Невеликий затишний готель Discovery B&B запрошує гостей Львова. Мебльовані кімнати готелю розташовані на тихій зеленій вулиці в старій частині Львова, в будинку австрійської забудови. Номерний фонд складається з 14 номерів з усіма зручностями різного класу і цінової категорії.
Пропонуємо нашим гостям затишні кімнати готельного типу з усіма зручностями, які обладнані всім необхідним для комфортного відпочинку. Кожна кімната своєрідна, має свою назву і відповідний інтер'єр.
Милан был основан кельтскими племенами около V в. до н.э., в 222 г. до н.э. его завоевали римляне, давшие городу название Медиоланум (по латыни – «в центре равнины»). В 293 г. император Диоклетиан объявил Милан одной из столиц Западной Римской империи, что привело к бурному росту города и его населения. В IV в., во времена влиятельного епископа Святого Амвросия и императора Феодосия I, Милан был важным административным центром Северной Италии и вторым городом империи после Рима.
Амвросий в 373 г. был назначен на должность префекта Северной Италии с резиденцией в Медиолануме, а 7 декабря 374 г. его избрали епископом (ныне эта дата отмечается как день города). Под влиянием Амвросия римские императоры Валентиниан I, Грациан и Феодосий I боролись с арианством, он построил в Милане две базилики – «мучеников» (ныне Святого Амвросия) и «апостольскую» (ныне Святого Назария), основал мужской монастырь.
Умер Амвросий в Великую (Страстную) субботу 397 г., став вскоре небесным покровителем города. В 402 г. Милан осадили войска вестготов, и императорская резиденция была перенесена в Равенну. В 452 г. город захватили гунны, в 539 г. в ходе Готических войн с византийцами его разрушили остготы, в 569 г. он перешел под контроль лангобардов, а в 774 г. – франков, вскоре став частью Священной Римской империи.
После нашествий германских племен Милан стал богатеть благодаря контролю торговых путей в Италию через альпийские перевалы и в IX в. возглавил движение городов Ломбардии за большую автономию в Священной Римской империи. Самостоятельная экономическая политика во многом определила оппозиционность Милана императорам, что вылилось в XII в. в открытые конфликты, когда в 1162 г. город был разрушен до основания войсками Фридриха I Барбароссы, но достаточно скоро восстановил свою силу и значение.
Уже с 1167 г., после основания Ломбардской лиги, Милан занимал лидирующее место в этом объединении. С XII в., благодаря поддержке папы, власть в городе наследовали представители влиятельной семьи делла Торре. В 1252 г. миланские еретики убили инквизитора, позже ставшего известным как Святой Петр Мученик, а в 1256 г. из города были изгнаны архиепископ и часть местных дворян. В 1259 г. «народным капитаном» Милана был избран Мартино делла Торре, который установил в городе свою диктатуру, но разгул его наемников вызвал гнев населения, подогреваемый набиравшими силу Висконти.
Вооруженный конфликт между местными семействами Висконти и делла Торре принес экономике и простым жителям Милана огромный ущерб. Основателем рода Висконти был влиятельный миланский архиепископ Оттоне Висконти, который в 1277 г. разбил войска противников и в ожесточенной борьбе отобрал первенство в синьории у семьи делла Торре (недаром на фамильном гербе хитрых Висконти изображена змея, глотающая младенца).
С этого времени (с перерывом в 1302-11 г.г., когда ненадолго вернулись делла Торре) власть в Милане оказалась в руках патрицианского рода Висконти, опиравшегося на поддержку императоров. Во время чумы 1349 г. Милан был одним из немногих городов Европы, которым удалось избежать «черной смерти». В 1360 г. Джан Галеаццо Висконти женился на дочери французского короля Иоанна II и принял титул графа, в мае 1385 г. он хитростью сместил своего дядю, правившего в Милане, и вскоре превратил город из независимой коммуны в столицу влиятельного государства (хотя сам продолжал править из своей резиденции в Павии).
В 1391 г., покорив Верону и Виченцу, Джан Галеаццо Висконти вступил в борьбу с правившей в Падуе семьей Каррарези, но под ударами герцога Баварского и графа Арманьякского был вынужден в 1392 г. заключить мир. В последующие годы самый выдающийся правитель из числа Висконти собрал под своей властью огромные домены в Северной и Средней Италии, включая Комо, Бергамо, Брешию, Кремону, Пьяченцу, Парму, Верону, Тренто, Беллуно, Новару, Верчелли, Аллесандрию, Асти, удерживая некоторое время даже Лукку, Пизу, Сиену и Перуджу – города в буферной зоне Флорентийской республики.
В 1395 г. император Священной Римской империи Венцель I за большую взятку учредил для Висконти наследственный титул герцога Миланского, а в 1402 г. Джан Галеаццо Висконти умер в своем замке от чумы. Однако другие Висконти продолжали часто вторгаться за пределы Ломбардии, захватывая земли соседей – Венеции, Савойи, Лигурии и Тосканы.
Пресечение мужской линии Висконти в 1477 г. позволило миланской знати на короткое время установить олигархическую Амброзианскую республику (по имени Святого Амвросия), но тяжелая война с Венецией и вспыхнувший голодный бунт привели к тому, что уже в 1450 г. зять последнего герцога Висконти и приглашенный Миланом кондотьер (командир наемных войск) Франческо Сфорца принял от городской синьории титул герцога Миланского.
В период расцвета Миланское герцогство имело развитую для своего времени мануфактурную промышленность, экспортировало шерстяные и шелковые ткани, шляпы, предметы роскоши, лен, рис, стекло, древесину, мрамор и оружие (Милан наряду с Аугсбургом и Толедо был признанным центром оружейного дела, особенно в производстве доспехов). Экономическое развитие обеспечило также взлет его культурного значения, когда Милан превратился в один из ведущих центров итальянского Ренессанса.
В правление Лодовико Сфорца (1480-99 г.г.), поощрявшего науки и искусства, Милан добился политического равновесия с Флоренцией, Венецией и Римом, а миланский двор соперничал в изысканности и пышности с папским и флорентийским. В 1482 г. в Милан был приглашен великий ученый и художник Леонардо да Винчи, получивший от герцога придворную должность, здесь работали архитектор Донато Браманте и другие выдающиеся мастера.
Осенью 1499 г. Милан был захвачен войсками французского короля Людовика XII. Сфорца вначале выбил французов из города, но весной 1500 г. был разбит под Новарой. Потерпев неудачу, швейцарские наемники в обмен на свободный возврат домой выдали герцога французам (после свержения Лодовико Сфорца Браманте и да Винчи покинули Милан).
