Невеликий затишний готель Discovery B&B запрошує гостей Львова. Мебльовані кімнати готелю розташовані на тихій зеленій вулиці в старій частині Львова, в будинку австрійської забудови. Номерний фонд складається з 14 номерів з усіма зручностями різного класу і цінової категорії.
Пропонуємо нашим гостям затишні кімнати готельного типу з усіма зручностями, які обладнані всім необхідним для комфортного відпочинку. Кожна кімната своєрідна, має свою назву і відповідний інтер'єр.
Ряд островов лагуны был обжит рыбаками уже в древнеримскую эпоху, однако настоящие селения появились тут в раннем Средневековье, будучи основанные беженцами с материка, заполненного варварами. Поселки включались в орбиту влияния Византии, в то время как материк стал лангобардским. В IX в., когда северные Апеннины попали под владычество франков, венецианцы сформировали собственный политический центр, основные учреждения которого разместились на островке Риальто. Главным лицом в этом мини-государстве стал выборный князь (по-латыни – дукс, по-венециански – дож), опиравшийся на местную аристократию.
Вскоре Венеции удалось выйти из-под подчинения Византии, и даже стать её соперницей. Республика, расположенная на перекрестке важнейших торговых путей, оказывала огромное влияние на всю средиземноморскую торговлю и вскоре превратилась в крупнейший торговый центр между Европой и Азией (об интересе венецианцев к Азии ярко свидетельствует путешествие Марко Поло). Во время крестовых походов она получила важные привилегии, занимаясь снабжением и транспортировкой армии крестоносцев.
В XV-XVI в.в. «царица Адриатики» достигла зенита своего могущества, одолев традиционную соперницу в сфере морской торговли – Геную, и подчинив себе ряд соседних итальянских городов. На этот же период пришелся расцвет искусств – здесь творили такие великие художники, как Карпаччо, Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Веронезе. Открытие Нового Света и новых торговых путей отодвинуло Венецианскую Республику на обочину мировой истории. В 1797 г. она потеряла независимость и стала австрийской вотчиной, а в 1866 г. вошла в состав объединенного Итальянского королевства.
В результате такой необычной судьбы Венеция превратилась в огромный музей под открытым небом, состоящий из дворцов, церквей и художественных собраний. Построенная на ста островах, поддерживаемая миллионами свай и связанная четырьмя сотнями мостов, Венеция – уникальнейший в мире город, полностью стоящий на воде. Единственный вид городского транспорта здесь – катера и традиционные гондолы. С материка туристы прибывают или по железнодорожному мосту, ведущему к современному вокзалу, или по шоссе моста Свободы (Понте делла Либерта), построенного в 1933 г.
Железнодорожный мост был открыт в 1846 г., и для того времени стал чудом техники – одних лишь свай было забито 75 тыс. Вокзал, появившийся в 1954 г. и носящий название Санта-Лючия (по церкви XVI в.) – удобный отправной пункт, ибо стоит прямо на Большом канале, напротив причала речных трамваев (вапоретто). Эти вапоретто, первые из которых венецианцы закупили во Франции в 1881 г., также стали одной из визитных карточек города, не таким романтичным, как гондола, но, несомненно, более экономичным и практичным.
Так как город не может пока противостоять регулярным наводнениям, ощущение непрочности ассоциируется с Венецией многие столетия. Вас сопровождает мысль, что, стоит только на миг отвернуться, как вся хрупкая, вибрирующая слава острова рухнет и растворится как мираж. Однако для путешественников этот прекрасный город, в самом деле, представляется невероятным миражом. Часы, проведенные у старых картин, украшающих венецианские церкви, или в скользящей гондоле, или в блужданиях по узким переулкам, или даже среди толпы на площади Святого Марка, кажутся почти нереальными.
Но Венеция до сих пор шумит, до сих пор что-то празднует, с её образом соединены стаи голубей, толпы иностранцев, лавки с карнавальными масками или изделиями из муранского стекла. Главным же её содержанием остается уникальный союз камня и воды, города и моря.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Большой канал – это главная транспортная артерия Венеции, пересекающая своей извилистой линией городскую ткань на протяжении почти четырех километров (в форме перевернутой буквы S) и соединяющая железнодорожный вокзал Санта-Лючия с бассейном Сан-Марко, причем этот маршрут по прямой составляет всего полтора километра.
Наибольшая глубина канала – 5 м, а его средняя ширина – около 50 м. Водную гладь канала Гранде пересекают тысячи снующих во все стороны вапоретто (речных трамваев), гондол, барков и всевозможных видов речного транспорта, а окаймляющие его берега со стоящими в ряд храмами и дворцами до сих пор сохранили свой по преимуществу средневековый вид.
В самом начале канала, возле вокзала Санта-Лючия, стоит церковь дельи Скальци («босоногих»), а рядом с нею переброшен одноименный мост, сооруженный в 1934 г. Далее, также слева, отходит канал Каннареджо. По ходу пути, справа, встречается Турецкий фондако (нечто вроде «гостиного двора»), служивший главной торговой базой восточных купцов и выстроенный в XIII в. в византийско-венецианском стиле, с отголосками архитектуры Дворца дожей (в настоящее время здесь размещен Городской музей природы).
Все также справа, после церкви Сан Стаэ, высится Палаццо Пезаро, отстроенный в XVII в. зодчим Бальдассаре Лонгена и запоминающийся своим массивным нижним ярусом с «рваным камнем» и двумя порталами (ныне в нем расположены интересные Галерея современного искусства и Музей восточного искусства). Далее, слева, нельзя не заметить прелестный особняк Ка д`Оро или «Золотой дворец» работы Бартоломео Бона и Маттео Раверти (XV в.), с мраморным фасадом и элегантными оконными проемами, арками и зубцами.
