Небольшой уютный отель Discovery B&B приглашает гостей Львова. Меблированные комнаты отеля расположены на тихой зелёной улице в старой части Львова, в доме австрийской постройки. Номерной фонд состоит из 14 номеров со всеми удобствами различного класса и ценовой категории.
Предлагаем нашим гостям уютные комнаты отельного типа со всеми удобствами, которые оборудованы всем необходимым для комфортного отдыха. Каждая комната своеобразна, имеет свое название и соответствующий интерьер.
В период ранней античности на территории нынешнего города располагались небольшие торговые колонии финикийцев, этрусков и греков, которых привлекала удобная и хорошо защищенная гавань. Во время Пунических войн (III-II в.в. до н.э.) Лигурия выступила на стороне Рима, за что в 209 г. до н.э. рыбацкое поселение лигуров было разрушено войсками Карфагена. После падения Западной Римской империи (V в.) Лигурия была захвачена сначала остготами, в VI в. – византийцами, в VII в. – лангобардами, а в VIII в. – франками.
Превращение Генуи в один из крупнейших портов Средиземноморья началось в X в., в особенности после набега североафриканской династии Фатимидов в 934 г., после которого горожане под руководством епископа и местного феодального властителя (виконта) построили новые укрепления и принялись устанавливать связи с другими христианскими центрами. С тех пор генуэзские суда стали регулярно заходить в порты Испании и Палестины, что положило начало росту масштабов и влиятельности флота Генуи.
К середине XI в. Генуя становится независимым городом-государством. Формально признавая власть императоров Священной Римской империи и епископа, Генуя фактически управлялась введенным в 1099 г. советом выборных консулов. Особенность генуэзской талассократии (морской державы) состояла в том, что четыре наиболее влиятельных аристократических семейства (альберго) – Фиески, Спинола, Дориа и Гримальди – вместе с вассальными им родами представляли торговые интересы различных гильдий и тем самым уравновешивали друг друга. Городом управляли как торговой кампанией, однако постоянные политические раздоры долгое время нисколько не мешали его развитию.
Во времена крестовых походов (XII-XIII в.в.) по своему богатству и влиянию Генуя превосходила многие крупные королевства Европы. Наряду с Пизой, Венецией, Гаэтой и Амальфи это была мощная морская республика со 100 тыс. жителей (среди которых было много выходцев из других земель), развитой торговлей, судостроением и финансовой системой.
В XIII в. экономическое благополучие Генуи во многом зависело от разветвленной сети колоний. Подчас это были отдельные здания (торговые фактории), местами – городские предместья (как, например, Галата возле Константинополя), а иногда генуэзцы завладевали целыми островами и побережьями (Корсикой и северной частью Сардинии). Проникновение генуэзцев в очень важные для них восточные моря осуществлялось как при помощи дипломатических договоренностей, так и путем прямого военного вторжения.
Расширение владений Генуя начала в эпоху крестовых походов, предоставив свой флот для перевозки войск и добычи, а взамен получив много поселений на Ближнем Востоке и выгодные торговые соглашения. В период расцвета республики колонии Генуи находились на территории современных Франции, Монако, Греции, Кипра, Турции, Грузии, России и Украины, а торговые фактории – на территории Ливана, Египта, Туниса и Марокко.
В самой же Генуе о единстве аристократии можно было только мечтать. Семейство Фиески отстаивало союз с Анжуйском династией и тяготело к папству (из их многочисленного рода происходили 72 кардинала и два римских папы – Иннокентий IV и Адриан V). В 1257 г. народное восстание заставило Фиески покинуть Геную, но пять лет спустя они в союзе с Гримальди, которые также ориентировались на пап, восстановили свою власть в городе.
Благодаря союзу с византийским императором (1261 г.) и монгольскими ханами генуэзцам удалось обосноваться в Каффе (Феодосии), Тамани (Краснодарский край), Танаисе (Ростовская область) и других ключевых пунктах Северного Причерноморья. В 1270 г. соперничавшие генуэзские семейства Дориа и Спинола добились нового изгнания Фиески и Гримальди из республики. Странствуя по чужбине, Франческо Гримальди в 1297 г. хитростью овладел Монако (окончательно этим лигурийским замком Гримальди завладели в 1395 г.).
Победы над пизанским флотом при Мелории (1284 г.) и над венецианцами при Курцоле (1298 г.) ознаменовали наступление краткого периода генуэзского господства во всем Средиземноморье (после установления арагонцами контроля над Сицилией в 1283 г. генуэзцы быстро обосновались на этом острове, а после победы над Пизой они получили Корсику и часть Сардинии). В начале XIV в. Фиески пытались поссорить Дориа и Спинола, и эта тактика позволила им вернуть себе власть в 1317 г. Последующие два десятилетия ознаменовались беспрестанными раздорами между четырьмя главными семействами Генуи.
