Невеликий затишний готель Discovery B&B запрошує гостей Львова. Мебльовані кімнати готелю розташовані на тихій зеленій вулиці в старій частині Львова, в будинку австрійської забудови. Номерний фонд складається з 14 номерів з усіма зручностями різного класу і цінової категорії.
Пропонуємо нашим гостям затишні кімнати готельного типу з усіма зручностями, які обладнані всім необхідним для комфортного відпочинку. Кожна кімната своєрідна, має свою назву і відповідний інтер'єр.
Но Ватикан, как думают многие, не то же самое, что Святой Престол. Послы других государств или церковных организаций официально аккредитованы не в Ватикане, а к Святому Престолу. Документация Ватикана ведется на итальянском языке, а Святого Престола – на латинском. Эти структуры имеют даже разные паспорта (Святой Престол, не будучи страной, имеет только дипломатические и служебные паспорта, а Ватикан – внутренние).
Государство Ватикан является существенным, но не основным инструментом Святого Престола, который сам неизменно существовал в качестве юридического лица со времен Римской империи и получил международное признание в качестве суверенного образования с поздней античности до наших дней, даже в периоды, когда был лишен своей территории (1870-1929 г.г.).
Святой Престол – старейшая непрерывная дипломатическая служба в мире, известная с 325 г., которая поддерживает официальные дипломатические отношения со 178 государствами (последней страной, установившей в декабре 2009 г. полноценные дипломатические отношения со Святым Престолом, стала Российская Федерация), а также с Европейским союзом и Мальтийским орденом (особые дипломатические отношения имеются у Святого Престола с Организацией освобождения Палестины). Из-за небольшой территории Ватикана все посольства и различные миссии при Святом Престоле расположены в Риме.
Папа, стоящий во главе Католической церкви, носит титул епископа Рима, наместника Иисуса Христа, преемника апостола Петра, верховного понтифика Вселенской церкви, патриарха Запада, примаса Италии, архиепископа и митрополита Римской провинции, монарха города-государства Ватикана и раба рабов Божьих. Также папа является главой правительства Ватикана и единственным из сохранившихся абсолютным монархом Европы, которому принадлежат исполнительная, законодательная и судебная власть в государстве.
Само название Ватикан произошло от одноименного холма на берегу Тибра, где в античную эпоху римские жрецы-«ватикании», обосновавшиеся поблизости от храма Аполлона, предсказывали будущее. Здесь в 40 г. император Калигула построил грандиозный амфитеатр, где на потребу плебса разыгрывались жестокие гладиаторские бои.
После «Большого римского пожара» 64 г., в котором Нерон обвинил христиан, тысячи верующих, среди которых оказался и апостол Петр – первый римский епископ, были казнены в цирке Нерона. Святой Петр, ближайший ученик Христа, прибыл в Рим из Антиохи в 25 г. и вскоре благодаря своим проповедям возглавил растущие христианские общины.
Возвышение римской церкви началось в конце III в., когда она получила право назначать епископов на территории Римской империи и даже в другие страны, а её глава стал претендовать на роль руководителя вселенской церкви. В 326 г. на месте древнего кладбища, где был похоронен Святой Петр, император Константин построил в его честь базилику.
В V в. возле базилики был построен Апостольский дворец. Тогда же, после того, как римские епископы подчинили своему влиянию все епархии Апеннинского полуострова, появился титул «папа» (от греческого «паппас» – отец или наставник). После низложения последнего императора Западной Римской империи в V в. римские епископы оказались фактически единственными представителями власти в Риме и сосредоточили управление им в своих руках.
Окончательно папское государство сложилось в VIII в., когда франкский король Пипин Короткий в благодарность за поддержку, оказанную ему папой Стефаном II, подарил католической церкви Римскую область, а также часть Равенны и Катаньи. Так на карте Европы в 756 г. появилось новое государственное образование – Папская (или Церковная) область, которая в более или менее неизменном виде просуществовала одиннадцать веков до 1860 г.
В 800 г. папа Лев III короновал приехавшего в Рим императора Карла Великого. Через некоторое время Апостольский дворец был заброшен, и резиденцию папы перенесли в Латеранский дворец. После возвращения папы из Авиньона в 1377 г. Ватикан становится постоянной резиденцией Святого Престола и расширяется за счет целого ряда новых построек.
При папе Сиксте IV в 1471 г. была построена знаменитая Сикстинская капелла, при папе Иннокентии VIII в 1490 г. был сооружен Бельведерский дворец, который уже в 1503 г. великий архитектор Браманте по поручению папы Юлия II соединил с базиликой двумя красивыми галереями. Тот же Браманте начал сооружение лоджий, окружающих двор Святого Дамаза, которые затем были расписаны Рафаэлем Санти и его учениками. Позднее были построены Паулинская капелла и рядом с ней «Зала Региа». При Сиксте V была построена поперечная галерея, в которой ныне помещается знаменитая Библиотека Ватикана.