Сокрушительное поражение французов при Павии в 1525 г. заставило их на некоторое время отказаться от своих претензий на Милан. В результате Итальянских войн между Францией и Испанией Миланское герцогство, многократно разоряемое противоборствующими армиями, по смерти последнего Сфорца (Франческо II) в 1535 г. вошло в состав испанских владений и до 1706 г. управлялось испанскими губернаторами (причем герцогский титул, начиная с Филиппа II, удерживали за собой испанские монархи).
В 1545 г. из состава Миланского герцогства в пользу Святого Престола, который поддержал испанцев в предыдущей войне, было выделено Пармское герцогство. В 1556 г., после отречения Карла V от престола в пользу своих сыновей, формально входившее до этого в состав Священной Римской империи Миланское герцогство окончательно стало владением Габсбургов, а мирный договор, завершивший в 1559 г. изнурительные Итальянские войны, закрепил международное признание прав на Ломбардию испанской короны.
В начале XVII в., когда Милан, ставший одним из центров Контрреформации, переживал новый культурный подъем, в городе возникла Амброзианская библиотека, в 1618 г. – Амброзианская пинакотека, в 1621 г. – Амброзианская художественная академия. Эпидемия чумы 1629-31 г.г. убила около половины из 130 тыс. горожан. Упадок Испании как политической силы европейского значения привел к тому, что к концу XVII в. Миланское герцогство оказалось в центре столкновения интересов Австрии, Сардинского королевства и Франции.
После Войны за испанское наследство (1701-14 г.г.), начавшейся с оккупации Милана французскими войсками, владения испанских Габсбургов в Италии перешли под управление австрийский Габсбургов (мирный договор 1714 г. подтвердил права Вены на бывшие испанские территории, и до 1797 г. Миланское герцогство находилось под властью Австрии). Но, поощряемый Францией, сардинский король Карл Эммануил III в 1734 г. занял Милан и по договору 1738 г. добился признания за собой прав на Новару и Тортону.
После Войны за австрийское наследство (1741-48 г.г.) Милан потерял Павию, также отошедшую Пьемонту. Но, несмотря на не слишком прочное политическое и экономическое положение, Милан продолжал оставаться важным культурным центром Австрии и Европы (в 70-х годах в миланском придворном театре Моцарт поставил три премьеры своих опер, в городе творили выдающиеся художники и архитекторы того времени).
Миланское герцогство, в 1796 г. вновь оккупированное французскими войсками, просуществовало до 1797 г., когда в ходе Революционных войн на его территории была создана Транспаданская, а вскоре за тем Цизальпинская республика со столицей в Милане. Успех Итальянского похода Александра Суворова (в 1799 г. русские войска вступили в Милан) способствовал недолгому изгнанию французов из Северной Италии, однако уже в следующем году наполеоновская Франция восстановила свое присутствие в регионе.
В 1802 г. подвластная французам Цизальпинская республика была реорганизована в Итальянскую республику, а в 1805 г., с принятием Наполеоном Бонапартом императорского титула – в Итальянское королевство. Поражение Франции в 1813-14 г.г. и падение империи вернули Северную Италию в сферу влияния Австрии. На Венском конгрессе 1814-15 г.г. было решено не восстанавливать Миланское герцогство, территория которого вошла в состав вассального Австрии Ломбардо-Венецианского королевства.
В марте 1848 г. миланцы восстали против власти Австрии, однако уже в июле наместник Йозеф Радецкий восстановил контроль над Миланом и Северной Италией. В 1859 г. Ломбардия свергла ненавистное австрийское правление и вошла в состав Сардинского королевства (с 1861 г. – объединенное Королевство Италия), но, несмотря на это, титул герцогов Миланских австрийские императоры сохранили вплоть до крушения империи в 1918 г.
Благодаря быстрому экономическому росту Милан стал важным промышленным, транспортным и финансовым центром Северной Италии, а его население стремительно выросло с 290 тыс. человек в 1871 г. до 700 тыс. в 1911 г. и 960 тыс. в 1931 г. В 1906 г. в городе прошла многолюдная Всемирная выставка, но, несмотря на все успехи, именно в Милане в 1919 г. Муссолини организовал движение «чернорубашечников», которые легли в основу итальянских фашистов, а в 1922 г. именно из Милана начал свой знаменитый «марш на Рим».
В годы Второй мировой войны Милан сильно пострадал от бомбардировок союзников, а в 1943 г., после оккупации немцами, стал одним из основных центров итальянского сопротивления (в 1945 г. партизаны еще до прибытия американских войск выбили фашистов из города). После войны в Милане осело много евреев, бежавших из Австрии, а экономический подъем 50-60-х годов XX в. привел к притоку переселенцев из Южной Италии.
Город быстро восстановился и к 70-м годам уже считался экономическим и культурным центром Италии. Население Милана выросло с 1,3 млн. человек в 1951 г. до 1,6 млн. в 1961 г. и более 1,7 млн. в 1971 г., однако уже с конца 70-х начался внушительный отток жителей в пригороды (состоятельные горожане перебирались из шумного центра в уютные коттеджные поселки, а рабочие и новые иммигранты – в высотные жилые массивы).
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Дуомо или Кафедральный собор Милана является вторым по вместимости собором Италии (после собора Святого Петра в Риме), вторым по вместимости готическим собором мира (после Севильского) и четвертой по величине церковью в мире. Его строительство началось в 1386 г. на месте более старой базилики и дворца, однако завершилось лишь в начале XIX в., когда по распоряжению Наполеона было завершено оформление вычурного фасада (некоторые детали собора доделывались и позже, вплоть до 1965 г.).
После смерти первого миланского герцога Джан Галеаццо Висконти в 1402 г. строительство застопорилось, хотя почти половина собора уже была завершена. В начале XVI в. при Лодовико Сфорца были закончены купол, оформление интерьера и шпиль работы Джованни Антонио Амадео. Ставший в 1560 г. архиепископом Милана Карло Борромео убрал из собора все памятники, включая могилы Висконти и Сфорца, а в 1577 г. наконец освятил Дуомо. В XVII в. начались работы над фасадом, а в 1762 г. был возведен новый шпиль Мадоннина, названый так по золотой статуе Девы Марии, венчавшей шпиль.
