Невеликий затишний готель Discovery B&B запрошує гостей Львова. Мебльовані кімнати готелю розташовані на тихій зеленій вулиці в старій частині Львова, в будинку австрійської забудови. Номерний фонд складається з 14 номерів з усіма зручностями різного класу і цінової категорії.
Пропонуємо нашим гостям затишні кімнати готельного типу з усіма зручностями, які обладнані всім необхідним для комфортного відпочинку. Кожна кімната своєрідна, має свою назву і відповідний інтер'єр.
В древности на месте нынешнего центра Вены находилось кельтское поселение Вин, название которого произошло от слова «Vedunia», что означает «река в лесах». В I веке кельтские племена, населявшие территорию современной Австрии, перешли под римское владычество, и новые хозяева стали укрепляться на завоеванных землях. В очень удобном месте, между одним из рукавов Дуная и речкой Вена (Вин), расположился римский военный лагерь, вошедший в историю под именем Виндобона. Именно здесь в 180 году от чумы умер римский император и философ Марк Аврелий, возглавлявший поход против германцев.
А дальше было Великое переселение народов (IV-VII века), когда вслед за гуннами и аланами многочисленные германские племена врывались на территорию империи и уничтожали римские колонии. Именно так в IV веке была разрушена Виндобона. О тех далеких временах сохранились лишь предания, которые повествуют о смерти в окрестностях Вены предводителя гуннов Аттилы (V век), или о пребывании здесь короля франков Карла Великого (VIII век), который сделал эту местность своей пограничной заставой.
На протяжении веков название постоянно разраставшегося поселения несколько раз менялось – Виндомина, Вения, Виена, пока, наконец, не стало окончательным – Вена. Выдержав несколько нашествий славян и венгров, к X веку Вена стала важным торговым центром. Только в 1137 году впервые исторические хроники называют Вену городом, а в 1156 году она стала столицей герцогства в составе Священной Римской империи. В то время власть здесь принадлежала роду Бабенбергов – первой княжеской династии, правившей в Австрии.
На годы правления герцога Леопольда VI Славного (1198-1230) пришелся расцвет Австрии – венские купцы в 1221 году получили «городское право», повсеместно процветали торговля, ремесла и культура. Вена, ставшая при Леопольде VI одним из важнейших городов Германии, активно разрасталась под защитой мощных крепостных стен. Тогда же установилась сохранившаяся до наших дней планировка улиц средневекового города.
Но династия Бабенбергов правила Веной относительно недолго. В середине XIII века ей на смену пришел чешский король Оттокар II, создавший обширное государство из чешских, австрийских и каринтийских земель, простиравшееся аж до Адриатического моря. Однако в 1278 году во власти утвердился разбивший чехов германский король Рудольф I Габсбург, которого немецкие князья избрали императором. Он основал могущественную монархию Габсбургов, которая с тех самых пор аж до 1918 года управляла Австрией, а представителей этого рода с 1438 до 1806 года неизменно (за исключением краткого периода в XVIII веке) избирали императорами Священной Римской империи.
И Вена, резиденция австрийских герцогов, становится столицей большого государства, а затем и империи, охватившей почти всю Европу. С каждым годом город хорошел, превращаясь, как в известной сказке, из «гадкого утенка в прекрасного лебедя». С XVIII века Вена считается одним из красивейших городов Европы и с успехом поддерживает эту репутацию до сих пор. Кто только не признавался ей в своей любви: историки и путешественники, искусствоведы и музыканты, художники и поэты, архитекторы и композиторы.
В 1469 году император Фридрих III добился от папы Павла II учреждения в Вене епископства (до этого времени Австрия духовно подчинялась епископам баварского города Пассау). В 1529 году Вену осадили войска Османской империи под командованием Сулеймана I Великолепного. При почти 20-кратном превосходстве врага защитники города сумели одержать над ним решительную победу. Тяжкое поражение турецкой армии, которого она ещё не знала, положило конец стремительной экспансии Османской империи в Европу.
В 1679 году в Вене разразилась страшная эпидемия чумы. Население города, ранее составлявшее 100 тыс. человек, уменьшилось на треть. В сентябре 1683 года, после двухмесячной осады Вены, союзные войска Польши, Австрии и Германии (при участии запорожских казаков) под командованием польского короля Яна III Собеского, родившегося в Олеськом замке под Львовом, нанесли туркам сокрушительное поражение, после которого Османская империя навсегда отказалась от завоевательных походов в Западную Европу.
Турки потеряли не менее 15 тыс. человек убитыми и ранеными, свыше 5 тыс. мусульман попало в плен (потери союзников составили 4,5 тыс. человек). Из металла трофейных османских орудий в 1711 году для собора Святого Стефана был отлит знаменитый колокол Пуммерин весом 22,5 тонны. Другой уроженец Львовской области – Юрий Кульчицкий – ставший героем осады Вены, получил в подарок 300 мешков турецкого кофе и вскоре открыл возле собора первую в городе кофейню (на улице его имени установлен памятник великому украинскому казаку и переводчику, придумавшему кофе по-венски).
Победа в Венской битве позволила Австрии стать самой мощной державой Центральной Европы. В 1692 году в память об избавлении от эпидемии чумы в центре города на улице Грабен была воздвигнута пышная «Чумная колонна» или «Колонна Святой Троицы». Но уже 1713 год принёс Вене новую волну болезни. Только в катакомбах под собором Святого Стефана были погребены 11 тыс. жертв эпидемии. Об этих трагических событиях в истории города сегодня напоминает величественная Карлскирхе, построенная по обету императора Карла VI.
С XVIII века в Вене стала активно развиваться мануфактурная промышленность, особенно производство одежды и предметов роскоши для многочисленной придворной бюрократии Габсбургской империи. В 1805 и 1809 годах в Вену вступали войска Наполеона. В 1814-1815 годах в городе прошёл Венский конгресс, подвергший пересмотру политическую карту Европы. Габсбурги вернули под свой контроль Парму, Ломбардию, Венецию, Тоскану и Тироль, но уступили современную Бельгию королевству Нидерландов.
После наполеоновских войн Европа лежала в руинах, а вельможи устраивали дуэли за право сидеть рядом с королем или королевой. Поскольку подобных историй приключалось довольно много, чтобы их избежать, в 1815 году в Вене созвали представительскую конференцию, на которой и утвердили специальные правила рассадки вельмож. Эти правила практически не изменились, и в настоящее время по-прежнему «имеет право на самое почетное место тот посол, который раньше вручил верительную грамоту».