Как не прискорбно будет нынешним католикам, но тогдашнее папство вело себя отнюдь не по заповедям Христовым. В XI в. папы благословили крестовые походы, в которых погибло до 2 млн. человек, в XIII в. для борьбы с ересью учредили Святейшую инквизицию, загубившую более 10 млн. невинных душ, а также благословили нападение «псов-рыцарей» на Русь, в XVI в. дали добро на массовую резню гугенотов в Варфоломеевскую ночь.
Да и в личной жизни римские папы были совсем не примером для своей паствы. Папа Александр VI Борджиа, которого его современники считали чудовищем, вышедшим из преисподней, глубоко погряз в омуте разврата и кровосмесительства, растратил всю церковную казну и поощрял убийства своих недоброжелателей с помощью знаменитого «яда Борджиа».
В VIII-X в. история папства изобилует скандалами и преступлениями. В этот период папы отчаянно боролись за власть, широко применяя самые ужасные пытки и разнообразные способы умерщвления. Дошло до того, что церковный собор вынужден был официально обвинить папу Иоанна XII в убивствах, святотатстве и кровосмесительстве. Во второй половине XI в. папа Григорий VII, чтобы воспрепятствовать дроблению церковного имущества, ввел обет безбрачия (целибат).
Но редко какой папа в средние века и в период Возрождения не имел нескольких детей, как, например, Сикст IV или уже упоминавшийся Александр VI. В эти смутные для Церкви времена папская тиара неоднократно продавалась и покупалась, то властными политиканами или алчными священниками, а то и откровенными авантюристами всех мастей.
В 1809 г. Наполеон ликвидировал Папскую область и присоединил её к Франции. Тем не менее, после его разгрома Венский конгресс в 1815 г. восстановил светскую власть папы на территории бывшей Папской области, но она уже не могла занять прежнего положения. Во время революции 1848 г., когда вся Италия была охвачена народными восстаниями, папа бежал из столицы.
В 1849 г. Рим был провозглашен республикой, но она просуществовала недолго, пав под ударами объединенных европейских сил. Папа вновь занял место в Вечном городе, но под охраной штыков Наполеона III. В 1860 г. большая часть территории Папской области была поглощена Королевством Италия, а в 1870 г. от церкви был отделен и сам Рим с прилегающими районами.
После окончательной ликвидации Папской области и упразднения светской власти папы король Италии конфисковал Квиринальский дворец, бывший резиденцией папы до 1871 г. (после отмены монархии в 1946 г. та же участь постигла недвижимость короля, и дворец стал резиденцией президента Италии). Все это привело к длительному конфликту между папой и итальянским государством.
Папа Пий IX, объявивший себя «добровольным узником Ватикана» (его преемники также не покидали пределов Ватикана до 1929 г.) правил из своего дворца, издавал указы и принимал иностранных послов, но не признавал права короля на город Рим. По договору, заключенному в феврале 1929 г. между Королевством Италия (от имени короля договор подписал Бенито Муссолини) и Святым Престолом, на части территории Рима было создано суверенное государство Ватикан.
Его границы протяженностью 2,6 км были проведены по старым стенам и некоторым домам, а кое-где пришлось возводить новые стены (лишь на площади Святого Петра граница проходит по белой линии). Главные папские базилики, загородные резиденции, многочисленные дома, офисы и учреждения Святого Престола, разбросанные по территории Рима и Италии вне границ Ватикана, получили экстерриториальный статус, аналогичный статусу иностранных посольств, а за утерянное имущество папа получил огромную компенсацию.
В 1969 г. Ватикан отменил смертную казнь, которая была предусмотрена в законодательстве, принятом в 1929 г. на базе итальянских законов, но никогда не применялась. В 1984 г. новый договор, подписанный между Святым Престолом и Италией, отменил предыдущее положение о том, что католицизм является государственной религией Италии. Также в 1984 г. Ватикан был внесен ЮНЕСКО в список «Всемирного наследия» (единственное государство, вся территория которого включена в этот список).
Хотя швейцарские наемники, издавна известные своим воинским умением, и раньше входили в состав папской армии, официально Папская швейцарская гвардия была основана папой Юлием II в январе 1506 г. в качестве личных телохранителей понтифика (он даровал им название «защитники свободы Церкви»). В мае 1527 г. 147 из 189 гвардейцев, включая их командира, погибли в бою с захватившими Рим войсками Священной Римской империи, прикрывая бегство папы Клемента VII с оставшимися сорока охранниками.
6 мая каждого года (в день годовщины захвата Рима и доблестной гибели швейцарцев) новые гвардейцы принимают присягу на верность папе. В 2005 г. в рядах швейцарской гвардии, которая де-факто является вооруженными силами Ватикана, служило 134 человека. Они отбираются Святым Престолом для обеспечения безопасности папы и охраны Апостольского дворца среди швейцарских католиков по специальному соглашению (основная часть гвардейцев говорит на немецком языке, остальные – на итальянском и французском).