Будучи одним из самых ярких образцов венецианской готики эпохи Кватроченто, Ка д`Оро носит имя по золоченому декору фасада, ныне, увы, утраченному. В его интерьерах находится Галерея Франкетти (произведения Беллини, Тициана, Карпаччо, Гварди и других). За мостом Риальто, на левом берегу канала, «плечом к плечу» стоят Палаццо Лоредан и Палаццо Фарсетти, прекрасные средневековые здания в венециано-византийском стиле.
Чуть ниже, на том же берегу, следует Палаццо Гримани работы архитектора Санмикели (XVI в.). Далее Большой канал делает изгиб, за которым, на сей раз на правом берегу, открывается изящный готический фасад, с тремя лоджиями, особняка Ка Фоскари (XV в.). Еще ниже, на самой излучине, стоит Палаццо Реццонико (в настоящее время – Музей венецианского Сеттеченто, то есть XVIII в.), а напротив него – Палаццо Грасси, где проводят международные выставки.
Изгиб канала заканчивается у моста Академии, построенного в 1930 г. (его деревянная структура скрывает внутренний металлический каркас). Ансамбль справа отведен залам Галереи Академии, слева расположен Ка Гранде (Великий дворец или Палаццо Корнер), который представляет собою классическую постройку Якопо Татти по прозвищу Сансовино. Сооруженный в 1535 г. для Якопо Корнера, в эпоху Ломбардо-Венецианского королевства он служил штаб-квартирой австрийцев, а в настоящее время здесь находится префектура.
Правый берег Большого канала заканчивается монументальной церковью Санта Мария делла Салюте и Таможенной стрелкой XVI в. (Пунта делла Догана), где вплоть до XV в. выгружались прибывшие морем товары. Слева распахивается просторная пристань Сан Марко.
Мост Риальто – без сомнения, самый красивый и известный из трех мостов, что переброшены через Большой канал. Первоначально его конструкция была деревянной, и имела подвижную центральную часть, разводимую при проходе через канал крупных барок. В этом месте канал сужается, и его ширина составляет всего 28 м. В XVI в. городские власти Венеции, решившие перестроить мост в камне, объявили конкурс на лучший проект, в котором участвовали Микеланджело, Сансовино, Палладий и другие корифеи.
Победил проект Антонио Да Понте, который в 1592 г. завершил порученное ему дело. Высота моста в его центральной части составляет 7,5 метра, для его опор в берега вбито 12 тыс. свай. У основания моста находится алтарь Девы Марии, а на мосту испокон веков расположены 24 живописные лавки, разделенные в центре двумя арками. Благодаря чудесной панораме, открывающейся с Понте ди Риальто, тут постоянно толпятся туристы, фотографы и художники.
Галерея Академии расположена у моста Академии на Большом канале. В 1750 г. в Венеции была основана Академия художников и скульпторов с маэстро Пьяццеттой во главе, которого спустя шесть лет сменил Тьеполо. Академия, первоначально размещавшаяся в Садах Сан Марко, дала художественное образование многим корифеям искусства, в том числе Антонио Канове. В конце XVIII в. Академия переехала в здание упраздненного монастыря Милосердия (Конвенто делла Карита), стоящего на Большом канале.
Со временем к образовательным функциям Академии присоединились и музейные, ибо в её недрах сформировалась внушительная галерея искусства, а точнее две галереи – гипсовой скульптуры и живописи. В настоящее время это собрание является одним из важнейших в Италии. В первом большом зале экспонируются произведения венецианского Треченто (то есть XIV в.) – полиптих «Коронование Девы Марии» Паоло Венециано; «Мистический брак» и полиптих «Благовещение» Лоренцо Венециано; «Мадонна Милосердия» и «Коронование Девы Марии в раю» Якобелло дель Фьоре, а также образцы Кватроченто, в первую очередь, картина Антонио Виварини «Мадонна с Младенцем».
Во втором зале выставлены работы Чима да Конельяно («Священное собеседование» и «Мадонна с апельсином») и Марко Базаити («Призвание сыновей Зеведеевых»). В третьем зале – «Священное собеседование» Себастьяно дель Пьомбо; в четвертом – «Святой Георгий» Андреа Мантеньи и «Святой Иероним с молящимся» Пьеро делла Франческа; в пятом – «Пьета», «Мадонна дельи Альберелли», «Аллегории» Джованни Беллини и знаменитая и таинственная «Гроза», шедевр Джорджоне; в шестом – картины Тинторетто, Бордоне и Тициана;
В седьмом – «Портрет знатного человека» Лоренцо Лотто; в восьмом – полотна Пальмы Старшего; в десятом – грандиозный холст «Пир в доме Ливия» Паоло Веронезе, одна из самых известных работ этого великого мастера, а также цикл «Чудеса Святого Марко» Тинторетто. Следующие залы Галереи посвящены опять-таки Тинторетто и Веронезе, а также Тьеполо, венецианским мастерам XVI в. и пейзажистам XVIII в. В шестнадцатом зале – четыре больших холста на мифологические сюжеты кисти Тьеполо; в семнадцатом – ведуты (то есть городские пейзажи) Гварди, Беллотто и Каналетто, портреты пастелью Розальбы Каррьеры, картины Пьетро Лонги («Прорицатель», «Урок танца» и «Продавец специй»);
В восемнадцатом – три скульптуры Кановы; в двадцатом – цикл огромных холстов эпохи Кватроченто, посвященных «Чудесам от реликвии Креста», среди которых обращают на себя внимание «Чудесное исцеление одержимого» Карпаччо и тщательно выписанный «Крестный ход на площади Святого Марка» Джентиле Беллини; в двадцать первом – изумительный цикл «Житие Святой Урсулы» Карпаччо, в том числе «Погребение Святой Урсулы», «Встреча Святой Урсулы с Эреем» и «Прибытие английских посланников ко двору».