Первые признаки политического и экономического кризиса в Генуе проявились в первой половине XIV в. В 1331 г. городом овладел король Неаполя из Анжуйской династии Роберт Мудрый, а попытки положить конец внутренним раздорам вылились во введение на венецианский манер института выборных дожей (1339 г.). В этот период Фиески были удалены от власти, занимая преимущественно дипломатические и генеральские должности.
В 1347 г. генуэзские суда, прибывшие с различными товарами из крымской Каффы (современная Феодосия), завезли в Европу дотоле неведомую чуму. Пик пандемии чумы, которую прозвали «черная смерть», пришелся на период между 1348 и 1350 г.г., когда в страшных мученьях умерло около половины населения тогдашней Европы (континенту потребовалось около 150 лет для того, чтобы восстановить прежнюю численность жителей).
В 1352-56 г.г. Геную оккупировали войска Милана, в 1353 г. адмирал Антонио Гримальди возглавил генуэзский флот, который дал бой силам Венеции и Каталонии у берегов Сардинии. В конце XIV в. в результате экономического спада в Европе, а также длительной войны с Венецией, пик которой пришелся на 1380 г. (в ней активно участвовали адмиралы Пьетро Дориа и Наполеоне Гримальди), Генуя вступила в эпоху упадка.
В 1407 г. объединением менял в Генуе был учрежден один из первых в мире банков – «Банко Сан-Джорджо» («Банк Святого Георгия»), помещавшийся в одноименном палаццо. Во главе этого самого влиятельного банка своей эпохи, который финансировал многие генуэзские колонии и военные кампании, стояли четыре консула, находившие в дружеских либо родственных отношениях с ведущими семействами аристократии республики.
В 1394-1409 г.г. Генуя оказалась в политической зависимости от французов, что позволило семейству Фиески в начале XV в. вновь оказаться на пике могущества, на этот раз благодаря дипломатическому альянсу с графами Савойскими и королями Франции. Когда в 1422 г. Геную захватил миланский правитель Филиппо Мария Висконти, Фиески возглавили борьбу с оккупантами, а после освобождения города от миланцев в 1436 г. они проводили довольно гибкую политику в отношении приемника Висконти на троне Милана – рода Сфорца.
К середине XV в. Генуэзская республика окончательно потеряла статус великой европейской державы – Корсика бунтовала, Сардинией завладели арагонцы, колонии в Палестине подвергались частым набегам турок и египетских мамлюков, а испанцы, французы и миланцы то и дело вторгались даже в республиканскую метрополию – Лигурию.
После падения Константинополя в 1453 г. непосредственный контроль над генуэзскими владениями на Корсике и в Крыму осуществлял «Банко Сан-Джорджо», а семейство генуэзских купцов еврейского происхождения Гизольфи, которое с начала XV в. управляло колониями Генуи на Таманском полуострове, также отчитывалось перед банком. В пору своего расцвета (XV-XVI в.в.) «Банко Сан-Джорджо» охотно выдавал ссуды венценосным особам, таким как испанские монархи Изабелла I Кастильская, её супруг Фердинанд II Арагонский, император Карл V Габсбург, а также мореплавателю Христофору Колумбу.
В 1458-61 г.г. Геную оккупировали французы, а в 1464-78 и 1488-99 г.г. – опять миланцы. В 1470 г. был основан Генуэзский университет, а в 1492 г. самый известный уроженец Генуи Христофор Колумб открыл Америку (хотя достоверных доказательств его генуэзского происхождения не существует, туристам даже показывают дом, где якобы родился великий мореплаватель). С 1499 г. город вновь оккупировали французы (в 1507-1522 г.г. он находился под непосредственным управлением Франции или назначаемых губернаторов).
В 1513 г. во главе грозных генуэзских галер стал легендарный военный деятель Андреа Дориа, который активно боролся с арабскими пиратами и воевал против турок (нарастающая мощь Османской империи сильно ослабила традиционное влияние Генуи в Эгейском море, что не позволяло ей контролировать торговлю с процветающим бассейном Черного моря).
В мае 1522 г. испанцы и их союзники из «старого дворянства» атаковали Геную и подвергли её беспощадному грабежу, однако французы вскоре отбили город. Дориа перешел на службу к французскому королю Франциску I, освободив в 1524 г. Марсель, осажденный императорскими войсками. В 1528 г., недовольный действиями Франциска I, который скупо платил за службу и затягивал обещанную передачу Савонны генуэзцам, амбициозный Дориа по истечению контракта перешел на службу к императору Карлу V Габсбургу.
В том же году Дориа прибыл в Геную и с помощью видных горожан и императорских войск изгнал французов из города, восстановив республику под покровительством императора. По новой конституции, введенной Дориа, устанавливалось правление патрициата (городской верхушки из числа купеческой олигархии), а власть дожей существенно ограничивалась (срок их обязанностей был сокращен с пожизненного до двухлетнего). Также в этот период (первая треть XVI в.) в верхушке генуэзской аристократии вновь закрепились члены рода Гримальди, шестеро из которых избирались дожами.