В первой половине XIX века, с появлением стиля бидермейер, основоположниками которого стали, в том числе, и известные венские композиторы, художники и театральные деятели, в Вене отмечается прогресс в сфере культуры и искусства. Город превратился в общеевропейский музыкальный центр, но эпоха бидермейера завершилась буржуазно-демократической революцией 1848 года, в которой жители Вены принимали активное участие.
В конце XIX века, несмотря на пережитые потрясения, в Вене продолжали процветать культура, наука и образование. Мировой известностью пользовались Академия наук и Венский университет, чьё главное здание было построено в 1884 году по проекту архитектора Генриха фон Ферстеля на Рингштрассе. В 1897 году представители венской богемы создают группу Венский сецессион, в которую входили художник и дизайнер Коломан Мозер, основоположник модерна в австрийской живописи Густав Климт и архитектор Отто Вагнер.
В 1910 году в Вене проживало два миллиона человек, и город занимал четвёртое место среди крупнейших городов мира, уступая лишь Лондону, Нью-Йорку и Парижу. Однако после поражения в Первой мировой войне (1914-1918) население Вены сократилось почти на четверть. Итогами войны стали свержение династии Габсбургов и отделение от Австрии огромных территорий – Венгрии, Чехословакии, части польских, балканских, итальянских и румынских земель, в том числе украинских Галичины, Закарпатья и Буковины.
После падения империи Габсбургов в Вене под руководством нового магистрата начинается масштабное жилищное строительство. На городских окраинах для растущего числа пролетариев возводятся большие многоквартирные дома и целые комплексы, которые, следуя принципам строительства 20-х годов XX века, выглядели очень стандартно. Но не только серостью и будничностью запомнилась архитектура столицы прошедшего века, до наших дней дошли и несколько «изюминок», обогативших облик Вены.
Несмотря на усилия властей Вена постепенно приходила в упадок, порождённый инфляцией и внутриполитической борьбой. В 1928 году в Вене начались массовые общественные беспорядки, а в 1934 году вспыхнуло Февральское восстание, после которого в Австрии утвердился фашистский режим. В марте 1938 года в Вену вступили немецко-фашистские войска, которые под видом аншлюса фактически аннексировали Австрию.
Гитлер официально отменил название «Австрия» (Остеррейх – буквально «Восточный рейх»), ввиду того, что рейх отныне должен быть только один, и заменил его древним, известным еще со времён Карла Великого, названием «Остмарк» («Восточная граница»). Преследованиям подверглись евреи, цыгане, коммунисты, некоторые представители интеллигенции, а также обладавшая в Австрии большим влиянием католическая церковь. Тем не менее, в целом австрийцы были лояльны Гитлеру вплоть до падения Третьего рейха. 13 апреля 1945 года в ходе Венской операции город был освобожден Советской армией.
После окончания войны Австрия была отделена от Германии, ей были возвращены все ранее входившие в ее состав территории, однако, в ней также как и в Германии осуществлялся оккупационный режим, и страна была поделена на зоны, в которых размещались войска четырех союзных держав – СССР, США, Великобритании и Франции. Контроль над Австрией продолжался вплоть до 1955 года, когда в соответствии с подписанным 15 мая договором она была восстановлена в качестве независимого государства.
В ходе массированных англо-американских бомбежек и затем жестоких уличных боёв между советско-болгарскими и фашистскими войсками городу был причинён значительный ущерб, хотя исторический ансамбль «Внутреннего города» в целом сохранился. Во второй половине 50-х годов в Вене вновь развернулось массовое строительство муниципального жилья, для чего в город стали активно привлекаться рабочие из-за рубежа.
В 1961 году в Вене состоялась международная конференция на тему консульских прав. В ходе её работы расписали все до мелочей – от количества участников приема и до «вердикта», что место справа от монарха – самое почетное (утвержденные правила легли в основу дипломатического протокола большинства стран мира и используются ими до сих пор). В 70-80-х годах XX века была проведена серьёзная реконструкция центра города, в результате которой Вена избежала массового сноса исторической застройки и замены её современными зданиями.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Вена состоит из 23 районов, каждый из которых имеет свое название и номер (на многих домах висят таблички с названием улицы, перед которым указан номер городского района). Большинство знаменитых достопримечательностей сконцентрировано в старинном центре Вены – относительно небольшом по площади «Внутреннем городе» (1), опоясанном Рингштрассе, а также в окружающих его районах Леопольдштадт (2), Ландштрассе (3), Виден (4), Маргаретен (5), Мариахильф (6), Нойбау (7), Йозефштадт (8) и Альзергрунд (9).
Во «Внутреннем городе» современного мегаполиса сохранилась память об удивительном духе средневековой Вены. Здесь даже названия старинных улиц и площадей завораживают слух. Грабен («Ров») и Тифер-Грабен («Глубокий ров») напоминают о планировке римского лагеря, а на площади Ам-Хоф («У двора») размещался замок герцогов. Площади Хоэр-Маркт («Верхний рынок») и Нойер-Маркт («Новый рынок») существуют с первой половины XIII века, их камни помнят бурные события восьми прошедших веков.
Другие улицы напоминают о ремесленных и торговых цехах – Тухлаубен («Поселок суконщиков»), Шустерштейг («Улица сапожников»), Гольдшмитгассе («Переулок золотых дел мастеров»)… Многие старинные улочки за время своего существования обросли многочисленными легендами. На углу Грабена есть крошечная площадь Шток-им-Айзен («Палка в железе»). В застекленной нише одного из домов, выходящих на неё, укреплен остаток ствола дерева со множеством забитых в него разнообразных железных гвоздей.
По обычаю, сохранявшемуся до начала XIX века, каждый попавший в Вену подмастерье слесаря или кузнеца должен был вбить гвоздь в это дерево, чтобы его признали мастером. Одна из легенд рассказывает, что ключ от замка, запиравшего решетку вокруг дерева, сделал подмастерье Йозеф, получивший в награду за это руку своей любимой – дочери мастера. Другая легенда гласит о том, что замок заколдовал сам дьявол, но смекалистый подмастерье перехитрил его.
В легендарном «Доме василиска», построенном в XIII веке, по преданию, при рытье колодца обнаружили чудовищного зверя василиска – мифическое создание с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи. И это далеко не полный перечень городских легенд и сюрпризов, коими полна Старая Вена. Среди уличной толчеи и модных магазинов вдруг возникают старинные дома с маленькими уютными лавками или кафе, украшенными ажурными железными вывесками, висящими к фасаду под прямым углом.