Далее следуют зал, посвященный художникам эпохи Кватроченто, и зал, некогда служивший пристанищем для странников Братства Милосердия. В последнем помещении обращает на себя внимание резной золоченый плафон, а также грандиозная композиция Тициана «Введение Девы Марии в Храм» (1538 г.). Конечно, для того, чтобы спокойно и вдумчиво изучить все шедевры великолепной Галере Академии, требуется немало времени, поэтому, если вы пожелаете посвятить этому занятию несколько дней – звоните, и компания «Аккорд-Тур» организует для вас индивидуальную и более детальную поездку в Венецию.
Санта Мария делла Салюте посвящена Деве Марии Исцелительнице. Строительство храма в её честь было объявлено сенатом Венецианской республики в 1630 г., после окончания очередной эпидемии чумы. Роботы, порученные талантливому архитектору Лонгена, из-за оседания почвы и фундамента шли долго и трудно (причудливые «завитки» вокруг главного барабана на самом деле были замышлены Лонгеной как средство стабильности).
Главный фасад величественного храма, увенчанного двумя куполами, выходит на Большой канал. Внутренний просторный зал восьмигранной конфигурации обрамлен рядом колонн. В его боковых приделах помещены ценные картины Тициана, Морлайтера и Луки Джордано. В главном, необыкновенно пышном алтаре – богородичная икона византийского происхождения, обрамленная богатой скульптурной композицией. За алтарем – бронзовый пасхальный канделябр XVI века. В Большой сакристии (ризнице) храма хранятся выдающиеся произведения искусства – «Святой Марк на престоле со Святыми» Тициана, три его холста на плафоне, чудесная византийская мозаика «Божья Матерь с Иисусом-младенцем» (XII в.) и «Брак в Кане Галилейской» Тинторетто на правой стене.
Пьяццетта Сан Марко соединяет набережную Большого канала с площадью Святого Марка. Вплоть до XVI в. здесь шумел сельскохозяйственный рынок, а также приводились в исполнение смертные приговоры. На пьяццетте высятся две высокие монолитные колонны, на одной из которых водружена статуя Святого Феодора (Тодаро), одного из первоначальных небесных покровителей города, на другой – старинное изваяние Льва Святого Марка.
Слева, если повернуться спиной к воде, высится фасад Библиотеки Марчана (то есть Марка) или Сансовианской библиотеки, возведенной в середине XVI в. Якопо Сансовино для размещения огромного книжного собрания, подаренного Венеции кардиналом-греком Виссарионом (в составе греческой делегации кардинал, будучи еще православным епископом, участвовал в знаменитом объединительном Флорентийском соборе). Фасад дворца содержит характерную для Венеции композицию – портик, поставленный на лоджию. В настоящее время здесь расположены Национальная библиотека Марчана и богатейший Археологический музей с ценной коллекцией греческой и римской скульптуры.
Пьяцца Сан Марко некогда представляла собою луг с ручьем, где стояли церкви Сан Теодоро и Сан Джеминиано. Последующее развитие города превратило её в центр религиозной и гражданской жизни и, более того, в одну из самых прекрасных площадей мира, в салон под открытым небом, всегда оживленный возгласами туристов, воркованием голубей, звуками камерных оркестров и характерным шумом прославленных кафетериев.
Пространство площади Сан Марко ограничено зданиями Старой и Новой прокуратуры, флигелем Наполеона (начало XIX в.) и стоящей напротив него базиликой Святого Марка. Вымостка площади белыми полосами произведена в XVIII в. Старая прокуратура возведена на рубеже XV-XVI в.в., а Новая прокуратура, где сейчас находится Городской музей Коррер, начата в конце XVI в. зодчим Скамоцци и закончена в 1640 г. гениальным Лонгеной.
Завершают неповторимый ансамбль площади взметнувшаяся ввысь Колокольня (Кампаниле), у подножия которой примостилась Лоджетта архитектора Сансовино с тремя элегантными арками, и Часовая башня (Торре делль Оролоджио), на крыше которой два «мавра» бьют в колокол. Доминантой площади, вне сомнения, является силуэт собора Святого Марка, про который художник Михаил Врубель сказал: «родная как есть Византия».
Базилика Сан Марко или «Золотая церковь» является кафедральным собором римско-католической епархии Венеции. В 828 г. в Венецию из египетской Александрии были перенесены мощи евангелиста Марка. Это обстоятельство подвигло горожан на возведение храма, соответствовавшего столь чтимой святыне, а также выражавшего богатство и могущество «Невесты морей». Так, преимущественно в XI-XV в.в., на центральной городской площади появился грандиозный собор, отразивший стили разных эпох и стран.
Здесь и золото Византии, и готические щипцы, и мусульманского вида купола, и романские аркады. Подобная эклектика символизировала космополитизм «Царицы Адриатики». Главный фасад базилики развивается по горизонтали и образован из двух ярусов. Нижний состоит из пяти порталов, разделенных романскими колонками и барельефами, с мозаичными тимпанами (переделаны в эпоху барокко, за исключением первого слева, законченного в 1270 г., который дает представление о первоначальном убранстве базилики).
Верхний ярус украшен барочными мозаиками XVII в., а также пышной скульптурой, изваянной представителями семейства Далле Мазенье на рубеже XIV-XV в.в. На верхней террасе доминирует знаменитая квадрига – четыре коня из позолоченной меди, привезенные из Константинополя в 1204 г., во время Четвертого крестового похода венецианским дожем Энрико Дандоло (сейчас на соборе установлена копия, а отреставрированный оригинал, предположительно, греческой работы IV в. до н.э., экспонируется в Музее базилики).