Ставший фактически негласным хозяином города, Андреа Дориа сделал ставку на союз с Испанией, который позволил генуэзцам «снимать сливки» с испанской колонизации Америки, пуская в торговый оборот огромное количество добытого там золота и серебра. Благодаря этой стратегии в конце XVI – начале XVII в.в. Генуя оставалась одной из наиболее благополучных земель Италии и вела большое гражданское и церковное строительство.
Во время этого своеобразного экономического подъема, который переживала Генуя, многие местные семейства, такие как Дориа, Паллавичини, Бальби, Гримальди и Серра, накопили огромные богатства. Наличие свободных средств позволяло приглашать в город великих художников Рубенса, Ван Дейка и Караваждо, гениального архитектора Галеаццо Алесси и других мастеров той эпохи, оставивших заметный след в искусстве и культуре Генуи.
В звании адмирала Дориа командовал несколькими экспедициями против турок, захватил греческие города Корони и Патры (1532 г.), вместе с императором участвовал в захвате Туниса (1535 г.). Через Дориа Карл V распространил свое влияние на всю Италию, однако, после заключения между императором и Франциском I мирного соглашения в 1544 г., Дориа сосредоточился на управлении республикой (но все возрастающее влияние и богатство семейства Дориа порождали ненависть по отношению к ним со стороны конкурентов).
Одним из таких завистников был Джан Луиджи Фиески, последний великий представитель этого знатного рода, возглавивший неудачный заговор против всесильных Дориа (этому событию посвящены драма Шиллера «Заговор Фиески» 1780 г. и трагедия Жака-Франсуа Ансело «Фиески» 1824 г.). Фиески привлекли на свою сторону римского папу Павла III, герцога Пармы и Пьяченцы Пьера Луиджи Фарнезе и короля Франции Франциска I.
2 января 1547 г. сторонники Фиески в перерыве между выборами нового дожа захватили город, но осуществлению заговора помешали бегство Андреа Дориа и случайная смерть Джана Луиджи Фиески, который при высаживании на галеру упал в воду и утонул. Его братья договорились с сенатом об амнистии, но вернувшийся вскоре в Геную Дориа, несмотря на договоренности, начал преследовать заговорщиков, фактически истребив род Фиески и убив даже герцога Фарнезе (в 1548 г. Дориа подавил заговор, организованный Джулио Чибо).
В 1550 г. в возрасте 84-х лет Дориа снова вышел в море для борьбы с пиратами. В 1552 г. турецкий флот разбил испано-итальянскую эскадру императора под командованием Дориа около острова Понца в Тирренском море, в 1553 г. Франция при поддержке турок отняла у Генуи Корсику, и Дориа был вынужден снова вступить в борьбу с ней, проведя несколько лет в сражениях на острове. В 1555 г. Дориа вернулся в Геную, передал командование флотом сыну убитого во время заговора Фиески племянника – Джованни Андреа Дориа, а в 1560 г. умер.
В том же году Джованни Андреа Дориа, унаследовавший состояние Дориа-старшего, командовал объединенным флотом Священной лиги в сражении у острова Джерба (современный Тунис), но был разбит турками. В 1566 г. Генуя потеряла очень важный для нее остров Хиос, но в 1571 г. флот Священной лиги, правым крылом которого командовал Дориа, разбил турок в морском сражении при Лепано, что положило конец османскому могуществу в Средиземном море (в этой битве принимал участие будущий автор «Дон Кихота» Мигель Сервантес).
После банкротства испанского короля Филиппа II в 1557 г. окончилось господство немецкого банкирского дома Фуггеров в финансах Испании. Генуэзские банкиры, считавшиеся младшими союзниками и партнерами Испанской империи, через свои представительства в Севилье стали финансировать многие предприятия испанской короны.
Постепенно Генуя практически попала под протекторат Испании, но генуэзские банкиры, обеспечивавшие громоздкую Габсбургскую систему кредитами и надежными доходами, имели полный контроль над испанскими финансами. Многие генуэзцы служили по найму, сражаясь против англичан и голландцев. Например, Амброзио Спинола из влиятельного семейства Спинола со своим отрядом воевал во Фландрии, в 1604 г. захватил Остенде, в 1625 г. – Бреду.
В 1656-57 г.г. очередная эпидемия чумы убила более половины жителей Генуи. Монакская ветвь Гримальди в 1659 г. приняла княжеский титул, а французский король Людовик XIII восстановил для них старинный титул герцогов де Валентинуа (Валанс). В мае 1684 г. в качестве наказания за поддержку Испании Генуя и прилегающие к ней крепости были подвергнуты массированному обстрелу со стороны французского флота. К XVIII в. зависимая от американского золота экономика Генуи, как и Испании, пришла в полный упадок. Частые банкротства испанских королей во многом способствовали разорению значительного числа генуэзских банкирских и торговых домов с многовековой историей.
В 1733 г. монакская ветвь Гримальди пресеклась в мужском колене, и княжество через брачный союз перешло к французскому герцогу Эстутевилю, который по условиям контракта принял фамилию Гримальди. В 1742 г. остров-крепость Табарка был отвоеван Тунисом, в 1768 г. Генуя была принуждена уступить французам свое последнее «заморское владение» – Корсику, однако город все равно был более богатым, чем его извечная соперница – Венеция, и оставался важным торговым центром всего Средиземноморья.