Среди всего этого средневекового великолепия возвышается символ Вены – собор Святого Стефана, один из выдающихся памятников готического стиля в Европе (большинство венских сувениров украшены изображениями его башен). Храм имеет очень богатую историю – он был заложен в начале XIII века, и его первая постройка находилась за пределами городских стен. Первоначально храм был освящен как приходская церковь, но в 1469 году император Фридрих III добился для него статуса главной церкви города.
За время своего существования собор трижды основательно перестраивался, и каждый раз зодчие вносили в его облик неповторимые черты. Сначала в архитектуре храма преобладал романский стиль, потом – готический. Самая примечательная деталь собора – Южная башня (1433), величественное сооружение высотой 137 метров, которое как бы парит над городом. В XIX веке храм вновь реставрировали, и тогда же предполагалось достроить Северную башню, заложенную в середине XV века, но венцы этот проект отклонили.
Сегодня собор выглядит практически так же, как в XVI веке, когда было завершено его строительство. Здесь сохранились средневековые витражи, надгробные плиты эпохи Ренессанса, творения живописцев и скульпторов XVII-XVIII веков, один из крупнейших в Европе органов с основанием периода поздней готики, кафедра Святого Иоанна Капистрана, с которой он в 1454 году призывал к крестовому походу на турок. Все это помогает зримо ощутить историю собора, делает более живым самое грандиозное здание Старой Вены.
Под собором находятся древние катакомбы – место захоронения представителей династии Габсбургов, а также умерших во время эпидемии чумы в начале XVIII века (в подземном епископском склепе до сих пор хоронят высших иерархов австрийской церкви). В соборе хранятся важные реликвии – чудотворная «Пёчская икона», мощи Святого Валентина, черепа святых-бессребреников Космы и Дамиана, лоскут скатерти Тайной Вечери. В шпиль собора вделано турецкое пушечное ядро, попавшее в храм во время турецкой осады города в XVI веке.
В северной части «Внутреннего города», неподалеку от Хоэр-Маркт, Старой ратуши и Дунайского канала расположена старейшая венская церковь Рупрехтскирхе, построенная в начале IX века в романском стиле. В 1622 году храм в очередной раз был перестроен, на этот раз в стиле барокко. Сегодня в церкви Святого Руперта Зальцбургского находятся старейшие в Вене колокола (XIII века), датируемый приблизительно 1370 годом витраж, на котором изображена Пресвятая Богородица с Младенцем, и саркофаг с мощами Святого Виталия.
Возле самой большой и богатой историческим прошлым площади «Внутреннего города» Ам-Хоф расположена треугольная площадь Фреюнг, долгое время служившая местом выступлений цирковых трупп. Она раскинулась перед «Шотландским» монастырем, основанным в середине XII века по велению герцога Генриха II Язомирготта. В 1365 году «шотландцы» стояли у истоков Венского университета, а в 1418 году король Альбрехт II отобрал монастырь у «шотландцев» и передал его бенедиктинцам, но название сохранилось по сей день.
Рядом, на небольшой площади Пассауэрплатц, расположена готическая церковь Мария ам Гештаде («Мария на берегу»), построенная в начале XV века. В 1812 году церковь перешла во владение к ордену Редемптористов, а в 1862 году сюда был перенесён прах одного из самых знаменитых членов ордена, отшельника и проповедника Клеменса Марии Хофбауэра, в 1909 году причисленного к лику святых и считающегося покровителем Вены.
Эпоха Ренессанса почти не отразилась в архитектурной истории города. XVI и XVII века, ознаменовавшиеся эпидемиями чумы, турецким и шведским нашествиями, не способствовали мирному строительству Вены. Но когда невзгоды закончились, восстановление города шло под знаком всеобщего обновления и столица империи быстро меняла свой облик. Тогда же, в основном, приобрела свой современный вид и императорская резиденция Хофбург, с юго-запада примыкающая к средневековой части Вены.
Архитектурный ансамбль Хофбурга занимает особое место в общей картине города. Довольно запутанный по планировке, состоящий из нескольких дворцов и площадей, сооруженных лучшими зодчими своего времени, он воплощает связь эпох Австрийского государства. Основные здания ансамбля были построены знаменитыми архитекторами – Иоганном фон Эрлахом и Иоганном фон Хильдебрандтом. Переосмысливая итальянские и французские образцы, они создали собственный, австрийский вариант барокко. С барочными зданиями XVIII века, определяющими общий облик комплекса, гармонично соседствуют остатки средневековых сооружений и архитектурные изыски второй половины XIX века.
Хофбург, насчитывающий 2,6 тысяч залов и комнат, и сегодня является официальной резиденцией президента Австрии. Но часть его дворцов занимают музеи – Музей австрийской культуры, Музей этнографии, Собрание оружия и Собрание старинных музыкальных инструментов. В «Венской сокровищнице» хранятся реликвии Священной Римской империи и династии Габсбургов. Здесь на всеобщее обозрение выставлены неизменные атрибуты императорской власти, так называемые «имперские клейноды» – корона, меч, держава, скипетр, крест и евангелие, а также частицы Животворящего Креста, зуб Иоанна Крестителя, коронационные мантии императоров и парадные одежды духовенства.
Также в императорской сокровищнице Хофбурга хранится легендарный артефакт – «Венское копье» или «Копье Святого Маврикия», считающееся вероятным оригиналом одного из орудий Страстей Христовых и одной из величайших реликвий христианства. «Венское копье» наряду с «Ватиканским копьем» является одним из нескольких, претендующих называться «Копьём Судьбы» – пикой, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте. По другой легенде, «Венское копьё» ранее принадлежало предводителю Фиванского легиона Святому Маврикию, замученному в III веке.
В дальнейшем, согласно преданиям, копьё принадлежало римскому императору Константину I Великому, правителям Бургундии, основателю франкской династии Каролингов Карлу I Великому, германским императорам (в том числе Оттону I Великому, который после разгрома венгров в X веке провозгласил реликвию «Копьем Лонгина», и Оттону III, который в страхе перед концом света в 1000 году передал копьё римскому папе).
Император Генрих IV в честь своей коронации повелел итальянскому ювелиру вставить в лезвие копья «святой гвоздь» с креста, на котором распяли Иисуса. В средневековой Европе существовало предсказание: если «Копьё Судьбы» попадёт к человеку, способному осознать его тайные возможности и овладеть ими, такой человек сможет взять в свои руки судьбы мира. Легенда дожила от времён рыцарей-тамплиеров, через розенкрейцеров и масонов, до ХХ века, когда стала одной из оккультных составляющих нацистского мифа.