Отметим, что во время этого похода Венеция, хитроумно воспользовавшись транспортными затруднениями крестоносцев, переориентировала их удар – вместо освобождения Гроба Господнего от неверных в Иерусалиме они захватили и разграбили вполне христианский Константинополь, который являлся торговым соперником Республики.
На правом фланге базилики, примыкающем к Дворцу дожей, установлена скульптурная группа из порфира – так называемые Тетрархи (сирийская работа IV в.). Центральный портал ведет внутрь атриума (притвора), своды которого выложены красивыми мозаиками (среди них выделяются «Эпизоды из Книги Бытия» XIII-XIV в.в.). Интерьер базилики имеет план в форме греческого (равноконечного) креста, в каждой ветви которого по три нефа.
Пол и стены храма выложены превосходными мозаиками, посвященными земной жизни Иисуса и Апостола Марка (среди них особенно выделяются мозаики золотого фона, в византийском стиле, но выложенные венецианскими умельцами в XII-XIII в.в.). Самые ранние мозаики, что сохранились между оконными проемами в апсиде, относятся к концу X в., в то время как большинство других мозаик появились значительно позже (на входной стене, по картонам Тинторетто, и в конхе, с образом величественного Христа – в XVI в.).
Пресвитерий отделен от церковного зала алтарной преградой с четырнадцатью статуями Святых, изваянными в XIII в. мастерами из семейства Далле Мазенье. По сторонам преграды – двойные амвоны (XIV в.), здесь же – кафедра с реликвиями. В главном алтаре почивают мощи Апостола Марка; тут же выставлен Золотой алтарный образ (Пала д`Ора), шедевр ювелирного искусства, исполненный в X-XIV в.в. из золота, драгоценных камней и эмали. В его центральной части – Христос с евангелистами, в других панно – апостолы, Дева Мария и пророки.
На правой стене левого трансепта водружена высокочтимая прихожанами икона Божьей Матери Никопейской (Победоносной), вывезенная крестоносцами из поверженной ими Византии в 1204 г. В этой части интерьера можно осмотреть капеллу Мадонны дей Масколи с изумительным по красоте мраморным триптихом «Дева Мария с евангелистами Марком и Иоанном» на алтаре и капеллу Святого Исидора, украшенные превосходными мозаиками.
Из правой части трансепта можно выйти в сокровищницу (Тезоро), где наибольший интерес представляют произведения византийских мастеров, добытые во время Четвертого крестового похода. Из правого нефа маршрут ведет в Баптистерий XIV в., с крестильной купелью, сооруженной Сансовино и украшенной мозаиками и мрамором, а из атриума – в интересный Музей собора и к террасе с квадригой, откуда открывается вид на площадь.
Дворец дожей (Палаццо Дукале) – без преувеличения, одно из самых известных архитектурных произведений в мире. Необычайно легкое и грандиозное, оно навсегда запоминается своим необычным нижним арочным этажом, характерным балконом в центре бело-розового фасада и ажурной верхней лоджией. История строения началась в IX в., когда на берегу лагуны появилась первая резиденция правителей Венеции. Над украшением дворца трудились, на конкурсной основе, самые маститые архитекторы разных эпох (Далле Мазенье, Риццо, Да Понте), а в XVI в. он приобрел современные черты.
В интерьерах дворца сохранились, почти неизменными, старинные залы, мебель и убранство. Балконы на фасадах соорудили мастера из семейства Далле Мазенье (со стороны моря – в 1404 г.) и ученики Сансовино (со стороны пьяццетты – в 1536 г.). Особую роль играла центральная лоджия палаццо, куда выходили дожи во время самых важных церемоний Венецианской республики, например, во время символического обручения с морем.
Нынешний вход во дворец организован через живописные ворота Порта делла Карта, сооруженные семейством Бон (1422 г.). Во дворе обращают на себя внимание два бронзовых колодца (XVI в.) и портик Фоскари. В прилегающем дворике Сенаторов выделяется лестница Гигантов, спроектированная Антонио Риццо (XV в.) и получившая свое имя по двум огромным статуям Марса и Нептуна, изваянным Сансовино. На верхней площадке лестницы во времена Тишайшей республики в присутствии сановников и народа короновали вновь избранных дожей, тут же принимали послов и высоких гостей города.
На втором этаже палаццо расположена анфилада парадных залов, декорированных преимущественно в XVI в. картинами ведущих венецианских мастеров. Следует обратить особое внимание на залы Пинакотеки, некогда бывшие приватными апартаментами дожей, где выставлены такие прекрасные шедевры искусства, как «Лев Святого Марка» Карпаччо, «Пьета» Джованни Беллини и несколько произведений загадочного Иеронима Босха.
На третьем этаже выделяются пышно декорированные «Зал с четырьмя дверями» (Сала делле Кваттро Порте), украшенный фресками Тинторетто и большим холстом великого Тициана «Дож Антонио Гримани преклоняет колени перед аллегорией Веры»; Зал Коллегиума с великолепным плафоном и панно Веронезе; Зал Сената с картинами Тинторетто («Венеция, царица морей» на плафоне); Зал Совета десяти с картинами Веронезе.
Отсюда можно пройти в наводившую на всех горожан страх Магистратуру, что занималась тогдашней «госбезопасностью», а также в Зал компаса (Сала делла Буссола), названый так по двери-турникету, где ожидали приговоры обвиняемые в преступлениях против государства, и в Оружейную палату (Сала д`Арми), уникальность военного собрания которой обязана не только редкостью отдельных образцов парадного и турнирного вооружения XVI-XVII в.в., но и её утилитарным предназначением – тут хранилось оружие для обороны дворца в случае внезапного нападения внешнего или внутреннего врага.