В 1797 г. Наполеон преобразовал слабую Генуэзскую республику во французский протекторат под названием Лигурийская республика, а через восемь лет и вовсе присоединил её к Франции (этот исторический эпизод даже отмечен в романе «Война и мир» Льва Толстого). Весной 1814 г. местная элита Генуи, воодушевленная разгромом Наполеона, провозгласила восстановление старой республики, но Венский конгресс решил иначе. В декабре 1814 г. британские войска жестоко подавили силы республиканцев и в январе 1815 г. насильно присоединили Геную к Пьемонту (Сардинскому королевству).
Вскоре началось быстрое развитие Генуи в качестве главного порта Сардинского королевства, а затем и всей объединенной Италии. В 1860 г. Джузеппе Гарибальди отправился из Генуи со своим отрядом в знаменитую «экспедицию тысячи» (в честь этого события на одной из генуэзских скал ему установлен памятник). К началу XX в. Генуя уже смогла оспорить у Марселя звание самого оживленного порта во всем Средиземноморье.
Во время Второй мировой войны британский флот несколько раз обстреливал Геную (один из неразорвавшихся снарядов и поныне можно увидеть в кафедральном соборе Сан Лоренцо). За несколько дней до прибытия союзников город освободили итальянские партизаны. В наше время Генуя, протянувшаяся вдоль побережья на 30 км, является важным промышленным, транспортным, туристическим и культурным центром северной Италии.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
В XVI-XVII в.в., когда для многих итальянских городов период расцвета уже миновал, Генуя переживала новый взлет, поэтому большинство её архитектурных памятников принадлежит либо к Средневековью – времени наивысшего могущества города, либо к эпохе барокко.
Палаццо дель Принчипе или Палаццо Дориа Памфили расположен близ главного железнодорожного вокзала Пьяцца Принчипе, немного в стороне от старого города Генуи. Когда то эта пышная резиденция, построенная в 30-е годы XVI в., вплотную примыкала к личной гавани Андреа Дориа, и адмирал мог с высокой террасы обозревать свой флот. Сейчас дворец отрезан от моря автострадой и окружен со всех сторон высокими зданиями.
Тем не менее, проходя по богато украшенным лепниной, фресками, гобеленами, картинами покоям и открытым галереям, любуясь великолепными потолочными росписями, гуляя в ухоженном саду у мраморного фонтана, среди лимонных и гранатовых деревьев, вы в полной мере проникнитесь атмосферой старой патрицианской Генуи. Фрески в палаццо писал талантливый ученик Рафаэля, флорентинец Перино дель Вага (парадоксально, но такой великий город как Генуя во времена Ренессанса не дал миру ни одного крупного художника).
Палаццо Реале или Королевский дворец расположен на шумной, запруженной транспортом Виа Бальби, которая идет от Центрального вокзала мимо пышного памятника Колумбу (1862 г.) в сторону старого города. В прошлом на этой улице строили свои резиденции местные аристократы, и самым большим и роскошным из генуэзских дворцов является именно Палаццо Реале, возведенный в 50-х годах XVII в. в стиле барокко семьей Бальби.
На рубеже XVII-XVIII в.в. он был расширен новыми хозяевами Дураццо, а в XIX в.в. стал резиденцией Савойской королевской династии (каждое поколение владельцев вносило свою лепту в украшение палаццо). В обширной коллекции произведений искусств Национальной галереи, расположенной в стенах дворца, вы найдете работы Ван Дейка и Тинторетто.
В прекрасном внутреннем дворике можно полюбоваться оригинальной архитектурой дворца – выделенные белым цветом полукруглые завершения окон перекликаются с массивными арками, а украшенные мраморными статуями и вазами открытые террасы и лестницы придают всему комплексу некую легкость и нарядность. Самый красивый вид на дворец открывается от расположенного в саду маленького бассейна, вокруг которого из черной и белой гальки мастерски выложены чудесные изображения зверей, растений и кораблей. С верхней террасы музея можно сделать отличные панорамные снимки портовой части Генуи.
На площади в конце Виа Бальби находится построенная в XVI в. Базилика делла Сантиссима Аннунциата дель Вастато (в XVII в. был закончен купол и базилику богато украсили в стиле барокко, в XIX в. появился фасад, а в годы Второй мировой войны здание сильно пострадало). В интерьере базилики ценные фрески и картины великих мастеров Джованни Бенедетто Кастильоне, Джованни Бернардо Карбоне, Валерио Кастелло, Доменико Пиола, Джованни Доменико Каппеллино, Аурелио Ломи, Джованни Андреа Ансальдо, Джулио Чезаре Прокаччини, Джованни Карлоне и Джованни Баттиста Карлоне.