Срок службы швейцарских гвардейцев составляет от 2 до 25 лет. Легендарная форма гвардейцев была разработана под влиянием Рафаэля, а не Микеланджело, как заблуждаются многие. Синий и желтый были цветами семьи Юлия II, а папа Лев X позже добавил к этой гамме красный – цвет его семьи Медичи. После громкого покушения, совершенного в мае 1981 г. на папу Иоанна Павла II, основной акцент в подготовке швейцарских гвардейцев был смещен от торжественных функций к рукопашному бою и стрельбе.
Ранее широко известные гвардия Палатин и Дворянская гвардия были расформированы папой Павлом VI в 1970 г. (гвардия Палатин была основана как милиция Папской области, а её функции в пределах Ватикана, как и Дворянской гвардии, носили лишь церемониальный характер). Корпус жандармерии Ватикана выступает в качестве полицейских сил и отвечает за общественный порядок, спокойное движение паломников и расследование уголовных дел.
Экономика Ватикана поддерживается за счет взносов католиков («грош Святого Петра»), продажи почтовых марок, туристических сувениров и билетов в музеи. Также в Ватикане существуют несколько небольших предприятий – типография, мастерские по ремонту гобеленов, производству мозаики и пошиву одежды (формы гвардейцев или ряс священников).
Ватикан имеет свой собственный банк – «IOR» («Институт религиозных дел»), основанный в 1887 г. по образцу швейцарских банков, в ведении которого находится единственный в мире банкомат с инструкциями на латыни. С 2000 г. официальной валютой Ватикана является евро (из-за своей редкости ватиканские монеты евро высоко ценятся среди нумизматов). Ранее такой валютой была ватиканская лира, равная итальянской лире.
Кроме того, Ватикан владеет крупной недвижимостью не только в Риме и Италии, но и в других странах Европы и даже Латинской Америки, а также акциями нескольких компаний. Однако официальные лица государства никогда не говорят о размерах своих капиталов вслух, придерживаясь афоризмов папы Павла VI – «Церковь не только должна быть бедной, но и выглядеть таковой» или «Папа не так богат, как об этом принято думать».
Почти все из 900 граждан Ватикана (2008 г.) либо живут в стенах государства, либо трудятся на дипломатической службе Святого Престола. Ватиканские граждане делятся на две категории – большинство составляют духовенство Святого Престола и небольшое число должностных лиц государства, оставшиеся – швейцарские гвардейцы. Остальные три тыс. человек, работающие в Ватикане, проживают за пределами государства и являются в основном гражданами Италии.
Из транспортной инфраструктуры в Ватикане существуют железнодорожная станция, принимающая в основном только грузы, и вертолетная площадка. Также в государстве имеются почтамт (ватиканская почта – одна из лучших в мире), супермаркет и аптека, основанная в 1874 г. Так как в Ватикане отсутствуют налоги, эта аптека является самой дешевой в Риме и самой загруженной в мире, однако в ней не продаются препараты, противоречащие католической вере (например, презервативы или средства, прерывающие беременность).
Флаг Ватикана является одним из двух квадратных флагов в мире (второй – флаг Швейцарии). На белой полосе изображены Папская тиара и Ключи Святого Петра (золотой ключ символизирует духовную власть, а серебряный – мирскую). Из современных атрибутов государства можно упомянуть интернет-домен, зарегистрированный за Ватиканом (.va).
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Базилика Святого Петра – это символическая «мать церквей» католического мира и одно из самых святых христианских мест. Это самый большой из христианских храмов, который может вместить 60 тыс. человек. Базилика считается местом захоронения Святого Петра – одного из двенадцати апостолов Иисуса, первого епископа Рима и, следовательно, первого из римских пап (могила Святого Петра находится под балдахином в центре храма).
Вопреки распространенному заблуждению Сан-Пьетро не является собором, поскольку не является местом пребывания епископа, и правильно называть его папская базилика (это одна из четырех или основная папская базилика в Риме). Это самое видное здание Ватикана, занимающее площадь в 2,3 га, его купол является доминирующей точкой римского горизонта.
Апостол Петр встретил свою мученическую смерть в 64 г. во время правления римского императора Нерона. Он был распят по собственной просьбе вниз головой, казнь состоялась в печально знаменитом цирке Нерона. По легенде Святой Петр был похоронен на кладбище, расположенном рядом с цирком на Ватиканском холме. Позже многие из первых римских пап и простых христиан были похоронены рядом с ним в римских катакомбах.