Палата была устроена в XIV в. в помещениях, прежде служивших темницами, а теперь здесь можно осмотреть шпаги, пики, аркебузы (в том числе уникальную двадцатиствольную), арбалеты, доспехи короля Франции Генриха IV, два комплекта доспехов, принадлежавших герцогам Сфорца, и бронзовый бюст Франческо Морозини, изваянный Пароди.
Лестница Цензоров ведет на первый этаж, к Залу Большого совета, где проходили заседания магистратуры «максима», высшего органа исполнительной власти. Зал длиною 54 м, шириной 25 м и высотою свыше 15 м был разрушен пожаром в 1577 г., но затем восстановлен Антонио Да Понте и украшен сюжетами, выработанными флорентийским эрудитом Джироламо де Барди и венецианским историком Сансовино, которые прославляли Республику.
Над трибуной Зала водружена огромная картина Тинторетто «Рай», а на плафоне – «Триумф Венеции» Паоло Веронезе. Театрального вида Зал Скрутинио (Зал подсчета голосов) овальной формы также пострадал во время сильного пожара 1577 г. и был восстановлен Да Порте, занимавшимся общей реконструкцией, и де Барди, придумавшим сюжеты для стен и плафона на тему морской славы Венеции. В глубине зала – Триумфальная арка, сооруженная в 1694 г. Тирали в честь венецианского адмирала Морозини, грозы турок.
Мост вздохов (Понте дей Соспири), соединяющий Дворец дожей со зданием Новой тюрьмы (XVI в.), сооружен в XVII в. Антонио Контино в ярком барочном стиле. «Вздохи» в данном случае являются вздохами не любви, а отчаяния, издаваемыми осужденными на смерть, последний раз видевшими Венецию из высоких окошек перехода. Впрочем, сия романтическая легенда, как и название моста, были придуманы английскими туристами в XIX в.
За другим мостом, Понте делла Палья, начинается протяженная набережная Рива дельи Скьявони, напоминающая о том, что здесь разгружались корабли из Скьявонии, современной Далмации. Это самый популярный венецианский «променад», с шикарными кафе и магазинами, идущий вдоль всего бассейна Сан Марко до Садов Замка (Джардини ди Кастелло), где раз в два года проходит Венецианский биеннале современного искусства.
Остров Сан Джорджо расположен напротив набережной Сан Марко и выделяется ясным и хорошо запоминающимся силуэтом церкви Сан Джорджо Маджоре. Фасад храма, спроектированного в 1565 г. Палладием, повторяет «гигантский орден», примененный этим зодчим во множестве своих построек – четыре высокие колонны с коринфскими капителями несут огромный тимпан (здесь он увенчан статуями Спасителя и двух ангелов).
Просторный интерьер церкви интересен рядом великолепных картин Тинторетто («Тайная вечеря» и «Обретение манны» в алтарной части храма, «Снятие с креста» в Капелле мертвых) и холстом «Святой Георгий, поражающий дракона» Карпаччо. В бывших братских корпусах Георгиевской обители сейчас размещен Фонд Чини, всемирно известное учреждение, занимающиеся разного рода культурными мероприятиями (на средства этого Фонда, в частности, проведена масштабная реставрация ансамбля Сан Джорджо Маджоре).
Санти Джованни э Паоло или Сан Дзаниполо (так сокращают венецианцы название храма) стоит севернее Дворца дожей и собора Сан Марко, на уютной одноименной площади в Кастелло – одном из центральных кварталов города. Огромная готическая церковь была начата еще в 1246 г., однако вплоть до середины XV в. её фасад оставался незаконченным, пока за него не принялся мастер Бартоломео Бон, соорудивший ренессансный портал (колокольню так и не возвели). Хороша апсидальная часть храма, относящаяся к XIV в.
В грандиозном церковном зале нашли успокоение многие выдающиеся венецианцы – тут можно увидеть внушительные надгробия таких персон, как адмирал Маркантонио Брагадин (правый неф, XVI в.), дожи Томмазо Мочениго (левый неф, тосканская школа XV в.) и Пьетро Мочениго (у входной стены, работа Пьетро Ломбардо XV в.). Среди выдающихся произведений искусства, украшающих церковь – полиптих «Святой Винченцо Феррери» кисти Джованни Беллини (второй алтарь справа), «Милостыня Святого Антония» Лотто (в правой ветви трансепта) и прекрасная капелла Розария с картинами Веронезе.
На площади, справа от церкви, высится памятник кондотьеру республики Бартоломео Коллеони работы Андреа Верроккьо. Слева к фасаду Сан Дзаниполо примыкает здание Скуола Гранде ди Сан Марко, первоначально созданное в 1260 г. одним из шести главных венецианских братств (или Скуола Гранде) Сан Марко. В 1485 г. сооружение было уничтожено пожаром, затем отреставрировано Пьетро Ломбардо и закончено Мауро Кодусси, в 1819 г. оно было приспособлено под австрийский военный госпиталь (ныне – городская больница).
Санта Мария дей Фрари или Санта Мария Ассунта принадлежит к самым выдающимся церковным постройкам Венеции. Под сводами храма, как и в Сан Дзаниполо, покоятся многие видные деятели Республики. Строительство церкви начали в середине XIII в. отцы-францисканцы по чертежам, вероятно, Николы Пизано. В 1338 г. храм расширил и перестроил Шипионе Бон, а его окончательное освящение приходится на 1443 г. Строгий фасад церкви в смешанном романо-готическом стиле разделен пилястрами и увенчан пинаклями.