В здании бывшей Придворной, а сейчас Австрийской Национальной библиотеки хранится более 8 млн. книг, 180 тыс. папирусов (самый древний из которых датирован XV веком до нашей эры), около 35 тыс. манускриптов VIII-XVI веков (в том числе «Венский Генезис» VI века – самый древний из сохранившихся иллюстрированных библейских кодексов), десятки тысяч автографов, около 8 тыс. инкунабул, карты, глобусы, картины, фотографии, плакаты и партитуры известных композиторов, таких как Антон Брукнер и Иоганн Штраус.
Книжные богатства накапливались столетиями, начавшись с личного собрания Габсбургов, существовавшего уже в XVI веке. В 1722 году Карл VI приказал построить отдельное здание в Хофбурге для императорской библиотеки, коллекция которой продолжала расширяться – принц Евгений Савойский даже организовал сбор средств, благодаря которым удалось приобрести около 15 тыс. томов во Франции и Италии. В залах библиотеки чудесная акустика, а в её «Парадном зале» когда-то даже дирижировал Моцарт.
Чуть дальше находятся конюшни, построенные в XVI веке при Максимилиане II, а позднее переоборудованные под художественную галерею, и детище последнего потомка Габсбургов по прямой мужской линии Карла VI – грандиозное здание манежа, известного как «Испанская школа верховой езды» (XVIII век). Именно здесь разводили и объезжали знаменитых липиццанеров – лошадей «испанской» породы. Белые скакуны, управляемые наездниками в традиционной красной форме, и сейчас демонстрируют единственный в своем роде «конный балет».
Внешняя дворцовая площадь Хофбурга Хельденплатц («Площадь Героев»), построенная при императоре Франце Иосифе I, использовалась для проведения военных парадов. Наибольшую известность она приобрела после выступления Адольфа Гитлера 15 марта 1938 года, провозгласившего с балкона Нового замка аншлюс Австрии и Третьего рейха. В центре Хельденплатц установлены бронзовые статуи двум известным полководцам – принцу Евгению Савойскому и эрцгерцогу Карлу Людвигу Австрийскому. С площади открывается великолепный вид на расположенные вдоль Рингштрассе Парламент, Ратушу и Бургтеатр.
С грандиозным ансамблем Хофбурга сливается примкнувший к нему целый квартал зданий, который включает в себя и дворец эрцгерцога Альбрехта. Ныне здесь размещается один из лучших музеев Вены «Альбертина», где хранится около миллиона листов графики великих мастеров эпохи Возрождения и XVII века, в том числе рисунки Дюрера, Брейгеля, Рафаэля и Рембрандта. Также в его фондах находится и огромнейшее нотное собрание, включающее, среди прочего, оригинальные произведения Моцарта, Шуберта и Брамса.
На соседней площади Нойер-Маркт расположена церковь Капуциненкирхе (1632), основанная по велению Анны Тирольской, жены императора Маттиаса. Храм известен своим «Императорским склепом», где захоронены 12 императоров Священной Римской империи, Австрийской империи и Австро-Венгрии (включая императора Мексики Максимилиана I, брата Франца Иосифа I), 19 императриц (включая французскую императрицу Марию-Луизу, вторую жену Наполеона I) и члены их семей из дома Габсбургов.
По традиции сердца Габсбургов было принято размещать в серебряных урнах отдельно, в «Склепе сердец» при Августинеркирхе, а их внутренности хоронили в медных урнах в «Герцогском склепе» под собором Святого Стефана. В «Императорском склепе» погребена лишь одна дама, не принадлежавшая к династии – графиня Каролина Фукс-Моллард, любимая воспитательница Марии Терезии, которая пожелала покоиться с ней рядом. Последнее погребение в «склепе Капуцинов» произошло в январе 2008 года, когда здесь был похоронен умерший в 1922 году в изгнании на Мадейре последний император из дома Габсбургов Карл I, в 2003 году причисленный Католической церковью к лику блаженных.
По еще одной интересной традиции при внесении гроба в церковь герольд (глашатай) из процессии стучал в ворота, а настоятель, монах-капуцин, спрашивал по-латыни: «Кто просит о входе в эту усыпальницу?». Ему отвечали: «О входе в эту усыпальницу просит раб Божий такой-то, в земной жизни он был австрийским императором». Капуцин отвечал: «Такого мы не знаем!». Второй раз повторялось то же самое. На третий раз ответ герольда звучал: «Раб божий такой-то, бедный грешник!». И только тогда двери открывались.
Особое место в истории города занимает Рингштрассе, или попросту Ринг («Кольцо»). В XIX веке столица активно разрасталась, а центр Вены, сжатый старыми городскими стенами, был слишком мал. В конце 1857 года венские газеты напечатали знаменитое послание императора Франца-Иосифа I «Это моя воля» бургомистру Вены с повелением снести крепостные стены, засыпать ров и предпринять застройку образовавшейся территории. Не все венцы приняли с восторгом это решение (широкий бульвар усложнял возведение на нем баррикад), но большинству такой шаг властей казался разумным и выгодным.
Архитекторам, работавшим с невероятной нагрузкой, предстояло решить невиданную до тех пор задачу – в относительно короткий срок выстроить парадную улицу имперской столицы. Показательна история о том, как талантливый архитектор Карл Тиц вел сразу тридцать шесть строек в районе Ринга. В конце концов, он не выдержал такого напряжения, помешавшись на мысли, что должен купить всю Рингштрассе, но не имеет на это денег.
Несмотря на трудности, уже 1 мая 1865 года состоялось торжественное открытие Рингштрассе. Сегодня по кольцевой улице можно совершить путешествие в трамвае или традиционном фиакре, рассматривая Вену XIX века – помпезную выставку атрибутов «просвещенной, конституционной, многонациональной империи». Если вы решитесь на такую прогулку, мимо вас проплывут одни из главных достопримечательностей Вены – Опера, Парламент, Ратуша, Бургтеатр, Университет, Торговая академия, Дом художников, Дом союза музыкантов…
Возле главного здания Венского университета находится неоготическая Вотивкирхе или «Церковь Обета», вознесшаяся на высоту 99 метров. Она построена в благодарность за спасение молодого императора Франца Иосифа I при покушении на него в 1853 году. На призыв к сбору средств на строительство церкви, объявленный братом императора, откликнулось 300 тыс. граждан империи. Само строительство по проекту Генриха фон Ферстеля продолжалось 23 года, а в 1879 году церковь была освящена в день серебряной свадьбы императора.