В 1805 г. Наполеон был коронован в Миланском соборе королем Италии. Крыша собора открыта для посетителей, которые могут полюбоваться не только великолепными видами города, но и поближе рассмотреть многочисленные скульптуры и ажурный шпиль, венчающий здание (песня 1934 г. о Мадоннине считается неофициальным гимном Милана). Внутри собор украшают пресвитерий с двумя кафедрами и двумя органами (шедевр позднего Ренессанса), великолепные три алтаря работы Пеллегрино Пеллегрини, ценные саркофаги, распятия, статуи и фрески, а в куполе над апсидой установлен гвоздь из Животворящего креста.
Для любителей статистики и точных цифр будет интересно узнать, что общая длина храма составляет 158 м, ширина поперечного нефа – 92 м, высота шпиля – 108,5 м, собор может вместить до 40 тыс. человек, его украшают 3 тыс. статуй. Но не только своим прекрасным образом известен этот великолепный ансамбль из белого мрамора – в декабре 2009 г. премьер-министра Италии Сильвио Берлускони ударили по голове миниатюрной копией именно Миланского собора, что сразу сделало этот сувенир и его прототип еще популярней.
Собор занимает центральное место на Пьяцца дель Дуомо, всегда заполненной многоголосой толпой туристов, их гидов и уличных торговцев. Также на площадь, которую украшает внушительная конная статуя итальянского короля Витторио Эммануэле II, выходят фасады Королевского дворца (Палаццо Реале), нескольких других дворцов (Палаццо делль Аренгарио, Палаццо Карминати, Палаццо дей Портичи Сеттентрионали и Палаццо дей Портичи Меридионали), а также фешенебельной Галереи Витторио Эммануэле II. Фото 10.0…
Палаццо Реале или Королевский дворец в период Средневековья служил местом пребывания правительства Милана, а затем принадлежал семействам Торриани, Висконти, Эффорт и Сфорца. В период французского владычества резиденция герцогов переместилась в замок Сфорца, и дворец отвели под суд и другие административные органы, но при испанцах он вновь приобрел важное значение, став резиденцией губернатора.
В 1573-98 г.г. архитектор Пеллегрино Тибальди перестроил дворец, а его интерьеры украсили художники Аурелио Луини, Амброзе Фиджино, Антонио Филдс и сам Тибальди. В январе 1695 г. сильный пожар уничтожил придворный театр, который в 1717 г. отстроили уже австрийцы, однако новый пожар 1723 г. сильно повредил весть дворец. В 1739 г. отреставрированный палаццо посетила императрица Мария Терезия, но после очередного пожара в театре дворца (1776 г.) было принято верное решение о строительстве отдельного здания для оперы, коим и стал открытый в 1778 г. неподалеку театр Ла Скала.
В 1778 г. в обновленном дворце поселился сын Марии Терезии – эрцгерцог Фердинанд, но его пребывание здесь было недолгим, и уже в 1796 г. Наполеон разместил в палаццо руководящие органы новой Цизальпинской республики, а в 1805 г. сюда въехал вице-король Италии Эжен Богарне, при котором интерьеры украсили великолепные фрески Андреа Аппиани.
Затем дворец служил резиденцией наместника подвластного австрийцам Королевства Ломбардии-Венеции, был одной из резиденций Савойской династии, в 1906 г. использовался для Всемирной выставки. В 1943 г. Палаццо Реале сильно пострадал от бомбардировок союзников, и после длительной реставрации ныне является важным культурным центром, где размещаются ценные экспозиции и проводятся разнообразные выставки.
Галерея Витторио Эммануэле II является самым известным пассажем не только Милана, но и, пожалуй, всей Италии. Он был построен в 1865-77 г.г. по проекту Джузеппе Менгони (сам архитектор во время строительных работ упал с лесов и погиб). Галерея в плане имеет форму латинского креста с восьмиугольным центром, украшенным мозаиками, которые изображают четыре континента (кроме Австралии), а также аллегорические символы искусства, земледелия, науки и промышленности. Сверху пассаж накрыт ажурным куполом из стекла и металла, под которым проводятся концерты и выставки.
Театро алла Скала или Ла Скала – знаменитый оперный театр Милана, один из лучших в Европе и мире. Здание театра было построено по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини в 1776-78 г.г. на месте церкви Санта Мария делла Скала (отсюда произошло и название самого театра). Ла Скала был открыт в августе 1778 г. постановкой оперы Антонио Сальери «Признанная Европа», в конце XVIII – начале XIX в.в. в репертуаре театра появились оперы итальянских композиторов Анфосси, Гульельми, Чимарозы, Керубини, Паизиелло и Майра.
На сцене театра Ла Скала состоялись премьеры опер гениального Джоаккино Антонио Россини «Пробный камень» (1812 г.), «Аурельяно в Пальмире» (1813 г.), «Турок в Италии» (1814 г.), «Сорока-воровка» (1817 г.) и других, а также опер Джакомо Мейербера «Маргарита Анжуйская» (1820 г.), «Изгнанник из Гренады» (1822 г.) и ряда произведений Саверино Меркаданте.
Позже здесь впервые были поставлены «Пират» (1827 г.) и «Норма» (1831 г.) Винченцо Беллини, «Лукреция Борджа» (1833 г.) Гаэтано Доницетти, «Оберто» (1839 г.), «Набукко» (1842 г.), «Отелло» (1887 г.) и «Фальстаф» (1893 г.) Джузеппе Верди, «Мадам Баттерфляй» (1904 г.) и «Турандот» Джакомо Пуччини. Во время Второй мировой войны в результате бомбардировок авиацией союзников театр был практически полностью разрушен, и после восстановления его в первоначальном виде инженером Сакки снова был открыт в 1946 г.
Здание театра не раз реставрировалось, а первым музыкальным произведением, исполненным на обновленной сцене в декабре 2004 г., стала опера Сальери «Признанная Европа», с которой и начинался премьерный сезон. Музей Ла Скала содержит ценную коллекцию картин, чертежей, статуй, костюмов и декораций, которые красочно повествуют об удивительной истории театра либо были задействованы в постановках опер.
Стендаль писал в своем дневнике (сентябрь 1816 г.) – «Спешу в первый в мире театр… Театр этот дышит величием и роскошью… Театр Ла Скала – это салон, где бывает весь город, люди из общества встречаются лишь там… «Увидимся в Ла Скала» – говорят друг другу, назначая свидание по любому поводу… Я считаю Ла Скала первым в мире театром, ибо его музыка доставляет больше всего удовольствия. Даже вообразить невозможно что-либо более величественное, более роскошное, более впечатляющее, чем все его архитектурные формы». Музей Польди-Пеццоли, основанный знатным собирателем раритетов Джан Джаккомо Польди-Пеццоли в середине XIX века как частная коллекция, был открыт для широкой публики в 1881 г. Здесь хранится большая и ценная коллекция оружия, доспехов, живописи XIV-XIX в.в., итальянской классической скульптуры, античной керамики, венецианского стекла, мебели эпохи Возрождения, персидских ковров и фламандских гобеленов.