Над центральным порталом водружены статуя Воскресшего Христа работы Алессандро Витториа и две другие статуи, приписанные семейству Бон. Романская колокольня, сооруженная в конце XIV в., по своей высоте уступает лишь звоннице Сан Марко. Трехнефный интерьер, с планом в форме латинского креста и с 12-колонными рядами, прост и благороден, как и подобает францисканской постройке. Среди могил именитых людей, погребенных здесь, упомянем надгробие Тициана (в правом нефе), сооруженное в XIX в. на месте, где, по преданию, похоронили художника; памятник Канове (в левом нефе), спроектированный самим маэстро; и памятник дожу Никколо Трону (в апсиде), работы Антонио Риццо (XV в.).
Санта Мария дей Фрари знаменита своими шедеврами, среди которых – прославленный алтарный образ Ассунта (Успение Девы Марии), исполненный Тицианом в 1518 г.; «Мадонна Ка Пезаро» того же Тициана, в левом нефе (1526 г.); алтарный образ Миланской капеллы «со Святителем Амвросием Медиоланским и Святыми» Альвизе Виварини и Марко Базаити; и триптих Джованни Беллини «Мадонна на троне со Святыми», в сакристии. Двигаясь вдоль левой стены церкви, можно пройти на кампо (площадь) Сан Рокко.
Сан Рокко или здание Большого братства Святого Руха (Скуола Гранде ди Сан Рокко) стоит на одноименной площади, имеющей треугольную конфигурацию. Возведение ансамбля было принято по обету в 1515 г. после окончания ужасной эпидемии чумы (Святой Рух считается покровителем зачумленных). В настоящее время это учреждение известно, в первую очередь, серией великолепных работ Якопо Тинторетто, украсившего в 1563-88 г.г. приют странников Братства. Мастеру поручили этот ответственный заказ после его победы на конкурсе, где, среди прочих, участвовали именитые Паоло Веронезе и Цуккари.
Зал приюта для путников (Сала делль Альберго) находится на втором этаже. На его золоченом резном плафоне красуется изумительная картина «Святой Рух во славе», принесшая Тинторетто заказ на все работы. На стенах зала – эпизоды земной жизни Иисуса Христа, с грандиозным «Распятием». В Большом зале (Салоне Маджоре), рядом с одной из дверей – автопортрет 66-летнего Тинторетто; на панно плафона – 21 его картина с Ветхозаветными сюжетами. В алтарной части представлено произведение Тициана «Благовещение», а на стенах этого зала также представлены эпизоды земной жизни Спасителя.
В Зале Канцелярии находится прекрасная картина «Ecce Homo», возможно, кисти Тициана. Отсюда следует спуститься в грандиозный «Зал нижнего этажа» (Салоне Террено), разделенный на две части коринфскими колоннами и декорированный тем же Тинторетто. Церковь Сан Рокко, возведенная напротив Скуола Гранде ди Сан Рокко первоначально в ренессансных формах, перестроена в XVIII в. в стиле барокко зодчим Скальфаротто, а композиция её фасада навеяна чертами фасада самой Школы (или Братства).
В этой церкви также находятся различные произведения Тинторетто – «Благовещение», справа от органа; «Святой Рух, представляемый Папе Римскому», слева от органа; «Святой Рух в пустыне», в первом алтаре справа. На стенах пресвитерия размещены холсты с эпизодами из жизни Святого Руха, а в главном алтаре, в раке, почивают мощи Святого.
Остров Лидо, знаменитый своими отличными пляжами и роскошными отелями, можно считать светско-курортным филиалом Венеции, с которой он связан линией речных трамваев. В XIX в. остров посещали многие европейские художники и поэты (среди последних назовем Джорджа Байрона и Перси Биши Шелли). Здесь скончался хореограф Сергей Дягилев (кроме него на кладбище острова Сан Микеле покоятся Игорь Стравинский и Иосиф Бродский). Томас Манн прославил томную ностальгию Лидо в своей повести «Смерть в Венеции» (эта слава возросла после одноименного фильма Лукино Висконти).
Самый популярный променад на Лидо – славящаяся своими шикарными магазинами и престижными ресторанами аллея (виале) Санта Мария Элизабетта. Однако наибольшую известность Лидо получил благодаря Международному Венецианскому кинофестивалю, проходящему во Дворце кино (Палаццо дель Синема) каждую осень, начиная с 30-х годов XX в.
Остров Мурано, состоящий из пяти крошечных островков, в древности назывался Амураниум и послужил убежищем для коренного населения материка, бежавшего от нашествия гуннов. Со временем жители Мурано, овладев навыками морской торговли, достигли определенного благосостояния, а к X-XI в.в. архипелаг стал одним из самых важных политических и коммерческих центров в лагуне. В тот же период зародилось стекольное производство, расцветшее к XIII в. и в итоге прославившее это место на весть мир.
Поездка на Мурано не может обойтись без прогулки вдоль очаровательного Ангельского канала (Канале дельи Анджели) и живописной набережной Стеклодувов (Рива дей Ветраи). На канале Сан Донато расположен Музей стекольного искусства (Музео делль Арте Ветрариа), где можно ознакомиться с такими прекрасными образцами традиционного муранского искусства, как чаша Баровьер (XV в.), а также с продукцией зарубежных мастеров.
Поблизости расположена церковь Девы Марии и Святого Донато (XII в.) в равеннском стиле, с высокой колокольней и богато декорированной апсидальной частью. В её интерьере – мозаичный настил, фрески и ряд картин. На уже упомянутой набережной дей Ветраи стоит другая интересная церковь – Сан Пьетро Мартире (Святого Петра Мученика, XV в.), украшенная произведениями Тинторетто, Джованни Беллини и Веронезе.
Остров Торчелло – ныне тихое и безлюдное место, в прошлом являвшееся могучим поселением, соперничавшим с самой Венецией. Торчелло было основано в 452 г. беженцами из района Альтино, а к VII в. превратилось в важную епископскую метрополию. Поселение пришло в упадок из-за успеха соседней «Невесты морей», а также из-за непрекращавшихся эпидемий малярии. В результате весь ансамбль Торчелло практически исчез, за исключением воистину великолепных зданий на бывшей главной площади города.