Архитектор Фридрих фон Шмидт, построивший городскую ратушу (1883) в стиле неоготики, взял за образец старинные ратуши Фландрии. Парадный зал ратуши длиной более 70 м и шириной 20 м украшен скульптурами известных горожан, и вместе с прилегающими помещениями используется для проведения многочисленных выставок, концертов и балов. На вершине 105-метровой башни установлена железная скульптура стража ратуши в образе знаменосца в доспехах, созданных по образцу парадных доспехов императора Максимилиана I.
Соседнее здание Парламента (1883) выстроено в неоклассическом стиле по проекту архитектора Теофиля фон Хансена. Здесь располагалась Палата депутатов Австро-Венгрии, а с 1918 года и до сегодняшнего дня заседают национальный и федеральный советы парламента Австрии. Перед зданием Парламента находится фонтан со скульптурной композицией Афины (1893-1902). Четыре фигуры, лежащие у ног богини, олицетворяют наиболее важные реки Австро-Венгерской империи: Дунай и Инн спереди, Эльбу и Влтаву сзади.
Рядом с Парламентом, по обеим сторонам уютного сквера-площади Марии Терезии, расположены построенные в 1889 году в стиле итальянского Ренессанса здания-близнецы Музея естественной истории и Музея истории искусств. В 39 залах Музея естественной истории выставлены огромные коллекции природных экспонатов Габсбургов, в том числе скелеты диплодока и других вымерших животных, древняя статуэтка Венеры Виллендорфской периода палеолита, редкие виды улиток, кораллов, раковин, минералов и растений.
В Музее истории искусств находится одна из лучших в мире коллекций произведений искусств, в основу которой легло берущее начало еще со Средневековья собрание Габсбургов. Здесь выставлены и античные подлинники, и предметы декоративно-прикладного искусства, а картинная галерея хранит шедевры мировой живописи, в том числе работы Рафаэля, Вермеера и Босха. В музее представлено наиболее полное собрание полотен фламандского гения Питера Брейгеля Старшего – двенадцать из сорока известных.
Неподалеку на Шиллер-платц, прилегающей к Рингу, находится построенное Теофилом фон Хансеном здание Академии изобразительных искусств. Это прославленное учебное заведение окончили такие великие художники, скульпторы и архитекторы, как Отто Вагнер, Фридеш Шулек, Фердинанд Георг Вальдмюллер, Габриэль Макс, Генрих фон Ангели, Йозеф Карл Штилер и Иосиф Абель. В картинной галерее и гравюрном кабинете Академии собраны работы Босха, Кранаха, Рембрандта, Рубенса, Тициана, Мурильо и Гварди.
Но, пожалуй, самым знаменитым зданием Рингштрассе является прославленная Венская государственная опера – символ музыкальной столицы мира. Она принадлежит к узкому кругу ведущих оперных театров мира, где за дирижерским пультом в разное время стояли Верди, Вагнер и Малер. Тем более трагична история строительства здания оперы, которое под неодобрительные замечания прессы возводили архитекторы Август Зикард фон Зикардсбург и Эдуард ван дер Нюлль. А император-консерватор Франц Иосиф I почти перед самым завершением работ заметил, что здание кажется ему слишком осевшим в землю.
Эдуард ван дер Нюлль не выдержал нападок и повесился в апреле 1868 года, а его напарник Зикардсбург умер от удара спустя два месяца. Само здание было завершено к 1869 году и открылось 25 мая оперой Моцарта «Дон Жуан». Но, несмотря на весь трагизм создания, Венская опера и сегодня радует посетителей своими прекрасными постановками и великолепными традициями. Ежегодно 1 января здесь дают неувядающую, искрящуюся юмором «Летучую мышь» Штрауса, а 25 декабря сливки общества съезжаются на Рождественский бал.
На границе районов Иннер Штадт и Виден раскинулась оживленная площадь Карлсплац. Главной её достопримечательностью является церковь Карлскирхе высотой 72 метра – один из самых выдающихся образцов стиля барокко. Благодаря архитектору Иоганну Бернхарду Фишеру фон Эрлаху и его сыну Иосифу храм, законченный в 1737 году, получил подчёркнуто эклектический характер, объединив элементы различных стилей и эпох: древнегреческий портик, расположенные по сторонам фронтона колонны, которые в чём-то сродни минаретам или римской колонне Трояна, два барочных павильона и большой купол, напоминающий купол Собора Святого Петра, к которому можно подняться на лифте.
Также на Карлсплац выходят здания Исторического музея города Вены, старого выставочного зала Кунстхалле, Дома художника (Кюнстлерхаус) с выставочным центром и кинотеатром, концертного зала Музикферейн и Технического университета, построенного на месте бывшего кладбища для бедняков, где в 1741 году был похоронен Антонио Вивальди. Кроме того, в разбитом на площади парке находятся два павильона бывшей городской железной дороги, построенные Отто Вагнером в конце XIX века, а также памятники композитору Иоганну Брамсу, одному из изобретателей швейной машины Йозефу Мадершпергеру и одному из изобретателей лопастного винта Йозефу Ресселю.
Рассматривая венские дворцы, общественные здания, памятники и фонтаны эпохи барокко, можно убедиться, насколько справедливым было восхищение путешественников великолепием городской архитектуры. Зимний дворец принца Евгения Савойского, дворец Кинских, городской Арсенал, «Фонтан рек», «Чумная колонна» на улице Грабен – одно только перечисление достопримечательностей «Внутреннего города» может занять не одну страницу.
Но чтобы по-настоящему оценить красоту венских дворцов, нужно выйти за пределы центра, в бывшие предместья имперской столицы. Одной из жемчужин дворцово-парковых ансамблей Вены является расположенный в районе Ландштрассе комплекс Бельведер – лучшее произведение австрийского архитектора Лукаса фон Хильдебрандта. Строя «маленький Версаль» для принца Евгения Савойского, мастер, опираясь на опыт французских и итальянских зодчих, был оригинален не только в деталях, но и в общем решении ансамбля.
Нижний и Верхний дворцы Бельведера гармонично сочетаются друг с другом и пространством окружающего их сада. Верхний дворец (1722), находящийся на вершине холма, со стороны одноэтажного Нижнего дворца (1716) видится как бы в воздушной дымке. А если смотреть с террасы Верхнего Бельведера, то Нижний кажется легким садовым павильоном. Между дворцами раскинулся заложенный в 1803 году сад с аккуратно подстриженными кустами и низкими боскетами, похожими на длинные зеленые стены.