Особый интерес представляют произведения итальянских художников (Микеланджело, Рафаэля, Боттичелли, Мантеньи, Лоренцо Бартолини, Филиппо Липпи, Фра Бартоломео, Джованни Кастильоне, Якопо Беллини, Каналетто, Луки Джордано, Пальмы Старшего, Франческо Хайеса, Бернардо Строцци, Лоренцо Лотто, Антонио дель Поллайоло, Андреа Соларио) и голландских мастеров (Яна Брейгеля Младшего, Кранаха, Хенрика Гольциуса и других).
Кастелло Сфорцеско или Замок Сфорца – знаменитая резиденция миланских герцогов, расположенная на северо-запад от Кафедрального собора. Первоначально крепость была возведена в XIV в. как резиденция Висконти, но затем разобрана толпой восставшего народа после провозглашения Амброзианской республики в 1447 г. В середине XV в. Франческо Сфорца отстроил замок, а в начале XVI в. к его украшению был привлечен Леонардо да Винчи (из его работ сохранились только навес и рукопись с литературными опытами).
Центральную башню замка спроектировал Антонио Филарете («Башню Филарете»), одно время работавший вместе с Аристотелем Фиораванти, автором Успенского собора в Москве, а сам облик крепости Сфорца взяли за образец итальянские архитекторы, работавшие над московским Кремлем (например, форма башен и корона венчающих стены зубцов).
С началом Итальянских войн замок занял французский король Людовик XII, но при его приемнике Франциске I крепость пришла в запустение. В 1521 г. от удара молнии взорвался пороховой склад в башне Филарете, после чего она была разобрана. Испанский наместник Ферранте Гонзага, приступив к усилению города, встроил замок Сфорца в центр новых миланских укреплений в форме звезды, а в дворцовых покоях устроил казармы.
В начале XIX в. Наполеон, которого убеждали разрушить замок по примеру Бастилии, велел разбить перед ним просторную площадь. В ходе масштабной реставрации 1833 г. вокруг кастелло был восстановлен средневековый ров, а при реставрации 1900 г. была воссоздана и знаменитая башня Филарете. Ныне в замке действует несколько музеев (древнего Египта, доисторический, музыкальных инструментов, посуды и ряд других), для которых действует единый входной билет (по пятницам во второй половине дня вход бесплатный).
От фресок Леонардо да Винчи в герцогских покоях почти ничего не осталось, зато в гораздо лучшем состоянии дошли до наших дней зал для игры в мяч и «слоновий портик». Также в замке Сфорца можно увидеть последнюю (к сожалению незаконченную) скульптуру Микеланджело «Пьета Ронданини», картины Мантеньи, Джованни Беллини, Филиппино Липпи, Корреджо, Понтормо и любопытное собрание музыкальных инструментов.
Пинакотека ди Брера – одна из крупнейших галерей Милана, расположенная в одноименном барочном палаццо (конец XVI – начало XVII в.в.), где также размещается Миланская академия художеств. Возле палаццо разбит небольшой ботанический сад и находится прекрасный Музей Рисорджименто, а также несколько интересных палаццо. В галерее, основанной в 1809 г., 38 залов с картинами, которые расположены как в хронологическом порядке, так и по школам живописи (венецианская, тосканская, ломбардская).
Среди наиболее ценных работ пинакотеки – «Пьета» (1470 г.) Джованни Беллини, «Алтарь Монтефельтро» (1474 г.) Пьеро делла Франческа, «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом» (1480 г.) Винченцо Фоппа, «Христос у колонны» (1491 г.) Донато Браманте, «Мертвый Христос» (1500 г.) Мантеньи, «Обучение Марии» (1504 г.) Рафаэля, «Проповедь Святого Марка в Александрии» (1505 г.) Джентиле и Джованни Беллини, «Чудо Святого Марка» (1566 г.) Тинторетто, «Ужин в Эммаусе» (1606 г.) Караваджо, «Поцелуй» (1859 г.) Франческо Хайеса и «Портрет Моиса Кислинга» (1915 г.) Модильяни.
Вилла Реале, примыкающая к Городскому саду, считается одним из самых важных памятников классической архитектуры в Милане. Дворец был построен в начале XIX в. архитектором Леопольдом Поллаком для графа Людовико ди Барбьяно э Бельджойозо. Здесь находилась резиденция Наполеона Бонапарта, который поселился на вилле со своей женой Жозефиной после того, как в 1802 г. дворец стал собственностью Цизальпинской республики.
Некоторое время на вилле жил пасынок Наполеона Эжен Богарне (в 1805-14 г.г. вице-король Италии), в 1858 г. здесь умер граф Йозеф Радецкий – наиболее выдающийся полководец Австрии. Ныне во дворце расположилась просто уникальная Галерея современного искусства, а в соседнем здании – очень интересный Музей естественной истории.
Начало галерее положила коллекция маркизов Фольяни, оставленная в наследство городу в 1868 г. Позже собрание музея пополнялось за счет завещаний и подарков богатых коллекционеров и меценатов. Ныне в залах галереи выставлены прекрасные образцы ломбардской школы XIX в. (Антонио Канова, Доменико Индуно, Джованни Фаттори, Сильвестро Лега, Джованни Сегантини, Винченцо Джемито, Мозе Бьянки, Медардо Россо, Джакомо Фавретто, Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джузеппе Пеллицца да Вольпедо), а также французская живопись (Гоген, Сислей, Мане, Ван Гог, Ренуар и Сезанн).
Башня Пирелли, расположенная возле Городского сада (Джардини Пуббличи) у Центрального железнодорожного вокзала, является самым высоким миланским небоскребом. Она была построена на том самом месте, где в XIX в. находились первые производственные мощности знаменитой шинной компании. Башню спроектировал великий архитектор Джио Понти при участии Пьера Луиджи Нерви (автора здания ЮНЕСКО в Париже и Олимпийского стадиона в Риме), который настоял на революционном отходе от традиционной для небоскребов того времени прямоугольной формы.