Собор Успения Божией Матери был основан в VII в., а в XI в. переделан в равеннском стиле. Рядом с ним высится величественная колокольня, также XI в. На входной стене собора – знаменитая мозаика «Страшный суд» (XII в.), явно византийской школы. В конце апсиды – другая прекрасная мозаика «Божия Матерь с Младенцем» (XIII в.). В состав убранства собора входят и иные мозаики, а также старинные саркофаги и скульптурные рельефы.
Рядом с собором находится церковь Санта Фоска (X-XI в.в.), которую опоясывает портик, а интерьер, с планом в форме греческого креста, впечатляет своей архитектонической выразительностью. Перед храмом, на той же площадке, стоит так называемый карегон – старинное мраморное кресло, которое народная молва именует «троном Аттилы». В ансамбль Торчелло входят также два других древних здания – Палаццо Архива и Палаццо Совета, в настоящее время предоставляющие свои стены Музею устья (Музео делль Эстуарио), где собраны археологические находки, обретенные в разных местах венецианской лагуны.
НАСЕЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА
Испокон веков Венеция считалась космополитским городом, здесь издавна селились иноземные купцы, послы других держав и просто иммигранты. Влиятельными общинами города являются греки (они группируются вокруг православной церкви Сан Джорджо дей Гречи), армяне и евреи. Духовными центрами армян-католиков являются церковь Санта Кроче дельи Армени и монастырь Сан Лаззаро дельи Армени (основан на острове Сан Лаззаро в 1717 г. монахом Мхитаром, бежавшим от преследования турок; библиотека обители известна богатой коллекцией манускриптов и старинных книг, содержащей более 150 тыс. томов).
Еврейское гетто расположено в северном венецианском районе Каннареджо. В Средние века на этом месте располагался литейный цех (ghetto), куда в 1516 г. власти Республики согнали всех местных евреев (в дальнейшем это название стало использоваться и для других еврейских анклавов). В первой трети XVII в. в Венеции проживало свыше 5 тыс. евреев, в основном выходцев из Германии, Восточной Европы, Ливана и Испании, которые занимались изготовлением тканей, ростовщичеством, мелкой торговлей и врачеванием. В 1866 г. ворота гетто, ранее закрывавшиеся на ночь, были окончательно ликвидированы; ныне в квартале действуют две синагоги, кошерный ресторан, Еврейский музей и библиотека.
К 2009 г. в Венеции проживало 270 тыс. человек, около 10% из них составляли иммигранты (румыны, албанцы, украинцы, молдаване, индийцы, китайцы, турки и арабы). Кроме того, в год Венецию посещает около 3 млн. туристов (в пик сезона на острова прибывает более 50 тыс. туристов в день). Главными магнитами, притягивающими современных путешественников к Венеции, являются непревзойденные архитектура и музеи города, а также всемирно известные венецианские карнавал, кинофестиваль и биеннале.
Карнавал (от латинского «карне вале» – «прощание с мясом») зародился в Венеции в конце XI в., а в 1296 г. сенат республики официально провозгласил последний день перед Великим постом праздничным днем. Из Венеции карнавалы постепенно распространились по другим городам и странам. Основными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и всех уровнять во время праздника.
В Венеции маски приобрели такую популярность, что их стали носить и в обычные дни, нередко используя для совершения неблаговидных поступков. Это вынудило церковь запретить ношение масок вне карнавалов, а нарушителей даже наказывали публичной поркой и тюремным заключением. Современные карнавальные маски делают из кожи и папье-маше с использованием специального грунта и сусального золота, расшивают их вручную и украшают птичьими перьями и драгоценными камнями, но бережливые туристы, не желающие выбросить на столь специфический сувенир несколько сот евро, всегда могут купить маску, произведенную нашими маленькими и трудолюбивыми друзьями из Китая.
Возвращаясь к карнавалу стоит отметить, что во время него ничего не казалось слишком стыдным, слишком смелым, слишком безрассудным и слишком распутным. Карнавал был единственной отдушиной для людей, живших под строгими религиозными запретами и общественными табу. Вплоть до конца XVIII в. карнавал оставался главным событием в жизни города, но потом интерес к нему стал угасать, а во второй половине XX в. он начал свою новую жизнь.
Каждый год свыше полумиллиона туристов приезжают в Венецию на карнавальные мероприятия, в том числе и для участия в них. Карнавал открывается старейшим праздником – Феста делле Мариэ, который посвящен освобождению венецианских девушек, похищенных пиратами из Истрии. На площади Святого Марка устраиваются представления в стиле комедии масок, а потом на зрителей обрушиваются тонны конфетти.
Затем начинается карнавальное шествие, на площадях проводятся концерты, устраиваются фейерверки, в театрах ставятся спектакли на тему карнавала, в старинных дворцах дают балы-маскарады, на улицах прохаживаются горожане в костюмах всемирно известных персонажей итальянских комедий – Арлекина, Пьеро, Панталоне, а Коломбина становится эмблемой праздника. Организовываются и красочные костюмированные представления, которые с достоверностью воссоздают феерическую и довольно фривольную обстановку карнавалов прошлых веков. В 1996 г. Венецианский карнавал получил собственный гимн, который написал известный французский кутюрье Пьер Карден.
Старейший в мире Венецианский кинофестиваль, основанный в 1932 г. по инициативе Муссолини, ежегодно проводится на острове Лидо с 1934 г. (за исключением 1943-45 и 1973-78 г.г.), во второй половине года, чаще всего в августе-сентябре. Главным призом кинофестиваля является «Золотой лев», учрежденный в 1949 г. (с 2007 г. на фестивале вручается и «Голубой лев» – специальная награда за лучший фильм, посвященный теме гомосексуализма). В 1963 г. главный приз Венецианского кинофестиваля получила картина «Иваново детство» Тарковского, в 1991 г. – «Урга» Михалкова, в 2003 г. – «Возвращение» Звягинцева.