Также в районе вокзала Пьяцца Принчипе, на одном из холмов района Кастеллетто, расположен Музей культур мира (Музео делле Культуре дель Мондо), который открылся в 2004 г. в замке Костелло д`Альбертис (это событие было приурочено к объявлению Генуи культурной столицей Европы). В этом утопающем в зелени сада замке, построенном в конце XIX в. на месте старинной крепости XVI в., представлена очень интересная этнографическая коллекция – предметы традиционных культур, в том числе давно исчезнувших, Африки, Америки и Океании, а в пристройке расположен Музей музыки народов мира.
Порто Антико (Порто Веккьо или Старый порт) был средоточением деловой жизни Генуэзской республики. Украшением прилегающей к порту Пьяцца Каричаменто служит эффектный Палаццо ди Сан Джорджо. Он был построен в 1260 г. с использованием материалов разрушенного венецианского посольства в Константинополе, полученных от византийского императора в качестве вознаграждения генуэзцам за помощь против Латинской империи.
После свержения дожа дворец некоторое время использовался в качестве тюрьмы, в которой до своего освобождения в 1299 г. сидел прославленный венецианский купец и путешественник Марко Поло. В 1405-1797 г.г. щедро украшенный настенными росписями XVII в. дворец служил резиденцией знаменитого Банка Сан Джорджо, финансового центра Генуи, занимавшегося международными кредитными операциями в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Ныне в палаццо размещается администрация порта, отсюда хорошо видна вся акватория – вторая по величине после Триеста гавань Италии.
В Старом порту с большим интересом можно провести практически весь день, а главной целью всех туристов является знаменитый Аквариум, где на площади 13 тыс. кв. м представлено более 500 видов морских обитателей (этот крупнейший в Италии и второй по величине в Европе аквариум, созданный в 1992 г., принимает более 1,2 млн. посетителей в год). Рядом с Аквариумом в прозрачной сфере расположился ботанический сад, в котором свободно летают экзотические бабочки и птицы, в том числе почти ручные белые попугаи.
В недавно открытом Морском музее (Музео дель Маре) можно познакомиться с историей мореплавания и увидеть стоящие у причалов модели старинных кораблей, самый впечатляющий из которых – галеон «Нептун» (копия испанского военного судна XVI в., построенная в 1982 г. для съемок фильма известного режиссера Романа Полански «Пираты»).
Дуомо или Кафедральный собор Сан Лоренцо расположен на широкой Виа Сан Лоренцо, которая тянется от Старого порта к средневековым воротам Порта Сопрано. Древний готический храм был освящен в 1118 г. папой Геласием II, но основные изменения его облика произошли после пожара 1296 г., спровоцированного столкновениями сторонников папы и императора, когда здание в начале XIV в. было частично восстановлено, завершен фасад, перестроена внутренняя колоннада, и в середине XVI в., когда собор был реконструирован по заказу властей города. Горизонтальная черно-белая «разлиновка» придает устремленным ввысь, украшенным сложной мраморной мозаикой готическим порталам собора новое измерение – они кажутся более рельефными и глубокими.
Пышный интерьер собора Сан Лоренцо, в котором представлены стили от готики до барокко, поражает роскошью даже на фоне великолепия всех прочих генуэзских храмов, коими славится этот приморский город. С левой стороны находится интересная раннеренессансная капелла Сан Джованни Баттиста (XV в.), которая задумывалась как вместилище ценных христианских реликвий Генуи, преимущественно связанных с именем Иоанна Крестителя (ныне является Сокровищницей собора или Музео дель Тезоро).
Палаццо Дукале или Дворец дожей является одним из наиболее важных исторических зданий Генуи. Он расположен восточнее Кафедрального собора Сан Лоренцо (один фасад палаццо выходит на Пьяцца Маттеотти, продолжение Виа Сан Лоренцо, другой – на Пьяцца де Феррари). Первая часть дворца была построена в 1251-75 г.г., во время расцвета республики, а Торре Гримальдина (или Торре дель Пополо – Народная башня) была завершена в 1539 г.
В 1992 г., в связи с празднованием 500-летия открытия Америки Колумбом, Палаццо Дукале был капитально отреставрирован. В июле 2001 г. здесь состоялся саммит «Большой восьмерки», в котором приняли участие лидеры США, России, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Японии и Канады. Особого внимания заслуживает главный зал дворца («Пиано Нобиле»), украшенный ценными фресками итальянских мастеров.
Ныне это внушительный музей и многофункциональный культурный центр, который несколько раз перестраивался соответственно вкусам разных эпох, а общая площадь относящихся к нему помещений превышает 35 тыс. кв. м. Интерьеры палаццо можно осмотреть только в период работы какой-нибудь выставки, зато даже во время полуденной паузы, когда все кафе в городе закрыты, здесь можно выпить ароматный кофе и перекусить.
Пьяцца де Феррари расположена на границе старого и нового города, являясь финансовым и деловым центром Генуи. В конце XIX в. именно здесь были созданы первая фондовая биржа и знаменитый «Банка ди Дженова» (позже переименованный в «Кредито Итальяно»), и сейчас вокруг площади расположены многочисленные штаб-квартиры и офисы банков, страховых компаний, различных итальянских и международных корпораций.