На возведение 127-метрового офисного здания ушло свыше 60 тыс. тонн бетона. Основная часть строительных работ была осуществлена в 1956-60 г.г., а их отменное качество прошло серьезное испытание в апреле 2002 г., когда в 32-этажную Башню Пирелли врезался легкий самолет, в результате чего погибло три человека, а зданию понадобился небольшой ремонт. По традиции, ни одно здание Милана не могло быть выше Мадоннины (шпиля собора), поэтому на крыше небоскреба была установлена уменьшенная копия Девы Марии.
Амброзиана или Амброзианская библиотека – одно из главных хранилищ европейской культуры, расположенное западнее Пьяцца дель Дуомо. Библиотека была учреждена миланским архиепископом Федерико Борромео в 1602 г. и названа в честь покровителя Милана Святого Амвросия. Сооружение здания началось в 1603 г., а для публики библиотека была открыта в декабре 1609 г. (вторая публичная библиотека в Европе после Бодлеанской в Оксфорде).
Библиотеке была придана типография, здесь размещалась также школа классических языков. Собрание картин и скульптур библиотеки положило начало Амброзианской пинакотеке (1618 г.), а в 1621 г. Борромео учредил здесь и Амброзианскую художественную академию. Во время Второй мировой войны здание библиотеки было повреждено, в 1952 г. восстановлено и в 1990-97 г.г. отреставрировано. Здесь хранятся 12 рукописей и несколько рисунков Леонардо да Винчи, 12 тыс. рисунков и картин европейских художников XIV-XIX в.в., издание «Илиады» (V в.) с иллюстрациями художника Симоне Мартини и маргиналиями поэта Петрарки XIV в., а также многие другие ценности.
Сан Лоренцо Маджоре или Базилика Святого Лоренцо была построена и освящена во второй половине IV в., а в XVI в. значительно обновлена, сохранив, однако, оригинальный византийский стиль (очертания базилики напоминают константинопольский храм Святой Софии, но купол реконструирован в стиле барокко). С юга к церкви примыкает восьмиугольная часовня Сант Аквилино, украшенная ценными раннехристианскими мозаиками IV в. (первоначально часовня была создана как римский императорский мавзолей).
На площади перед базиликой Сан Лоренцо Маджоре находится прекрасная Колоннада Святого Лаврентия – одно из немногих сооружений, сохранившихся от римского Медиоланума III в. Вокруг базилики раскинулся чудесный парк, а в окрестностях расположены руины римского амфитеатра III в., разрушенного варварами в V-VI в.в. (его камни использовались для строительства многих зданий поздних эпох, в том числе и базилики).
Сант Амброджо или Базилика Святого Амвросия была построена в 379-386 г.г. по указанию самого Амвросия Медиоланского на месте захоронения раннехристианских мучеников (до канонизации святого именовалась «Базиликой мучеников»). Нынешний романский вид церковь приобрела в 1099 г. С правой стороны фасада находится строгая «колокольня монахов» IX в., с левой – более высокая, изящная «колокольня каноников» 1144 г. (достроена в 1889 г.).
В базилике хранятся высокопочитаемые миланцами католиками мощи Святого Амвросия и найденных им мучеников Гервасия и Протасия, а также захоронены выдающийся миланский архиепископ Ансельм I и несколько франкских королей Италии (Людовик II, Бернард и другие). Главная апсидная мозаика с изображением Пантократора относится к XIII в.
Санта Мария делле Грацие является главной церковью внушительного доминиканского монастыря, расположенного в западной части Милана. Строился храм с 1469 г. по законам поздней готики под руководством архитектора Гвинифорте Солари. В 1490 г. миланский правитель Лодовико Сфорца задумал разместить здесь главную усыпальницу герцогского дома Сфорца и поручил достройку церкви в ренессансном стиле великому Донато Браманте.
В трапезной этого храма находится одна из самых знаменитых фресок в мире – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи (1495-97 г.г.), которая в истории живописи открывает эпоху Высокого Возрождения. В августе 1943 г. трапезную разбомбила авиация союзников, однако фреска Леонардо чудом не пострадала. В 1980 г. весь монастырский комплекс Санта Мария делла Грацие был объявлен памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО – первым в Италии.
«Тайная вечеря» – самое зрелое и законченное произведение да Винчи. Основной задачей, которую поставил себе художник, была реалистическая передача сложнейших психологических реакций апостолов на слова Христа: «Один из вас предаст меня». Давая в образах апостолов законченные человеческие характеры и темпераменты, Леонардо заставляет каждого из них по-своему реагировать на произнесенную Христом фразу. Существуют и иные толкования фрески, например, в романе Дэна Брауна «Код да Винчи» один из героев утверждает, что по правую руку от Христа сидит не апостол Иоанн, а Мария Магдалина, которая, согласно конспирологическим толкованиям, является женой Иисуса.
Среди других интересных достопримечательностей – базилика Сант Эусторджио с часовней Портинари XV в., главным шедевром эпохи Ренессанса (в XII в. Фридрих I Барбаросса перенес отсюда в Кельн мощи трех волхвов, и лишь в 1903-04 г.г. фрагменты костей и одежды святых, в память о которых колокольня увенчана звездой вместо традиционного креста, были возвращены); церковь Сан Бабила с высокочтимым изображением Мадонны (некогда была третьим по значимости храмом Милана после Дуомо и Сант Амброджо);
Базилика Сан Назаро Маджоре (построена в IV в. Святым Амвросием); церковь Сан Марко с ценными фресками (здесь в 1770 г. жил молодой Моцарт); церковь Санта Мария прессо Сан Сатиро (перестроена в XV в. Джованни Антонио Амадео при участии Браманте); церковь Сан Симпличиано с ценными фресками и витражами (основана Святым Амвросием как «Базилика Девы»); грандиозное здание Оспедале Маджоре или Ка Гранде (корпус Миланского университета, построенный в XV в. по заказу Франческо Сфорца как больница);
Гигантское кладбище Чимитеро Монументале ди Милано с колоссальным Фамедио или Храмом славы (здесь похоронены поэт Алессандро Манзони, нобелевский лауреат по литературе Сальваторе Квазимодо, пианист Владимир Горовиц и многие другие выдающиеся личности); Музей науки и технологии имени Леонардо да Винчи, открытый в 1953 г.; 100-метровый небоскреб «Торре Веласка», построенный в 1954 г. в форме средневековой башни.