В 324 г. при римском императоре Константине I Великом на месте могилы Святого Петра, вокруг которой были раскиданы языческие мавзолеи и христианские захоронения, была заложена базилика в виде латинского креста. К концу XV в. старый храм обветшал и пришел в упадок, и по велению папы началась подготовка к возведению нового святилища (камни для будущего строительства свозились в том числе и из римского Колизея).
В 1505 г. старая базилика Константина была снесена, а в 1506 г. на её месте был заложен новый храм. Проект современной базилики Святого Петра в виде огромного греческого креста, увенчанного колоссальным куполом, зародился под впечатлением от римского Пантеона. Одним из методов, которые использовались для финансирования строительства базилики, была продажа индульгенций, придуманная влиятельным архиепископом Майнца Альбрехтом. Против этого возражал немецкий священник Мартин Лютер, чей спор с архиепископом стал одним из факторов начала Реформации и зарождения протестантства.
В 1513-20 г.г. над возведением базилики работал великий итальянский художник и архитектор Рафаэль. В 1527 г. Рим был разграблен войсками императора Священной Римской империи Карла V и строительство на время приостановилось. С 1547 г. над базиликой Святого Петра работал выдающийся Микеланджело, которому этот проект навязал папа Павел III. Он несколько изменил стиль строения и разработал проект купола (к моменту смерти Микеланджело в 1564 г. была закончена только основа, на которой крепится купол).
В 1585-90 г.г. уникальный сводчатый купол был закончен архитектором Джакомо делла Порта при содействии Доменико Фонтана, а при папе Клименте VIII на него был водружен крест. В его основание установили две шкатулки с фрагментом Животворящего креста, на котором был распят Иисус, и мощами апостола Андрея, брата Петра. В середине XVIII в. в куполе появились трещины, и его пришлось стянуть четырьмя железными цепями.
В феврале 1606 г. при папе Павле V начался снос оставшейся части старой базилики Константина, из которой в новый храм перенесли мраморный крест, две черные мраморные колонны, считающиеся крупнейшими в своем роде, несколько дверей и фресок, уцелевшие останки святых, гробы римских пап и другие христианские реликвии. В конце 1614 г. был закончен фасад новой базилики, увенчанный статуями Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (статуя Святого Петра расположена внутри базилики).
Фасад считается одной из слабых сторон дизайна базилики из-за некоторой своей незавершенности (по одному из проектов планировалось по обеим сторонам фасада возвести башни). За фасадом тянется портик, богато украшенный лепниной и позолотой. На его концах расположены конные статуи короля франков Карла Великого и римского императора Константина I.
18 ноября 1626 г. папа Урбан VIII торжественно освятил храм. Он же привлек к работам молодого архитектора Бернини, который украшал базилику последующие 50 лет. Назначенный преемником гениального Карло Мадерно в 1629 г., Бернини станет величайшим архитектором и скульптором барокко, создав в базилике Святого Петра такие шедевры, как балдахин, часовню Пресвятого таинства, несколько великолепных гробниц и статуй.
В 1950 г. под базиликой были найдены реальные останки Святого Петра, что стало кульминацией десяти лет археологических исследований. В базилике довольно мало картин, хотя некоторые из них, такие как «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, были покрыты мозаикой. Наиболее драгоценной картиной является небольшая икона Мадонны, перенесенная из старой базилики.
В базилике существует более ста гробниц, многие из которых находятся в Ватиканском гроте под алтарем. В их число входят гробницы 91-го папы, ученика апостола Иоанна Святого Игнатиуса Антиохского, императора Священной Римской империи Отто II, итальянского композитора Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, британского короля-католика Джеймса Френсиса Эдварда Стюарта и двоих его сыновей, польской принцессы и жены короля Джеймса Марии Клементины Собески, королевы Кристины Шведской и графини Матильды Тосканской.
Главный фасад, построенный в 1608-14 г.г. по проекту Карло Мадерно, имеет 116 м в длину и 53 м в высоту. Центральный балкон известен как «Лоджия Благословений» и используется для объявления нового папы или благословений папы городу и миру. По обеим сторонам фасада расположены часы (левые, установленные в 1931 г., имеют электрический механизм). За фасадом расположен портик, по бокам которого установлены конные статуи императора Константина I работы Бернини (1670 г.) и Карла Великого работы Корнаккини (1725 г.).
Одним из самых важных сокровищ базилики является расположенная над центральным входом мозаика Navicella. Она сделана по проекту великого итальянского художника и архитектора Джотто и изображает судно, символизирующее христианскую церковь. Из пяти порталов, ведущих в базилику, три содержат знаменитые двери. В центральном портале установлены бронзовые двери работы Аверулино (1455 г.), снятые со старой базилики.
Южная дверь («Дверь мертвых» или «Дверь смерти»), разработанная скульптором Манцу (XX в.), используется для выхода похоронных процессий. На ней изображены смерти Иисуса, Марии, Авеля, Иосифа, первого мученика Стефана, а также портреты пап Григория VIII и Иоанна XXIII, который стоит на коленях перед распятой фигурой Святого Петра.