Вдоль дорожек и лестниц сада находится множество статуй, фонтанов и бассейнов, которые подчеркивают архитектурное и пластическое начало. Сейчас Бельведер является музейным комплексом – в Верхнем дворце экспонируется австрийское изобразительное искусство XIX-XX веков, а Нижний дворец отведен под Музей барокко, где хранится живопись и скульптура Австрии XVII-XVIII веков. В перестроенном бывшем здании оранжереи рядом с Нижним Бельведером разместился Музей средневекового австрийского искусства, где представлены шедевры скульптуры и живописи XII-XIV веков.
Неподалеку от Бельведера расположен грандиозный комплекс Арсенала, созданный с 1848 по 1856 годы в византийском, мавританском и итальянском стилях. В состав комплекса входит богатейший Венский военно-исторический музей, коллекция которого посвящена военной истории Австрии с XVI века до 1945 года и включает одно из наиболее крупных в мире собраний бронзовых пушек. Между Арсеналом и садом Бельведера находится современное здание из стекла, металла и бетона – Музей искусства XX века.
Бывший загородный дворцово-парковый ансамбль императорской семьи Шёнбрунн расположен в юго-западной части столицы (район Хитцинг) и по площади примерно равен «Внутреннему городу». Он берет свое начало с небольшого охотничьего замка Шёнер-Бруннер («Прекрасный источник»), название которого произошло от расположенного неподалеку источника минеральных вод. Строительство дворца было начало основоположником «габсбургского барокко» Иоганном Фишером фон Эрлахом, потом, по просьбе Марии Терезии, он перестраивался придворным архитектором Николаусом Пакасси.
Здание дворца Шёнбрунн не имеет такой легкости и воздушности, как Бельведер, оно стремится поразить размерами и официальной строгостью. Зато интерьеры императорских покоев, лучшие из которых относятся ко времени правления Марии Терезии (XVIII век), впечатляют вычурностью и богатством. Сегодня дворец насчитывает 1441 комнату и зал всевозможных размеров, но для посетителей открыты только сорок из них. 190 помещений, которые не принадлежат здешнему музею, сдаются в аренду частным лицам и организациям.
«Зеркальный зал», где когда-то Моцарт играл для императрицы, примечателен кристальными зеркалами, которые своим выгодным расположением придают комнате дополнительный объём, бронзовыми часами, китайскими бело-голубыми вазами XIX века и небольшим алтарём с изображением Девы Марии. «Миллионная комната» – по легенде, её отделка стоила миллион гульденов – обшита розовым деревом, а стены украшены свитками с восточными миниатюрами. «Лаковая комната» исполнена из красного дерева, с китайским лаковым панно, а «Гобеленовый зал» украшен уникальными нидерландскими гобеленами.
Желтый с белыми колоннами дворец оттеняют почти идеальные газоны и яркие цветочные клумбы прекрасного парка, окружающего ансамбль Шёнбрунна. Вдоль многочисленных аллей растут старые деревья, среди зелени которых белеют мраморные статуи. Большой парк, состоящий из нескольких самостоятельных частей, включает в себя Ботанический сад и старейший в Европе зоопарк, который был основан в 1752 году в качестве императорского зверинца. Парк распланирован так, что на перекрестках аллей оказывается бассейн или фонтан, а в перспективе виден либо дворец, либо какой-нибудь павильон или памятник.
Завершает идиллию дворцово-паркового ансамбля павильон Глориэтта, возвышающийся над террасным парком на вершине холма. Такое удачное расположение превращает павильон в обзорную площадку, с которой открывается чудесный вид как на сам город, так и на холмы пригородов. В 1996 году Шёнбрунн был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно ансамбль привлекает более шести миллионов горожан и туристов, из которых только полтора миллиона посещают непосредственно дворец.
Особое место в городском пейзаже, а возможно, и в самом венском образе жизни, занимают парки и городские сады. Кроме вышеперечисленных дворцово-парковых ансамблей Бельведер и Шёнбрунн, в Вене существует множество других «зеленых островков». Столица буквально утопает в цветах и зелени – от маленьких клумб и скверов до огромных массивов Пратера, Аугартена, Дунайского парка и легендарного Венского леса.
В южной части района Леопольдштадт, между Дунаем и Дунайским каналом вдоль берега тянется большой общественный парк и популярная зона отдыха Пратер, без которого невозможно представить Вену. Название главного городского парка, открытого еще в XVIII веке, произошло от латинского слова «pratum», что означает луг. Среди спортивных площадок, тенистых аллей и извилистых дорожек сохранилось немало укромных уголков, куда, по рассказам старожилов, любил ходить за грибами «отец психоанализа» Зигмунд Фрейд.
В северной части парка расположена зона развлечений (Вюрстельпратер) с миниатюрной железной дорогой, аттракционами и кафе. Здесь же находится построенное в 1897 году колесо обозрения Ризенрад, с 60-метровой высоты которого открывается прекрасная панорама Вены. Остальную территорию Пратера занимают крупнейший в стране стадион Эрнста Хаппеля, на котором состоялся финал чемпионата Европы 2008 года, ипподром и велодром.
В северной части острова, образованного Дунаем и Дунайским каналом, расположен район Бригиттенау (южную часть острова занимает район Леопольдштадт с парком Пратер). Он назван в честь старинной часовни Святой Бригитты, но самой известной достопримечательностью Бригиттенау является построенный на берегу реки 202-метровый небоскреб «Миллениум Тауэр» (1999), вместивший в своем «чреве» офисы многих компаний, рестораны, торговый центр «Миллениум Сити» и мультиплекс-кинотеатр.
В Дунайском парке находится 252-метровая Донаутурм («Дунайская башня»), построенная в 1964 году и ставшая с тех пор неотъемлемой частью венского пейзажа. Башня является популярной туристической достопримечательностью и смотровой площадкой, откуда открывается потрясающий вид на город и его окрестности. Над смотровой площадкой расположены два вращающихся ресторана со стеклянными стенами, где подают хорошее кофе с традиционным яблочным штруделем в горячем ванильном соусе.
Рядом, в самом большом городском районе Донауштадт, на левом берегу Дуная раскинулся Венский международный центр, который является третьей резиденцией ООН в мире, после Нью-Йорка и Женевы. Построенный в 1973-1979 годах, комплекс состоит из шести изогнутых башен, окружающих центральный дворец конференций. В комплексе базируются Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Комиссия ООН по международному торговому праву, Управление ООН по наркотикам и преступности, Агентство ООН по вопросам космического пространства, а общее число работающих здесь превышает пять тысяч человек.