Устав от суеты большого города, всегда приятно отдохнуть в тиши парков, самыми важными из которых являются Парко Семпионе, Джардини Пуббличи, Парко Форлани и Парко Ламбро. В Парко Семпионе, расположенном возле замка Сфорца, можно посетить Миланский аквариум, а в Джардини Пуббличи (Городском саду) полюбоваться чудесным ландшафтным английским садом в неоклассическом стиле, основанным в 1783 г. и законченным в 1790 г.
НАСЕЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА
К 2009 г. в Милане проживало 1,3 млн. жителей (в 1971 г. – более 1,7 млн.), а с пригородами – более 3,8 млн. После Второй мировой войны город пережил две волны иммиграции – во время итальянского экономического бума 50-60-х годов здесь осело много выходцев из Южной Италии (Сицилии, Калабрии, Кампании) и сел Ломбардии, а в 80-90-х годах – иммигрантов из Северной Африки, Южной Америки, Азии и Восточной Европы.
К 2009 г. в Милане только официально проживало более 200 тыс. иммигрантов (14% от общей численности населения), в основном арабов, африканцев, эквадорцев, перуанцев, китайцев, филиппинцев, вьетнамцев, украинцев, молдаван, румын, албанцев, хорватов, македонцев, сербов и цыган. Постепенно целые районы превратились в иммигрантские анклавы, как, например, быстро растущий миланский «Чайнатаун» (район Виа Паоло Сарпи, Виа Браманте, Виа Мессина и Виа Росмини) или Виа Падуя, населенная арабами и латинос.
В Милане и пригородах сформировалась крупнейшая в стране и довольно влиятельная китайская диаспора (около 100 тыс. человек, в основном из провинции Чжэцзян), также здесь проживает треть всех филиппинцев Италии (около 35 тыс. человек). Среди конфессий значительно преобладают католики, но также немало мусульман, православных, протестантов, буддистов и иудаистов. Покровителем города является Святой Амвросий Медиоланский – один из четырех великих учителей латинской церкви, крестивший Блаженного Августина (его праздник широко отмечается миланцами 7-го декабря).
Как и большинство городов Италии, Милан имеет свою собственную региональную кухню, в которой, что характерно для Ломбардии и Пьемонта, больше используется рис, чем макароны. Среди традиционных миланских блюд обязательно следует попробовать «котолетта алла миланезе» (от итальянского «костолетта» или «немного ребер» – жареную в топленом масле панированную котлету из молочной телятины, аналогичную шницелю по-венски), «кассоэула» (сочную котлету или колбасу из свиных ребер, тушенную с савойской капустой) и «оссобучо» (тушеную телячью голень с соусом гремолата).
Также вам придется по вкусу «ризотто алла миланезе» (рис, приготовленный с говяжьим бульоном, мозгами, салом, сыром и шафраном), «бусекка» (тушеная фасоль с требухой), «бросато» (тушеная в вине говядина или свинина с картофелем), миланское салями и голубой сыр «горгонзола». Выпечка включает в себя «кьякьере» (плоские оладьи, посыпанные сахаром), «тортелли» (круглые печенья), «коломба» (пасхальный торт в виде голубя), «пане дей морти» («хлеб дня умерших» – печенье с корицей) и, конечно же, знаменитый миланский «панеттоне» – рождественский пирог, подобный нашей пасхе, который выпекается с засахаренными фруктами и изюмом (лучший панеттоне изготавливается кондитерскими-пастиччериа и подается с кофе, горячим шоколадом либо сладким вином).
Большинство элитных ресторанов находится в историческом центре Милана, в то время как в районах Брера и Навильи преобладают традиционные недорогие кафе и пиццерии. Самым модным рестораном считается японский «Нобу» в «Армани Уорлд» на Виа Манзони, а лучшей пастиччериа – чудесное «Кафе Кова», основанное в 1817 г. рядом с театром Ла Скала. Среди других знаменитых гастрономических мест рекомендуем побывать в «Биффи Кафе» и баре «Дзукка» в Галерее, бутик-кафе Роберто Кавалли на Виа делла Спига, ресторанах «Ла Бричиола» (отель «Фор Сизонс»), «Марино алла Скала» и «Кандельер».
Для деловых людей или путешественников, любящих комфорт, Милан предлагает несколько элитных отелей – «Карлтон Бальони», «Фор Сизонс», «Булгари», «Гранд Дуомо», «Ле Меридьен», «Гранд Отель ди Милан», «Парк Хайатт», «Вестин Палас», «Босколо Экседра», «Пьерр», «Грэй», «Виртус», «Принчипе ди Савойа», «Вилла Сан Карло Борромео», «Мелиа», «Брунеллески», «Эй-Си Милано», «Бристоль» и «Аккадемиа».
В Милане базируются два великих футбольных гранда – основанный в 1899 г. «Милан» (самый титулованный клуб мира, где в 1999-2006 и 2008-09 г.г. играл наш Андрей Шевченко) и «Интер» (единственная команда Италии, которая со дня своего создания в 1908 г. ни разу не покидала Серию А, то есть провела в высшей лиге все сезоны её существования).
Не менее прославленной является и домашняя арена обоих миланских клубов – Стадион Джузеппе Меацца, также известный как Сан Сиро. Он открылся в предместье Сан Сиро в сентябре 1926 г. как арена «Милана» и вмещал тогда 35 тыс. зрителей. После первого расширения в 1940 г. на футбольном матче Италии против союзной Германии присутствовало уже 65 тыс. человек, а после очередной реставрации стадион, открывшийся в 1955 г. и ставший тогда же ареной и для «Интера», вмещал 82 тыс. зрителей.
В 1979 г. Сан Сиро был переименован в Джузеппе Меацца – в честь одного из всего лишь двоих футболистов, которые входили в состав обеих итальянских сборных, победивших на чемпионатах мира в 1934 и 1938 г.г. (также Меацца был самым популярным форвардом, игравшим за оба миланских клуба). Последний раз стадион претерпел капитальную реконструкцию перед чемпионатом мира 1990 г., когда его трибуны были расширены до 85 тыс. мест. Здесь проходили легендарные матчи финала Лиги чемпионов (2001 г.), финала Кубка европейских чемпионов (1965 и 1970 г.г.), чемпионатов мира (1934 и 1990 г.г.).
Также в Милане базируются такие прославленные команды, как баскетбольный клуб «Олимпия», клуб регби «Аматори» и хоккейный клуб «Милан». В городе находятся два ипподрома, множество первоклассный легкоатлетических манежей и бассейнов, а севернее Милана расположен легендарный автодром Монца, основанный в 1922 г. и ныне вмещающий 137 тыс. зрителей (наибольший ажиотаж приходится, конечно же, на заезды Формулы 1).
