувия – «Лакрима Кристи» («Слеза Христова») и «Терзиньо». Городами-побратимами Неаполя являются Лондон, Афины, Будапешт, Сараево, Пальма-дель-Мальорка, Баку, Калькутта и Майами.
В Неаполе родились такие известные люди, как архитектор и художник Пирро Лигорио (1510), математик Лука Валерио (1552), художник Лука Джордано (1634), российский военный и государственный деятель, прославившийся основанием Одессы, Хосе де Рибас или Осип Дерибас (1751), художник Доменико Морелли (1823), король Италии Виктор Эммануил II (1869), тенор Энрико Карузо (1873), комик Тото (1898), политик Джорджо Наполитано, ставший в 2006 г. президентом Италии (1925), футболист Фабио Каннаваро (1973).
Немаловажным аспектом неаполитанской жизни является местная организованная преступность – каморра. Более ста семей каморры, которая только в провинции Неаполь насчитывает около 7 тыс. членов, промышляют контрабандой наркотиков и сигарет, рэкетом и сутенерством, имеют тесные связи с политиками и бизнесменами, а также с нигерийскими и албанскими бандами. Боссы каморры контролируют распределение строительных подрядов, вывоз мусора, молочную и рыбную промышленность, торговлю кофе, пекарни и пиццерии.
Но не так страшен черт, как его малюют. Ну чего могут бояться украинцы, выросшие на киевской Троещине, днепропетровском Амуре, львовском Сыхове или одесской Молдаванке? Примером тому служит история, произошедшая в октябре 2009 г., когда в центре Неаполя во время конфликта с украинской супружеской парой получил травмы и был задержан влиятельный авторитет каморры Рафаэле Столдер, вышедший на свободу в марте 2008 г.
ЭКОНОМИКА И ПОКУПКИ
Неаполь занимает четвертое место по экономической мощи в стране после Рима, Милана и Турина. Его экономика базируется на коммунальном секторе, промышленности, торговле, строительстве, транспорте, финансовых услугах, туризме и гостиничном деле. В Неаполе и окрестностях производят самолеты, электронное и аэрокосмическое оборудование, морские суда и яхты, автомобили, знаменитую моцареллу, томатный соус, консервированные овощи, макароны, вина и кофе, рубашки и галстуки престижных марок.
Порт Неаполя – один из крупнейших в стране и во всем Средиземноморье, ежегодно через него проходит более 64 тыс. судов, около 25 млн. т грузов и 9 млн. пассажиров. Неаполь стал первым городом на Апеннинском полуострове, где появилась железная дорога (построенная в 1839 г. ветка Неаполь-Портичи). С 2007 г. Неаполь связан с Римом высокоскоростной железной дорогой, что сократило время пути до одного часа. Центральная линия №1 неаполитанского метро является образцом общественного подземного музея современного искусства (художественное оформление 25 станций было завершено в 2005 г.).
Неаполь является прекрасным местом для разнообразного шопинга. В Галерее Умберто I находится множество шикарных бутиков, в которых продаются одежда, украшения, косметика, парфюмерия, книги и сувениры, а также несколько престижных кафе и ресторанов. В квартале Борго дельи Орефичи много ювелирных и антикварных магазинов, на Виа Сан Грегорио Армено (Кандини) действует традиционный итальянский «блошиный» рынок.
Важными торговыми центрами Неаполя являются обширная Пьяцца Гарибальди (напротив Центрального железнодорожного вокзала) и расположенный возле неё новый деловой район Чентро Диреционале, где находятся самый высокий небоскреб страны «Телеком Италиа Тауэр» и пешеходная зона с магазинами, ресторанами, отелями и фонтанами.
Много кафе, магазинов и сувенирных лавок расположено на главных туристических улицах старого города – Виа дей Трибунали и Спаччанаполи (состоит из Виа Бенедетто Кроче и Виа Сан Бьяджо дей Либраи), а также вокруг Пьяцца Муничипио, Пьяцца дель Плебишито, Пьяцца Данте, Пьяцца дей Мартири и приморского парка Вилла Комунале (бывший Королевский сад).
Неаполь имеет типичный средиземноморский климат, средняя температура весной – 10-17 градусов, летом – 21-25 градусов, осенью – 21-12 градусов, зимой – 8-9 градусов. Так что путешественникам не стоит набивать чемоданы теплыми вещами, лучше оставить место для сувениров, плавок и крема для загара, тем более, что в городской черте есть неплохие пляжи.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Неаполь поражает путешественника всем – пышной архитектурой, седыми древностями, яркой и шумной уличной жизнью и прекрасной средиземноморской кухней. Как страж над городом возвышается величественный Везувий, а на морской глади россыпью лежат великолепные острова – Прочида, Искья и Капри. Характер у неаполитанцев под стать городу – веселый и никогда неунывающий. И даже в бедных кварталах Неаполя всегда слышится смех детворы, которая беспрерывно играет в футбол, во всем подражая своим кумирам – Диего Марадоне и Фабио Каннаваро.
1
2
3
4
5
6
7
Автор:Александр Фандюшин (Львов)
Дата нотатки: 12.12.2011 К-сть сторінок: 7
Туристична компанія Аккорд Тур ® 2008-2024 +380736303638