На площадь выходят фасады Дворца дожей, Палаццо Италиа ди Навигационе (ныне – штаб-квартира администрации области Лигурия), дворца Лигурийской академии изящных искусств, здания Биржи работы архитектора Альфредо Коппеде (1912 г.) и дворца герцога Раффаэле де Феррари, именем которого и названа площадь. Также Пьяцца де Феррари славится своим красивым фонтаном и конной статуей Гарибальди работы скульптора Аугусто Ривальта.
Среди представительных зданий площади выделяется своей пышностью оперный театр Карло Феличе архитектора Карло Барабино (1828 г.), полностью выгоревший во время Второй мировой войны, но впоследствии восстановленный. По обе стороны от театра тянутся торговые пассажи, тротуары выложены разноцветными мраморными плитами, витрины занимают всю стену, фонари подвешены на цепях – все выглядит поистине шикарно.
На центральной Виа XX Сеттембре, которая начинается на Пьяцца де Феррари, стоит один из наиболее выдающихся примеров романской архитектуры в городе – церковь Санто Стефано (X в.), где, по преданию, был крещен проживавший неподалеку Христофор Колумб.
Порта Сопрано, двухбашенные готические ворота, возведенные в 1155 г., красиво замыкают одноименную улицу (продолжение Виа Сан Лоренцо). Они являются наиболее колоритным напоминанием о средневековом могуществе Генуи и уцелевшим фрагментом городской стены XII в. Необычайны полукруглые, словно разрезанные пополам башни ворот – к городу обращен ровный «срез» с широкими арками, а наружу смотрят неприступные полукружия с бойницами, через которые защитники Генуи наблюдали за неприятелем.
За воротами, на небольшой Пьяцца Данте, находятся еще две городские достопримечательности, главная из которых – Каса ди Коломбо, так называемый «Дом Колумба», который можно посетить только в выходные дни. Хотя неоспоримо доказано, что подлинный дом великого мореплавателя был разрушен в 1684 г. канонадой французских войск и весьма произвольно восстановлен в XVIII в., посетителей здесь немало.
А вот ценнейшая романская колоннада внутреннего двора церкви Сан Андреа, разрушенной в начале XX в., известна гораздо меньше. Мраморные колонны с тонкой резьбой стоят, никем не охраняемые, под открытым небом, и редкий прохожий заглядывает сюда полюбоваться ними. Южнее Пьяцца Данте, в центре красивой зеленой площади стоит ренессансная церковь Санта Мария ди Кариньяно с благородными потолочными росписями в открытой галерее второго этажа и прелестной фреской «Благовещение», выполненной в 1451 г. немецким мастером Юстусом из Равенсбурга (особое настроение галерее придает то, что с неё открывается великолепный вид на генуэзский порт).
В старом городе, южнее Виа Сан Лоренцо, находится построенная в романском стиле церковь Сан Донато XII в. (восстановлена после французского обстрела 1684 г.). Рядом с ней расположена готическая церковь Сант Агостино XIII в., ныне превращенная в музей (особо следует обратить внимание на портал с фресками работы Джованни Баттисты Мерано).
Пьяцца Сан Маттео, расположенная в гуще старого города, является очаровательной тихой площадью XIII-XV в.в. Фасады выходящих на площадь готических дворцов и маленькой церкви, принадлежавших роду Дориа, выложены полосами белого и черного мрамора (использовать такой орнамент дозволялось в Генуе только самым благородным семействам). Неприметная дверь слева от входа в церковь ведет в её внутренний двор с прекрасно сохранившейся мраморной колоннадой (очень хороши резные завершения колонн).
Между Пьяцца Сан Маттео и Виа Гарибальди раскинулись живописные узкие улочки старой Генуи, так точно описанные в свое время великим украинским писателем Николаем Гоголем. Здесь много очаровательных кафе на несколько столиков, элегантных дорогих бутиков, площадей размером с комнату и старых домов с ярко окрашенными стенами и ставнями. В чудесной церкви Сан Амброджо э Андреа находятся две картины великого Рубенса, истинные шедевры барокко (за главным алтарем и в третьей слева капелле).
Палацци дей Ролли – это квартал великолепных дворцов генуэзской аристократии, построенный в эпоху маньеризма (XVI – первая треть XVII в.в.) вдоль новой городской магистрали Ле Страде Нуово (ныне Виа Гарибальди) и в её окрестностях. Палацци дей Ролли считается первым в европейской истории проектом централизованной городской застройки. Его красота и ухоженность были таковыми, что в 1576 г. республиканский сенат обязал хозяев палаццо оказывать гостеприимство делегациям зарубежных государств.