Северная дверь («Священная дверь»), сделанная из бронзы в 1950 г., по традиции открывается только в юбилейные для христиан годы (последними из таких были 2000, 1983, 1975, 1950, 1933 и 1925 г.г.). Папа серебряным молотком сперва разбивает штукатурку, а по окончании празднеств серебряным мастерком замуровывает дверь. Тем, кто пройдет через «Священную дверь», прощаются все грехи, поэтому в юбилейные годы этот портал служит местом массового паломничества верующих со всего христианского мира.
За центральной дверью в полу видна круглая плита, на которой император Карл Великий стоял на коленях перед алтарем во время своей коронации в старой базилике. От входа по полу центрального нефа тянутся линии, символизирующие возраст других церквей по сравнению к католической.
На пилястрах опор центрального нефа расположены медальоны с рельефными изображениями первых 38-и пап. В нишах между пилястрами установлены статуи 39-и основателей монашеских орденов. В северо-западном (или переднем правом) углу нефа находится статуя сидящего на престоле Святого Петра (по одним оценкам XII в., по другим – V в.). Немного вытянутая нога апостола отполирована миллионами паломников, которые по традиции целуют или касаются её.
Папский алтарь венчает балдахин работы Бернини, созданный в 1624-33 г.г. по заказу папы Урбана VIII. Балдахин представляет собой павильон высотой 30 м, изготовленный из 927 т темной бронзы, снятой с крыши Пантеона (это крупнейшее в мире изделие из бронзы). Он стоит под куполом и как бы символизирует защиту Таинства (Святого Причастия).
Спиральные колонны увиты золотыми виноградными листьями (идея спиралей почерпнута из форм балдахина в старой базилике, а они, в свою очередь, – из описания храма Соломона в Иерусалиме). Золотое солнце и пчелы, изображенные на балдахине, символизируют союз мудрости Старого Завета Соломона с христианской мудростью Константина.
У подножия балдахина и алтаря находится подземная часовня Confessio (XVII в.), названая в честь исповеди Святого Петра и его мученической смерти на этом месте. Ниже часовни расположен склеп (так называемый Ватиканский грот), который содержит архитектурные фрагменты ранней церкви, гробницы многих пап, включая Иоанна Павла II, и могилу Святого Петра (стеклянная стена в конце склепа позволяет увидеть мощи под алтарем).
В нише склепа стоит небольшой серебряный сундук с тканями («плащами»), сотканными из шерсти овец, которых благословили на праздник Святой Агнессы (21 января). Эти ткани раздают патриархам и митрополитам в качестве напоминания о единстве христианской церкви. За сундуком на стене расположена мозаика VIII в., на которой изображен Христос, держащий в левой руке Библию. Она открыта на евангелии от Иоанна с надписью по латыни – «Я есть путь и истина и жизнь, тот, кто верует в Меня, будет жить».
Вокруг балдахина расположены четыре опоры, держащие купол. В нишах этих опор находятся статуи, символизирующие самые драгоценные реликвии, которые хранятся в базилике. Статуя Святого Лонгинуса посвящена Копью провидения, которым этот римский солдат пронзил Христа. Статуя Святой Вероники символизирует вуаль с чудотворным образом лика Христа, которой она вытерла лицо идущего на Голгофу Иисуса. Статуя Святой Елены, матери императора Константина I, посвящена фрагменту Животворящего креста, обнаруженного ею в Иерусалиме и привезенного в Константинополь. И, наконец, статуя Святого Андрея с диагональным крестом («Андреевский крест»), на котором он был распят, символизирует мощи этого апостола, брата Петра.
Статую Святого Лонгинуса, держащего в руке копье, сделал в 1639 г. Бернини. Сами реликвии хранятся в трибуне Святой Вероники и выставляются только во время Страстной недели (Ватикан не дает никаких официальных объяснений по поводу подлинности этих реликвий).
Балконы, расположенные над всеми четырьмя статуями, отделаны спиральными колонами IV в., сохранившимися от балдахина старой базилики императора Константина, и содержат рельефы с изображениями реликвий. Вдоль основания внутренней части купола тянется огромная надпись – «Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, Я дам тебе ключи от Царства Небесного».
На дальнем западном конце базилики расположена композиция Кафедра (или Трон) Святого Петра, созданная Бернини в 1666 г. По легенде дубовый стул апостола, позже заключенный Бернини в позолоченный бронзовый оклад, был подарен папе императором Священной римской империи Карлом Лысым из династии Каролингов на своей коронации в 875 г.
Бернини создал большой бронзовый престол, который поддерживают четыре бронзовые статуи отцов-основателей Церкви – справа от кафедры Святые Амвросий и Августин, представляющие Латинскую церковь, слева – Святые Афанасий и Иоанн Златоуст, представляющие Греческую церковь. Спереди кафедра украшена 18 бляшками из слоновой кости, которые были добавлены позже (они изображают 12 подвигов Геракла и шесть монстров).