В Милане родились художник Джузеппе Арчимбольдо (1527 г.), архиепископ Федерико Борромео (1564 г.), мыслитель и правовед Чезаре Беккариа (1738 г.), писатель Карло Эмилио Гадда (1893 г.), кинорежиссеры Лукино Висконти (1906 г.) и Дино Ризи (1916 г.), киноактриса Лючия Бозе (1931 г.), кинорежиссер Тинто Брасс (1933 г.), киноактер Джан Мария Волонте (1933 г.), политик и бизнесмен Сильвио Берлускони (1936 г.), певец и киноактер Адриано Челентано (1938 г.), популярный ди-джей и композитор Бенни Бенасси (1967 г.).
Милан является одним из главных финансовых и деловых центров Европы (экономика провинции Милан равняется экономике Австрии), важным транспортным, промышленным и туристическим центром Италии, а также международной столицей промышленного дизайна и архитектуры. Он известен грандиозным торгово-выставочным комплексом «Фиера Милано» – одним из самых значимых в мире, и знаменитыми неделями моды, которые проводятся в Милане дважды в год и собирают самую изысканную публику.
Милан является столицей и законодателем итальянской моды, здесь базируются такие всемирно известные дома одежды, аксессуаров и парфюмерии, как «Джорджио Армани», «Прада», «Дольче энд Габбана», «Версаче», «Джанфранко Ферре», «Валентино», «Эрменеджильдо Дзеньа», «Москино», «Труссарди», «Миссони», «Фиоруччи», «Марни», «Комверт», «Этро», «Миу Миу», «Лучиано Сопрани», «Костюме Насьональ», «Альберта Ферретти», «Эксте», «Антонио Маррас», «Джил Сандер», «Валекстра» и «Линеа Пелле», крупнейшая в мире компания по выпуску модных очков «Люксоттика» (бренды «Рэй-Бан» и «Персол») и крупнейшие модельные агентства страны «Д`менеджмент Груп», «Беатрис» и «Уай Нот».
Уже в Средневековье и эпоху Ренессанса Милан, наряду с Венецией и Флоренцией, славился изготовлением предметов роскоши – ювелирных изделий, тканей, одежды и головных уборов. В начале XX в. город стал крупным центром текстильной, в частности шелковой промышленности, в 50-60-х годах находился в тени Флоренции, однако уже в 70-х отвоевал у неё статус столицы итальянской моды. С конца 80-х Милан стал широко известен на международном уровне и сейчас в сфере моды он даже опережает такие всемирно известные центры фэшн-индустрии, как Париж, Нью-Йорк, Рим, Лондон и Токио.
Также в Милане находятся штаб-квартиры крупнейшей в стране фондовой биржи «Борса Итальяна», крупнейших банков «УниКредит Груп», «Медиобанка» и «Банка Пополаре ди Милано», страховой компании «Милано Ассикурациони», финансового холдинга семьи Берлускони «Фининвест», медиа-холдингов «Эр-Си-Эс Медиа Груп» (газеты «Коррьере делла Сера» и «Ла Газзетта делло Спорт»), «Класс Эдитори», «Медиасет» и «Телеломбардиа».
Кроме всего в Милане базируются известный алкогольный холдинг «Кампари Груп» (бренды «Кампари» и «Чинзано»), компания ликеров «Фрателли Бранка», шинная корпорация «Пирелли», телекоммуникационные компании «Телеком Италиа Мобайл» и «Водафон Италиа» (первый и второй по величине мобильные операторы страны), энергетическая компания «Эдисон», стальной холдинг «Группо Рива» и крупная сеть супермаркетов «Эсселунга».
Милан является одним из наиболее важных туристических центров Италии, в год его посещает около 2 млн. туристов (44% из них составляют итальянцы, а 56% – иностранцы, в основном англичане, немцы, французы, американцы, японцы и китайцы). Туристов привлекают в первую очередь Миланский собор, Пьяцца дель Дуомо, Галерея Витторио Эммануэле II, театр Ла Скала, замок Сфорца, Пинакотека ди Брера, Виа Монтенаполеоне и стадион Сан Сиро, меньше внимания гости Милана уделяют базилике Святого Амвросия, церквям Санта Мария делле Грацие и Сан Лоренцо Маджоре, Амброзиане и каналу Навильи.
Для многих украинских женщин слова Милан и шоппинг являются синонимами, и это близко к истине. Конечно, оббегать все магазины города, а их здесь действительно очень много, за короткое время просто нереально. Но тут к вам на помощь придет компания «Аккорд-Тур» – во-первых, мы организовываем индивидуальные поездки по всему миру, в том числе и в Милан, во-вторых, ниже приведены все основные места концентрации магазинов, изучив которые дома, вам не придется затем носиться сломя голову по всему Милану.
В городе несколько престижных торговых зон, где наши модники смогут отвести душу и опустошить кошельки. Во-первых, это знаменитый «Четырехугольник моды» (Куадрилатеро делла Мода), включающий улицы Виа Монтенаполеоне, Виа делла Спига, Виа Сант`Андреа, Корсо Венециа и Виа Манзони, а также Пьяцца Сан Бабила, во-вторых, это центральная Пьяцца дель Дуомо, на которую выходит Галерея Витторио Эммануэле II, и в третьих, это менее шикарные, но зато более доступные улицы Виа Данте и Корсо Буэнос-Айрес.
«Четырехугольник моды» или «Модный район Виа Монтенаполеоне» является самой роскошной и насыщенной магазинами торговой зоной Милана. Стороны Куадрилатеро, расположенного к северо-востоку от собора и югу от арки Порта Нуова, представляют собой Виа Монтенаполеоне, Виа Манзони, Виа делла Спига, Корсо Венециа и Пьяцца Сан Бабила. Улицы внутри этого района включают Виа Боргоспессо, Виа Сан Спирито, Виа Джезу, Виа Сант`Андреа и Виа Багутта. Но фактически торговая зона простирается также на северо-запад от Виа Манзони (Виа Писони) и на юг и запад от Виа Монтенаполеоне (Корсо Джакомо Маттеотти, Пьяцца Филиппо Меда, Виа Сан Пьетро алль`Орто и Виа Верри).