Позже вокруг «ооновского города» вырос новый деловой центр Вены – «Донау Сити». Сегодня здесь расположены крупнейший в Европе дворец конгрессов и выставок «Austria Center Vienna» (1987), а также офисные центры – 113-метровый «Андромеда Тауэр» (1998), 110-метровый «Мишек Тауэр» (2000), 130-метровый «IZD Тауэр» (2001), 100-метровый «Арес Тауэр» (2001), 150-метровый «Хоххаус Нойе Донау» (2002), 45-метровый «Штрабаг Хаус» (2003), 95-метровый «Сатурн Тауэр» и 75-метровый «Тех Гейт Тауэр» (2005).
Истинное спокойствие ждет туристов на кладбище Святого Марка в районе Ландштрассе, открытом в 1784 году как погост для бедняков. 5 декабря 1791 года в общей могиле, вместе с бродягами и нищими, здесь был похоронен Вольфганг Амадей Моцарт. Постепенно «статус» кладбища Святого Марка поднялся, и на нем стали хоронить людей различных сословий, в том числе дворян (здесь находятся могилы национального героя Греции Александра Ипсиланти, композиторов Йозефа Штрауса и Иоганна Георга Альбрехтсбергера).
Центральное кладбище Вены, открытое в 1874 году в районе Зиммеринг сразу после закрытия кладбища Святого Марка, ныне является одним из крупнейших погостов в Европе. Здесь покоятся композиторы Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Иоганнес Брамс, Иоганн Штраус-отец, Иоганн Штраус-сын, Антонио Сальери, Кристоф Виллибальд Глюк, Роберт Штольц, Франц фон Зуппе, Арнольд Шёнберг, Дьёрдь Лигети, Хуго Вольф и Карл Целлер, архитекторы Теофил фон Хансен, Эдуард ван дер Нюлль, Фридрих фон Шмидт и Йозеф Хоффман, драматург Людвиг Анценгрубер, физик Людвиг Больцман.
НАСЕЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА
В Вене проживает более 1,7 млн. человек, среди которых около 20% составляют иммигранты. Среди этнических групп преобладают выходцы из бывшей Югославии (120 тыс.), в том числе хорваты, боснийцы, сербы, косовские албанцы и словенцы, а также из Турции (48 тыс.), Германии (26 тыс.), Польши (25 тыс.), Чехии (21 тыс.), Венгрии (12 тыс.), Румынии (10 тыс.), Италии (4 тыс.), США (3 тыс.) и Швейцарии (2,5 тыс.). В религиозном отношении 49% горожан – римо-католики, 26% – атеисты, 8% – мусульмане, 6% – православные, 5% – евангелисты, остальные – старокатолики, иудеи, буддисты и Свидетели Иеговы.
Город заслуженно считается музыкальной столицей мира, ведь понятия Вена и музыка – неразрывны. Здесь зародились и развивались все основные направления западноевропейской музыки, возникшие за последние два столетия. Тут жили и творили Гайдн и Моцарт, Бетховен и Брамс, Шуберт и Штраус, Глюк и Брукнер, Берг и Малер. Старые улочки «Внутреннего города» бережно хранят память о прославленных композиторах.
Недалеко от собора Святого Стефана в изысканном доме на Домгассе жил Вольфганг Амадей Моцарт, принадлежащий наряду с Гайдном и Бетховеном к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Здесь он написал «Женитьбу Фигаро», тут бывал один из основоположников симфонии Франц Йозеф Гайдн, приходил молодой Бетховен. Совершенно замечательный памятник Моцарту установлен в саду перед Хофбургом: в нем запечатлен ритм легкого движения, подобный ритму музыки.
Очень много мемориальных мест в Вене связано с Людвигом ван Бетховеном. Так, в большой дом на Мёлкербастей, известный как «Паскуалати-Хаус», композитор поселился в 1804 году. Сюда он неизменно возвращался после своих отлучек, здесь написал Четвертую, Пятую и Седьмую симфонию. В бывшем предместье Хайлигенштадте (ныне – престижный северо-западный венский район Дёблинг) он несколько раз проводил лето, а в 1802 году создал «Хайлигенштадтское завещание». Оберегается и старый, еще XVII века, дом, где композитор жил летом 1817 года, а памятник Бетховену стоит на одной из улиц близ Ринга.
Творчество уроженца Вены Франца Шуберта является особой гордостью горожан, ведь он поднял народную австрийскую песню до уровня высокого искусства. В маленьком домике на Нуссдорферштрассе (район Альзергрунд) устроен мемориальный музей композитора, а неподалеку, на Берггассе, находится Музей Зигмунда Фрейда, где великий психолог и психиатр жил и работал с 1891 года вплоть до своей вынужденной эмиграции в Англию в 1938 году.
Ну и как же не вспомнить о знаменитом венском вальсе – символе жизнерадостности и воплощении венского духа. Придумал его Иоганн Штраус-отец, а прославил – Иоганн Штраус-сын. Его прекрасные вальсы и оперетты знает весь мир – «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса», «Тысяча и одна ночь», «Летучая мышь», «Ночь в Венеции», «Цыганский барон»… В Штадтпарке стоит прекрасный памятник Иоганну Штраусу-сыну (как и отец, он родился и умер в Вене). В руках у него скрипка, из которой словно льются чарующие звуки не стареющих и сегодня вальсов.
Музыка вечна, а жизнь не стоит на месте. На смену вычурности XIX века приходит век XX – век великих потрясений и революций, когда менялись не только общественные уклады, но и сознание людей. Еще в конце XIX века Вена становится одним из центров новой культуры, где была организована группа «Сецессион». Молодые художники уходили от традиционной живописи и архитектуры в первые ряды авангардного искусства. Выставочный павильон «Сецессиона» (1898) на Карлсплац представляет собой кубы, почти без окон и украшений, которые примыкают к центральному купольному залу. Так архитектор и мастер модерна Йозеф Мария Ольбрих стремился стилистически передать простоту архитектуры древних египетских пирамид и архаических греческих храмов.
Ветер, дующий с гор, разгоняет суету современного города, наполняет воздух запахом кофе и знаменитых на весь мир венских сладостей. И этот волшебный аромат способствует ощущению, что спокойная и размеренная жизнь множества поколений добропорядочных венских бюргеров неизменно продолжается со времен Средневековья. В уютных кафе предлагают «кофе по-венски», которое приносят на серебряном подносе с обязательным дополнением – стаканом холодной воды и шоколадкой. Знатоки небольшими глотками прихлебывают крепкий напиток, запивая его альпийской родниковой водой.