Сзади над кафедрой расположена огромная композиция с желтым окном в центре, через которое струится «божественный свет». На окне изображен голубь, который символизирует Святого Духа, окруженный 12 лучами, которые, в свою очередь, обозначают апостолов. Кафедра Святого Петра была установлена на своем месте в январе 1666 г., справа от неё в нише расположен памятник папе Урбану VIII работы Бернини, слева – памятник папе Павлу III.
По обеим сторонам центрального нефа расположены боковые приделы – северный (или правый) и южный (или левый). Сразу справа от центрального входа находится великолепная часовня Pieta работы Микеланджело (1499 г.) со скульптурой Марии, держащей тело Иисуса после распятия. Молодость Марии символизирует её целомудрие и непорочность.
Это единственная работа Микеланджело, которую он не подписал, что вскоре породило слухи об ином авторстве скульптуры. Позже Микеланджело сожалел о вспышке своей гордости и все последующие работы обязательно подписывал. В мае 1972 г. религиозный психопат разбил статую молотком, а многие из посетителей унесли с собой отлетевшие куски. После реставрации уникальная статуя была защищена пуленепробиваемым стеклом.
Далее в правом приделе расположены памятник королеве Кристине Шведской, которая в 1654 г. отреклась от престола ради принятия католичества, часовня Святого Себастьяна, где захоронены папы Пий XI и Пий XII, часовня Пресвятого Таинства (или Причастия) работы Бернини (1674 г.), памятники папам Григорию XIII и Григорию XIV, расположенные возле алтаря Богоматери Помощницы, и алтарь с мощами Святой Петрониллы.
Внутри часовни Пресвятого Таинства находятся выполненные из позолоченной бронзы статуэтки Иисуса и двенадцати апостолов работы Бернини, окруженные двумя ангелами, которых добавили позже. В южном (левом) приделе находится часовня Колонны с алтарем Богоматери Колонной. Древний образ Богоматери, нанесенный на мраморную колонну, первоначально находился в центральном нефе старой базилики. В 1607 г. он был установлен на алтаре работы Джакомо делла Порта в обрамлении нескольких мраморных колонн.
В 1981 г. по велению папы Иоанна Павла II этот образ Богоматери был воспроизведен в виде мозаики на внешней стене Апостольского дворца перед площадью Святого Петра. Под алтарем находится саркофаг IV в., где покоятся останки пап Льва II, Льва III и Льва IV, а слева от главного алтаря в той же часовне расположен алтарь Святого Льва Великого (1653 г.).
Это единственный в базилике алтарь с мраморным барельефом, на котором изображена историческая встреча папы Льва с предводителем гуннов, непобедимым дотоле Аттилой (варвар собирается напасть на Рим, но Лев, которого на небесах поддерживает апостол Павел, переубеждает его). Святой Лев был первым папой, похороненным в старой базилике в V в.
Далее расположен открытый в 1819 г. памятник королевской семьи Стюартов, который знаменует собой место в находящемся внизу гроте, где погребены последние три члена династии (король Джеймс III, живший в Риме в изгнании, и его сыновья). Напротив памятника Стюартам находится гробница жены Джеймса – Марии Клементины Собеской (1739 г.). Она удостоилась чести быть захороненной в базилике за свою борьбу, посвященную католической вере (статуя изображает Ангела, держащего портрет умершей).
Также в южном приделе разместились часовня Представления (Введения в храм) Богородицы с могилами пап Бенедикта XV и Иоанна XXIII, могилы пап Пия X и Иннокентия VIII, большая часовня «Хоровая капелла» с алтарем Безупречной Девы Марии, могила папы Пия VIII, алтари Святого Томаса, Святого Иосифа и Распятие Святого Петра.
Тело папы Иоанна XXIII лежит за стеклянной витриной под алтарем Святого Иеронима возле статуи Святого Лонгинуса. Папа, умерший в 1963 г., был причислен к лику святых в 2000 г. (когда в 2001 г. его гроб был открыт, тело оказалось нетленным). Лицо и руки последнего из канонизированных пап Пия X покрыты серебром (он был известен своей оппозицией к модернизму, пропагандой образования и тем, что позволил детям принимать причастие).
На памятнике Бенедикту XV (1928 г.) папа изображен стоящим на коленях возле могилы времен Первой мировой войны, которую он охарактеризовал как «бесполезный погром» (гробница покрыта оливковыми ветвями, которые символизируют мир). На памятнике Пию VIII (1866 г.), который был заключен в 1808 г. за отказ присягнуть императору Наполеону, папа показан молящимся на коленях в окружении статуй Христа, сидящего на престоле, и Святых Петра и Павла, которые символизируют Разум и Справедливость (дверь, находящаяся под памятником Пию VIII, ведет в ризницу и музей папского казначейства).