Виа Монтенаполеоне представляет собой элегантную и самую дорогую улицу Милана, известную модными бутиками, роскошными ювелирными и часовыми магазинами. На ней расположены бутики «Диор», «Версаче», «Ив Сен Лоран», «Валентино», «Гуччи», «Эрменеджильдо Дзенья», «Армани», «Луи Виттон», «Прада», «Сальваторе Феррагамо», «Боттега Венета», «Этро», «Александер МакКуин», «Лоро Пиана», «Ральф Лорен», «Мисс Сиксти», «Джеокс», «Айсберг», «Ла Перла», «Серджио Росси», «Эмилио Пуччи», «Бруно Мальи», «Балли», «Ролекс», «Омега», «Картье», «Аудемарс Пиже», «Свотч», «Монтбланк».
Виа Алессандро Манзони идет от Пьяцца делла Скала на северо-восток к Пьяцца Кавур. Здесь находятся Музей Польди-Пеццоли, известный миланский «Гранд Отель», в котором в 1901 г. умер Джузеппе Верди, Палаццо Борромео, Театр Манзони и церковь Сан Франческо ди Паола. На Виа Манзони расположены бутики «Армани», «Пал Дзилери», «Фретте», «Болаффи», «Лес Копенс», «Антонини», «Патрициа Пепе», «Джаттинони», «Боттега дель Кашмир», «Мила Шён», «Анна Рита Эн», «Пол Смит», «Коччинелле», «Гримольди», «Скаппино», «Артемиде», на соседней Виа Писони – бутики «Армани» и «Полтрона».
На Виа Боргоспессо находятся магазины «Версаче», «Лаура Бьяджотти», «Галлериа Сильва», «Альтомани энд Санс», «Сайрус Компани», «Андреа Пфистер», «да Дриаде», «Пинко Паллино», «Античита Сильберналь», «Твин Ди-ди-Эм» и Джулиано Фуджвара», на параллельной ей Виа Сан Спирито – магазины «Баленсиага», «Борбонезе» и отель «Манцио».
На Корсо Маттеотти расположен магазин «Аберкромби энд Фитч», на Пьяцца Меда – бутики «Хуго Босс» и «Кельвин Кляйн», на Виа Сан Пьетро алль`Орто – бутики «Джимми Чу» и «Багутта», на Виа Верри – бутики «Гуччи», «Александер МакКуин», «Барберри», «Дзеньа», «Этро», «Балдинини», «Джил Сандер», «Канали», «Берлути», «Джон Ричмонд», «Наутика», «Оксфорд».
Галерея Витторио Эммануэле II – самый известный и дорогой пассаж Милана, соединяющий Пьяцца дель Дуомо с Пьяцца делла Скала. Кроме дорогих магазинов одежды, ювелирных изделий, антиквариата и книг, таких как «Гуччи», «Прада», «Луи Виттон» и «Бернаскони» (серебряные изделия), здесь на четырех этажах расположены известные рестораны, бары и кафе («Биффи Кафе», открытое в 1867 г. кондитером короля, ресторан «Савини», бар «Дзукка» в стиле классического модерна и вездесущий «МакДональдс»). Часть галереи отведена под открывшийся в 2007 г. ультрароскошный «Таун Хаус Галлериа» – первый в мире семизвездочный отель, имеющий всего 25 номеров.
Виа Данте – популярная пешеходная улица, соединяющая Пьяцца Кордусио с Ларго Кайроли (по ней удобно добираться от Миланского собора до замка Сфорца). На этом знаменитом променаде расположено несколько театров и интересных палаццо, а также множество магазинов, ресторанов, кафе и баров. Корсо Буэнос-Айрес – важная транспортная артерия, соединяющая исторический центр города с современной деловой и промышленной частью Милана, находящейся на севере (начинается на Пьяцца Обердан у ворот Порта Венециа и заканчивается на Пьяцца Лорето). На улице расположено более 350 модных магазинов, но, в отличие от Виа Монтенаполеоне, здесь преобладают умеренные цены.
Для любителей колоритных и несколько экстремальных торгово-развлекательных мест Милан также очень интересен. Справа от главного входа Центрального вокзала расположен такой привычный нам стихийный рынок, на котором украинцы, албанцы и румыны продают контрабандные сигареты и водку (здесь же расположена подпольная биржа труда). Рынок Меркато дель Сабато возле станции метро Сан Агостино известен поддельной одеждой, сумочками и духами известных марок, а также юркими карманниками.
В районе Корсо Комо возле станции метро Гарибальди сосредоточены популярные ночные клубы, но старайтесь держаться подальше от местных арабов и африканцев, часто продающих наркотики или фальшивые билеты на концерты. Ну а тем украинским путешественникам, кто соскучился по «Седьмому километру» или «Барабашово», прямая дорога в шумный миланский «Чайнатаун», где на Виа Паоло Сарпи расположились колоритные китайские рестораны, небольшие кафе и полные всякой всячины магазинчики.
Для более удобного перемещения по городу мы расскажем вам и о транспортной системе Милана, который является «воздушными воротами» Северной Италии. Все три миланских аэропорта обслуживают около 40 млн. пассажиров в год. В пригороде Варезе находится международный аэропорт Мальпенса – крупнейший грузовой аэропорт Италии и второй пассажирский аэропорт страны (24 млн. пассажиров). Аэропорт Линате, расположенный в пригороде Сеграте, обслуживает как внутренние , так и международные рейсы (9,5 млн. пассажиров).
Миланский метрополитен, начавший работу в 1964 г., имеет три линии протяженностью более 75 км. Также в Милане – наиболее развитая система трамваев и троллейбусов в Западной Европе и очень удобное такси (машины белого цвета). Центральный железнодорожный вокзал Милана, открытый в 1931 г., является крупнейшим в Италии и одним из крупнейших в Европе. Он имеет грандиозный купол длинной 341 м и площадью 66,5 тыс. кв. м, его фасад в стиле арт-деко также впечатляет своими размерами (200 м в длину и 72 м в высоту), а через 24 платформы вокзала в день проходит около 330 тыс. пассажиров.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Милан как раз из тех величественных городов, в которые непременно хочется вернуться (кому – на театральную премьеру в Ла Скала, кому – за новой коллекцией здешних кутюрье, это уже неважно). Милан пробуждает способность мечтать даже у самых закоренелых пессимистов и заставляет признать – пока в мире существуют такие прекрасные города, об упадке человеческой цивилизации не может быть и речи.
1
2
3
4
5
6
Автор:Александр Фандюшин (Львов)
Дата нотатки: 01.11.2011 К-сть сторінок: 6
Туристична компанія Аккорд Тур ® 2008-2024 +380736303638