Из сладостей обязательно стоит попробовать знаменитый венский штрудель, шоколадный торт «Захер», «мавра в рубашке», штрицель, кайзершмаррн и засахаренные лепестки фиалок (любимое лакомство обожаемой жителями Вены императрицы Сиси). Многие городские кафе гордятся своими традициями: во «Фрауэнхубере» бывал Моцарт, «Гринштайдль» славился как место сбора литературной элиты, «Ландтман» был любимым кафе Фрейда.
Если же вы после утомительной прогулки по городу проголодались основательно, то это чувство с успехом смогут утолить огромный венский шницель из телятины с картофельным салатом, курица по-венски (бакхендль) с петрушкой и лимоном, тафельшпиц (отваренный с приправами говяжий огузок) с яблочным хреном, соусом из зеленого лука и бульоном, цвибельростбратен (ростбиф с луком и специями), который подают с жареным картофелем либо макаронами. После сытной трапезы можно заслуженно расслабиться с бокалом «гёссера», «эдельвейса» либо другой маркой австрийского пива.
ЭКОНОМИКА И ПОКУПКИ
Вена является пятым среди самых богатых городов Евросоюза после Лондона, Люксембурга, Брюсселя и Гамбурга. Благодаря высокому уровню жизни, незначительной преступности и обширным связям в Восточной Европе Вена имеет хорошую деловую репутацию во всем мире. Здесь находятся главные офисы по Центральной и Восточной Европе таких известных корпораций как «Хейнекен», «Лафарж», «Хенкель», «РЭВЭ Груп» и «Байерсдорф».
В Вене базируются крупнейшие австрийские банки («УниКредит Банк Аустриа», «Райффайзенбанк», «Эрсте Банк», «Фольксбанк») и страховые компании («Уника», «Вена Иншуренс Груп»), с недавних пор хорошо известные и в Украине, а Венская фондовая биржа имеет свои отделения в Праге, Будапеште и Любляне. Также в Вене находятся штаб-квартиры самых больших и известных компаний Австрии – нефтегазовой «ОМВ», телекоммуникационной «Телеком Аустриа», энергетической «Виен Энергие», бумажных «Монди» и «Майр-Мельнхоф Картон», игорной «Бвин», производителя стройматериалов «Винербергер».
Основу общественного транспорта Вены составляют метрополитен (U-Bahn) и городская электричка (S-Bahn), которые дополняют трамвайная и автобусная сеть. Пять линий метрополитена общей протяженностью около 70 км в год перевозят более 500 млн. человек в год, венский трамвай – около 190 млн. человек в год, а пассажиропоток внутригородских и пригородных электричек составляет более 300 тыс. человек в день. Международный аэропорт Шветах, расположенный в 18 км к юго-востоку от города, обслуживает около 20 млн. пассажиров в год и является крупнейшим аэропортом Центральной и Восточной Европы.
Благодаря удивительной архитектуре, богатым музеям, различным культурным мероприятиям и репутации музыкальной столицы Вена является весьма популярным туристическим центром не только европейского, но и общемирового значения. Ежегодно Вену посещает около 4,5 млн. туристов, что приносит городской казне более 4 млрд. евро (среди гостей австрийской столицы преобладают приезжие из Германии, Италии, США, Великобритании, Испании, Франции, Швейцарии, России, Румынии, Японии и Нидерландов).
Немало людей приезжает в Вену и за покупками. Главной сгустком торговли во «Внутреннем городе» является «Золотая U» – подковообразная пешеходная зона, образованная из улиц Грабен, Кольмаркт и Кернтнерштрассе (к ней также прилегают оживленные площади Штефансплатц и Шток-им-Айзен у кафедрального собора Святого Стефана). В этом самом дорогом и элегантном районе Вены расположено множество фешенебельных ювелирных магазинов, бутиков одежды, ресторанов, кафе, кондитерских и отелей.
Также к «Внутреннему городу» примыкают важные торговые улицы Мариахильфер штрассе (соединяет центр с районами Мариахильф и Пенцинг), Фаворитен штрассе (тянется от центра к районам Виден и Фаворитен), Нойбаугассе (главная торговая артерия района Нойбау). Хорошие покупки можно сделать и в торговых центрах «АЭЦ» (район Ландштрассе), «Донауцентрум» (район Донауштадт) и «Шоппинг Сити Сюд» (южный пригород Фёзендорф).
Недалеко от Карлсплатц, на границе районов Виден и Мариахильф, расположен существующий с XVIII века Нашмаркт – самым большой и колоритный рынок в центральной части Вены. На участке между Карлсплац и выходом из станции метро ежедневно работает продуктовый рынок, славящийся своими фруктами, овощами, сырами, мясом, морепродуктами, свежим хлебом и выпечкой. Также здесь находятся павильоны, продающие одежду, аксессуары и сувениры, несколько кафе и суши-баров. На участке за выходом из метро, обычно занятом парковкой, по субботам шумит блошиный рынок.
Кроме того, для полноты впечатлений следует посетить антикварный рынок на площади Ам-Хоф и рынок органических продуктов на площади Фреюнг (оба во «Внутреннем городе»), блошиный рынок на Нойбаугассе (район Нойбау), второй по величине после Нашмаркта рынок Брунненмаркт (район Оттакринг), продуктово-вещевые рынки Майзельмаркт (район Рудольфсхайм-Фюнфхаус), Рохусмаркт (район Ландштрассе), Кармелитермаркт (район Леопольдштадт) и Ханновермаркт (район Бригиттенау), а также огромный оптовый фруктово-овощной, цветочный и мясной рынок Гроссмаркт (район Лизинг).
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Проникнувшись духом Вены, вы обязательно захотите еще раз посетить этот уникальный город, в котором до сих пор жив дух творивших здесь великих композиторов. В его многочисленных дворцах и теперь ощущается атмосфера давно минувших эпох, когда короли и принцы сражались за честь страны и внимание дам, а придворная знать купалась в роскоши и дня не могла прожить без интриг и сплетен.
Любоваться Веной можно бесконечно долго, ведь недаром говорят, что она похожа на многослойный торт. Бульвары и парки, площади и дворцы, набережные и скверы, старые улочки и уютные кафе – в них просто невозможно не влюбиться. Но, несмотря на всю роскошь, а иногда и бросающуюся в глаза помпезность, Вена является очень уютным городом, одним из самых красивых и приветливых мегаполисов в мире.
1
2
3
4
5
6
7
Автор:Александр Фандюшин (Львов)
Дата нотатки: 13.09.2011 К-сть сторінок: 7
Туристична компанія Аккорд Тур ® 2008-2024 +380736303638