В часовне Клементины мозаика воспроизводит картину, на которой изображено чудо, совершенное Святым Григорием. Под алтарем папы Григория Великого находится его гробница, которую можно увидеть через решетку. Мозаика на алтаре часовни Представления Богородицы показывает, как родители приводят молодую Марию в Иерусалимский храм.
В конце южного придела расположена одна из величайших гробниц барокко – гробница папы Александра VII работы Бернини (1671-78 г.г.). Папа изображен стоящим на коленях, а под ним изображены четыре женщины, символизирующие Истину (или Религию), Благотворительность, Разум и Справедливость. Нога Истины лежит на глобусе мира, а её большой палец пронзен шипом протестантской Англии. Внизу над дверью («Ворота смерти») расположена фигура самой Смерти в образе скелета с песочными часами в руках.
Слева у центрального входа в базилику находится баптистерий. В нем расположен интересный саркофаг IV в., крышка которого используется в качестве купели (ранее она накрывала гробницу императора Священной Римской империи Отто II в Ватиканском гроте).
На выходе из склепа в Северном дворе между базиликой и дворцом есть лестница, ведущая на купол. Путь наверх пролегает через галерею, расположенную под куполом, откуда видна центральная «площадь» базилики, верхняя часть балдахина и надписи вокруг купола. Далее из галереи по еще одной лестнице можно попасть на крышу (восточная сторона купола), откуда открывается великолепный вид на площадь Святого Петра.
И на последок для любителей статистики сообщим, что длина базилики Святого Петра составляет 220 м, ширина – 150 м, высота от тротуара до верхушки креста – 138 м, общая площадь – более 21 тыс. кв. м. Большой двойной купол, сделанный из кирпича, имеет более 42 м в диаметре и возвышается над полом на 120 м.
Площадь Святого Петра Перед фасадом базилики раскинулась площадь Святого Петра, созданная в 1656-67 г.г. по проекту Бернини. Она имеет 340 м в длину 240 м в ширину. По обеим сторонам лестницы, ведущей в базилику, расположены колоссальные статуи Святых Петра и Павла – покровителей Рима (они были заказаны папой Пием IX на Пасху 1847 г. чтоб заменить старые меньшие статуи).
В центре площади возвышается древнеегипетский обелиск XIII в. до н.э., первоначально привезенный в Рим Калигулой и установленный в печально известном цирке Нерона. Возле этого обелиска произошла казнь Святого Петра и ныне он почитается как «свидетель» смерти апостола. Обелиск имеет 25,5 м в высоту, а с постаментом и крестом на вершине – 40 м, его вес составляет 326,8 т (это второй по величине обелиск Рима). В сентябре 1586 г. по приказу папы Сикста V его установили на нынешнем месте (это перемещение заняло четыре месяца и, как утверждают, под страхом смерти было сделано в полном молчании).
Установка обелиска чуть не закончилась трагедией. От трения задымился канат, обрыв которого привел бы к значительным жертвам, но к счастью это увидел один из матросов. В благодарность за быстрое вмешательство его деревне была предоставлена привилегия поставлять базилике пальмовые листья, используемые на каждое Пальмовое (Вербное) воскресенье.
Бернини окружил площадь полукольцом колоннад, которые символизируют руки католической церкви, охватывающие весть мир (каждая колоннада имеет 93 м в длину и 20 м в высоту). По верху колоннад установлены 140 статуй святых, созданных несколькими архитекторами в 1662-1703 годах. В 1675 г. Бернини достроил второй, ныне левый фонтан к уже имевшемуся, который был установлен в 1613 г. по проекту Карло Мадерно.
Между обелиском и каждым из фонтанов находятся каменные круги. Если стоять на одной из этих точек, то с неё виден только один ряд колон на колоннадах. Ранее базилику окружало скопление старых зданий, но в настоящее время длинная и широкая Via della Conciliazione (улица Согласия), построенная в 1936-50 г.г. по приказу Муссолини, соединяет площадь Святого Петра с замком Святого Ангела. Площадь Святого Петра совместно патрулируют ватиканские и итальянские полицейские, остальная территория Ватикана охраняется собственными силами.
Апостольский дворец Апостольский (Папский или Священный) дворец, прилегающий к Базилике Святого Петра, является официальной резиденцией папы в Ватикане. Фактически это комплекс зданий, включающий в себя папские апартаменты, расположенные на верхнем этаже дворца, некоторые учреждения католической церкви, несколько часовен, Музеи Ватикана и Библиотеку Ватикана. В общей сложности во дворце насчитывается более тысячи комнат и залов, в том числе такие произведения искусства как «Залы Рафаэля» и «Сикстинская капелла».