Венецианский биеннале – один из самых известных форумов мирового искусства, международная художественная выставка, проходящая раз в два года. Биеналле была учреждена в 1895 г., когда были представлены работы художников из 16 стран мира. Престиж выставки вскоре достиг международного масштаба, а когда после Второй мировой войны, в 1948 г. её регулярное проведение возобновилось, она стала общепризнанной площадкой авангарда. В 30-х годах XX в. в рамках биеннале были основаны международные фестивали музыки, театра и кино, в 1975 г. – Международная выставка архитектуры.
Главным видом транспорта для туристов являются прославленные венецианские гондолы, чьи размеры и конструкция установлены законом, начиная с XVIII в. Длина лодки составляет 11,05 м, ширина – 140 см, вес пустой гондолы – около 400 кг, максимальное число пассажиров – шесть человек. Гондола имеет асимметричную форму, длина обвода её левого борта на 24 см больше, чем правого. Корпус, для производства которого используются только специальные сорта дерева, покрыт несколькими слоями особого черного лака.
Гондола имеет одно весло, закрепленное сзади в специальном замке (форкола). На носу лодки установлен особый железный набалдашник (ферро), который выполняет несколько функций – он служит для защиты при столкновении и противовесом гребцу, также по нему определяют высоту моста (шесть выступов ферро символизируют шесть районов Венеции).
В Венеции ровно 425 гондольеров, причем число это не меняется вне зависимости от выхода кого-либо на пенсию или прибытия новых членов. Лицензии на этот вид деятельности могут передаваться от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны вовсе не просто. С апреля по сентябрь в Венецианской лагуне проходят красочные лодочные регаты, и многие гондольеры принимают участие в них.
Самой знаменитой из регат является «Историческая регата», которая проводится ежегодно в первое воскресенье сентября (перед её началом проходит прославленный парад гондол). Дистанция гонки составляет семь километров, и каждый район или остров Венеции считает своим долгом выставить лодку на соревнование. А в перерывах между регатами гондольеры с удовольствием упражняются в особом виде песен, называемых баркарола (от барка – лодка).
Кроме всего прочего Венеция – крупный торговый центр и один из главных центров итальянской моды (в этом отношении город уступает только Милану, Риму и Флоренции, обогнав даже Турин, Неаполь и Геную). Модные бутики и ювелирные магазины города сконцентрированы на мосту Риальто и площади Сан Марко, в том числе «Луи Виттон» и «Эрменеджильдо Дзенья». Также Венеция славится своими рыбными ресторанами и кафе-мороженое.
Среди городов-побратимов Венеции – Сараево, Салоники, Стамбул, Нюрнберг, Таллинн и Санкт-Петербург (Венеция, кстати, построена на сваях из российской лиственницы, которая почти не гниет в воде). В Венеции родились путешественник Марко Поло (1254), художники Джованни Беллини (1430), Лоренцо Лотто (1480) и Тинторетто (1518), архитектор Бальдассарре Лонгена (1598), композитор Антонио Вивальди (1678), отец итальянской комедии Карло Гольдони (1707), знаменитый авантюрист и любовник Джакомо Казанова (1725).
Венеция постепенно уходит под воду – с этим фактом столкнулись еще древние поселенцы, которые были вынуждены дважды перестраивать город, перебираясь на более высокие острова. На протяжении XX в. Венеция довольно быстро (до 5 мм в год) погружалась в лагуну, в результате чего суша опустилась на 23 см. С 2003 г. при поддержке Евросоюза началось строительство системы дамб (проект «Моисей»), которые призваны спасти уникальный город. Но не стоит полностью доверять инженерам, лучше, пока не поздно, с помощью компании «Аккорд-Тур» все-таки посетить Венецию (так, на всякий случай).
Море и его приливы до сих пор представляют реальную угрозу для горожан. И сегодня в памяти венецианцев живы воспоминания о последствиях разрушительного паводка 1966 года, когда на несколько дней Венеция была буквально парализована. Приливы, которые тут называют «высокой водою» (акуа альта), стали настолько привычны, что горожане научились им противостоять, не устраивая драму из этих явных нарушений нормальной жизни.
Неожиданный морской прилив резко меняет облик «жемчужины Адриатики» – воды, доходящие иногда до полуметра над уровнем мостовой, покрывают всю периферию площади Сан Марко, подступая к самой базилике. Нередко здесь можно увидеть гондолу, проплывающую по пьяцца и даже под портиками. Муниципальные власти всегда держат наготове деревянные мостики и резиновые сапоги, позволяющие жителям города и многочисленным туристам продолжать свои путешествия, несмотря на плещущееся кругом море.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Да и разве влага под ногами когда-нибудь мешала украинскому туристу (не зря же говорят, что нам, славянам, море по колено – это как раз про Венецию).
Великолепная «Невеста морей» с её стаями воркующих голубей на площади Сан Марко, плеском волн в узких каналах, покрикиваниями всегда улыбающихся гондольеров прекрасна в любое время года.
И если вы настоящий романтик, особенно желающий покорить сердце любимой девушки либо всколыхнуть немного остывшие чувства супруги – Венеция именно то место, куда вам следует спешить (хотя с компанией «Аккорд-Тур» никуда спешить не нужно – мы все делаем размеренно и основательно).
1
2
3
4
5
6
7
8
Автор:Александр Фандюшин (Львов)
Дата нотатки: 14.12.2010 К-сть сторінок: 8
Туристична компанія Аккорд Тур ® 2008-2024 +380736303638