Более сорока дворцов стеснены на довольно узком участке земли, что заставляло владельцев зданий надстраивать их ввысь. Квартал, как пример новаторского градостроительного решения, вызывал неподдельный интерес у посещавших Геную иностранцев, в том числе великого Рубенса. Опыт возведения этого аристократического анклава использовался при задуманной Генрихом IV перепланировке Парижа (площадь Вогезов). В 2006 г. Палацци дей Ролли был объявлен памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Непосредственно на красивейшей улице города Виа Гарибальди расположено 14 дворцов, построенных в основном в конце XVI – XVII в.в. разбогатевшими на банковских операциях знатными семействами. Восхищенный Рубенс, который писал картины для генуэзских церквей, запечатлел дворцы «Виа Ауреа» («Золотой улицы», как её называли) в серии рисунков. В отличие от Виа Бальби, улица превращена в пешеходную зону, и туристы могут без помех рассматривать массивные, обильно декорированные фасады палаццо.
Особо восхищают настенные росписи Палаццо Спинола и рельефные украшения на фасаде Палаццо Подеста. В Палаццо Дориа-Турси размещается ратуша (префектура), поэтому можно свободно войти во внутренний двор. В некоторых дворцах (Палаццо Бьянко, построенном семейством Гримальди, и Палаццо Россо) ныне расположены картинные галереи, в других – отделения банков, представительства различных фирм и организаций.
В коллекции Палаццо Бьянко хранятся работы Барнаба да Модена, Людовико Бреа, Луки Камбьязо, Паоло Веронезе, Филиппино Липпи, Рубенса, Ван Дейка, Хосе де Рибера, Джованни Бенедетто Кастильоне, Джованни Андреа Ансальдо, Бернардо Строцци, Валерио Кастелло, Доменико Пиола, Грегорио де Феррари, Алессандро Маньяско, Караваджо, Ханса Мемлинга и Дэвида Джерарда. Галерея Палаццо Россо известна полотнами Ван Дейка, Гвидо Рени, Паоло Веронезе, Гверчино, Грегорио де Феррари, Альбрехта Дюрера и Бернардо Строцци.
Недалеко от Виа Гарибальди расположен выходящий на Пьяцца Корветто парк Виллетта ди Негро, из которого открывается прекрасный вид на старый город. В парке находится Музео д`Арте Ориентале , где базируется одна из крупнейших коллекций восточного искусства в Европе (японская и китайская скульптура, фарфор, бронзовые сосуды, маски, доспехи самураев).
Альбаро – очень интересный район, расположенный на холме к востоку от центра города. Он знаменит своими старинными аристократическими виллами, на которых проживали, в том числе, и Лорд Байрон (1822-23 г.г.) и Чарльз Диккенс (1843-44 г.г.). Построенная в 1908 г. по направлению к знаменитому мысу Портофино, набережная Корсо Италия соединяет Альбарго с районами Фоче и Боккадассе, проходя мимо маяка Пунто Ваньо и аббатства Сан Джулиано.
Боккадассе – старый район Генуи, населенный преимущественно моряками. Он расположен в восточной части Корсо Италиа, главного приморского бульвара Генуи, рядом с Виа Аурора, типично узкой лигурийской улицей, которые именуются «креуза». Боккадассе привлекает туристов узким пляжем, расположенным с восточной стороны мыса Санта Кьяра, и замком, который был построен на вершине мыса в средневековом стиле. Посредине находится еще один крошечный пляж, на котором покоятся лодки местных рыбаков.
Также к востоку от центра Генуи расположен район Нерви – самый старый курорт Ривьеры. Здесь базируются четыре значительных музея, в том числе устроенные на бывших загородных виллах аристократических семейств Серра (Галерея современного искусства) и Гримальди. Гордостью Нерви являются проложенная вдоль морских утесов аллея с потрясающими видами, и красивый парк, созданный из садов нескольких богатых вилл. Фото 20.0…
Сампьердарена – расположенный к западу от центра Генуи портово-промышленный район, известный своими судостроительными верфями и высотным офисным комплексом «WTC». Рядом, на холме Сан Бениньо (вернее на том, что от него осталось) на 76 м возвышается символ Генуи – маяк Торре делла Лантерна. Он был построен в 1543 г. на месте башни XII в., в XV в. здесь был заточен кипрский король Джеймс II и его жена, а одним из смотрителей маяка работал дядя Христофора Колумба. У основания башни расположен интересный музей, посвященный истории города, порта, навигации и самого маяка.
Далее на запад раскинулся богатый район Пельи, где родился будущий папа Бенедикт XV. Здесь, вдоль красивой набережной, расположены парки, виллы, отели, рестораны и магазины. Возле железнодорожной станции района Пельи раскинулась самая знаменитая вилла Генуи – Вилла Дураццо Паллавичини, на территории которой расположены парк XIX в. в английском стиле, небольшой ботанический сад и археологический музей Лигурии.
Усадьба была заложена в конце XVII в. семейством Гримальди и их родственниками Паллавичини. Замечательный парк, созданный в 1840-46 г.г. сценографом оперного театра, в 1991-92 г.г. был восстановлен. Здесь, вокруг двух прудов, расположены изящные павильоны, статуи, грот, кафе в форме триумфальной арки, церковь, мавзолей, храм Дианы, обелиск и пагода. Между Пельи и Корнильяно находится район Сестри Поненте, где базируются международный аэропорт имени Христофора Колумба и крупные судостроительные верфи.
НАСЕЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА
В Генуе проживает 610 тыс. человек, а вместе с пригородами насчитывается 1,4 млн. жителей (около 6% населения составляют иммигранты, которых с каждым годом становится все больше – эквадорцы, албанцы, украинцы, румыны, сербы, арабы и африканцы).
Оказавшись в Генуе, обязательно нужно попробовать популярные местные блюда – «песто алла дженовезе» (соус из базилика, чеснока, петрушки, тертого сыра, кедровых орехов и оливкового масла, который добавляют к макаронам, лазанье или мясу), «сальса ди ночи» (ореховый соус), «фокачча» (плоский печеный хлеб, похожий на пиццу, который приправляют оливковым маслом, травами, луком, сыром, мясом или овощами), «фарината» (тонкие хрустящие блины, приправленные розмарином, перцем и солью), «сточчафиссо» (вяленая рыба).
В Генуе родились папы Иннокентий IV (1195 г.) и Адриан V (1210 г.), великий мореплаватель и открыватель новых земель Христофор Колумб (1451 г.), композитор, скрипач и гитарист Никколо Паганини (1782 г.), автор итальянского гимна Микеле Новаро (1818 г.), папа Бенедикт XV (1854 г.), лидер итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти, именем которого назван российский город – родина «АвтоВАЗа» (1893 г.), нобелевский лауреат по литературе Эудженио Монтале (1896 г.), нобелевский лауреат по физике Риккардо Джаккони (1931 г.), архитектор Ренцо Пиано (1937 г.) и звезда 80-х, певица Сабрина (1968 г.).
Как и в любом другом итальянском городе, в Генуе боготворят местные футбольные клубы, в частности «Дженоа», являющийся старейшим клубом страны (основан в 1893 г. англичанами), и «Сампдорию». Среди городов-побратимов Генуи – Одесса, российские Санкт-Петербург, Екатеринбург и Тамбов, греческие Афины и Хиос, хорватская Риека, албанская Тирана, французский Марсель, американские Балтимор, Бостон и Колумбус, эквадорский Гуаякиль.
ЭКОНОМИКА И ПОКУПКИ
Генуя занимает в Италии пятое место по экономической мощи после Рима, Милана, Турина и Неаполя, обогнав Болонью, Флоренцию и Палермо. Порт Генуи, который простирается на 20 км вдоль берега, является крупнейшим по грузообороту портом Италии и вторым среди контейнерных терминалов страны. Ежегодно он обслуживает около 60 млн. т грузов, 4 млн. пассажиров, полтора млн. легковых и 250 тыс. грузовых автомобилей.
Международный аэропорт имени Христофора Колумба находится в западной части города, примерно в 10 км от центра. Построенный на искусственном полуострове, он обслуживает более 1,2 млн. пассажиров в год. В Генуе два главных железнодорожных вокзала – Бриньоле, расположенный к востоку от старого города, и Пьяцца Принчипе, к западу от центра.
Вокзал Бриньоле находится на Пьяцца Верди и обслуживает около 22 млн. пассажиров в год (фасад здания, построенного в 1905 г., украшен лепниной, а в интерьере расположены ценные фрески). Вокзал Пьяцца Принчипе выходит на площадь Акуаверде, где в садике возвышается памятник Колумбу, и обслуживает около 24 млн. пассажиров в год (здание, построенное в 1860 г., связано подземными коммуникациями с Морским вокзалом и вокзалом Бриньоле).
Главной торговой улицей города является Виа XX Сеттембре, пролегающая между Пьяцца де Феррари и Пьяцца делла Витториа. Кроме традиционных универмагов и бутиков на ней расположен и колоритный крытый сельскохозяйственный рынок Меркато Ориентале. Много бутиков, а также чудесных ресторанов и баров находится в Старом городе Генуи (вокруг Виа Сан Лоренцо, Пьяцца Сан Маттео, Виа Гарибальди и Порто Антико).
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Называя Геную XIV века «владычицей морей», поэт Франческо Петрарка нисколько не преувеличивал. Современные итальянцы именуют Геную не иначе как «Дженоа ла Суперба» – Генуя великолепная или горделивая. Оба эпитета подходят этому городу предприимчивых людей, более всего ценивших независимость и благосостояние. А одесситам и жителям Крыма вдвойне будет приятно побывать в Генуе, которая когда-то властвовала над их малой родиной, удивить бедных итальянских продавцов дорогими покупками, пронырливых официантов и таксистов – щедрыми чаевыми, восстановив, таким образом, историческую справедливость и показав, кто ныне хозяин в доме.
1
2
3
4
5
6
7
Автор:Александр Фандюшин (Львов)
Дата заметки: 20.09.2011 К-во страниц: 7
Туристическая компания Аккорд Тур ® 2008-2024 +380736303638