Папские апартаменты находятся вокруг двора Сикста V на третьем этаже дворца. Они включают в себя 10 больших залов, в том числе личную часовню папы, спальню, столовую, гостиную, кухню и медицинский кабинет, а также помещения для немецких монахинь ордена бенедиктинцев, которые управляют домашним хозяйством папы. На крыше дворца разбит небольшой сад, хотя большую часть лета папа проводит в своей загородной резиденции.
Именно из окон дворца, украшенных фресками, папа, если находится в Риме, по воскресеньям приветствует и благословляет паломников, собравшихся на площади Святого Петра. Трое из четырех последних пап (Иоанн XXIII, Иоанн Павел I и Иоанн Павел II) умерли в папских апартаментах, и только Павел VI скончался в летней резиденции. После смерти Иоанна Павла II в 2005 г. папа Бенедикт XVI провел масштабный ремонт в апартаментах.
«Залы Рафаэля» находятся в открытой части папских апартаментов и включают в себя четыре комнаты (Зал Константина, Комната Элиодорус, Комната Сигнатуры и Комната «Пожар в Борго»), славящиеся фресками Рафаэля и его учеников. Первоначально эти помещения были жилыми комнатами Юлия II, который поручил в 1508 г. молодому Рафаэлю провести ремонт интерьеров. С его помощью папа стремился затмить апартаменты своего предшественника и соперника Александра VI, известные ныне как апартаменты Борджиа.
Первой Рафаэль расписал Комнату Сигнатуры, где находится одна из самых известных его работ – фреска «Афинская школа». После смерти Юлия II в 1513 г. папа Лев X продолжил реконструкцию. На картине «Переговоры Льва Великого с Аттилой» Рафаэль сначала изобразил папу Льва I с лицом своего покровителя Юлия II, но после его кончины изменил лицо так, что оно стало похоже на лицо нового папы Льва X (вот что значит коньюктура). После смерти Рафаэля в 1520 г. его ученики закончили фрески в Зале Константина.
Зал Клементина, расположенный в Апостольском дворце, был создан в XVII в. по заказу папы Клемента XIV в честь Клемента I, третьего преемника Святого Петра. Этот зал, покрытый ценными фресками, используется как одна из приемных папы, а также по скорбным поводам – после смерти очередного папы служит местом прощания близких с его телом.
В башне Иннокентия III, что находится в самой древней части Апостольского дворца, расположена часовня Никколина. Её расписали для папы Николая V великий итальянский художник Фра-Анджелико и его ученики, а большая часть прекрасных фресок посвящена сюжетам из жизни одних из первых христианских мучеников Святого Стефана и Святого Лаврентия.
Но наиболее известной часовней в Апостольском дворце является, безусловно, великолепная Сикстинская капелла (Sistina), украшенная работами гениев Ренессанса – Микеланджело, Рафаэля, Бернини и Боттичелли. Названа часовня по имени папы Сикста V, который в 1477-80 г.г. восстановил старую капеллу по подобию легендарного Первого Иерусалимского Храма Соломона из Ветхого завета, а в 1483 г. освятил обновленную часовню.
Одной из основных функций Сикстинской капеллы является проведение конклава – выборов коллегией кардиналов следующего папы. По этому случаю на крыше часовни устанавливают трубу. Если из неё пойдет белый дым, образовавшийся путем сжигания бюллетеней для голосования с добавлением химического красителя, то это значит, что новый папа избран. Если из трубы пойдет черный дым – кандидат не смог набрать более 2/3 голосов.
Мраморная перегородка (transenna), увенчанная богато украшенными подсвечниками, делит часовню на две части. Первоначально они были равными по площади, как для священников, так и для мирян, однако с ростом числа «слуг божьих» перегородку перенесли, уменьшив ту часть часовни, которая ранее предназначалась для паломников и горожан.
Центральный ярус стен был закончен в 1480 г. По заказу Сикста V великие художники эпохи Возрождения Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, Пинтуриккио, Синьорелли и Росселли создали серию фресок, на которых изобразили сцены из жизни Моисея (левая сторона) и Христа (правая сторона). Из этих фресок наиболее интересными являются «Наказание Кораха» Боттичелли и «Христос дает ключи от Царства Небесного Святому Петру» Перуджино.
Кроме своей бесспорной художественной ценности фреска «Христос дает ключи от Царства Небесного Святому Петру» также считается на конклавах хорошим предзнаменованием – тот кардинал, которого по жребию посадят под фреску, с большой вероятностью будет избран папой (именно так случилось с Клементом VII, Юлием II и Павлом III).
В нижнем ярусе стен находились очень богатые гобелены, разработанные в 1515 г. самим Рафаэлем. В 1527 г. часовня была разграблена взбунтовавшейся армией Священной Римской империи, которая захватила Рим и фактически положила конец римскому Возрождению. Как ни прискорбно, но больше всего в Сикстинской капелле пострадали гобелены Рафаэля, которые наемники либо украли, либо уничтожили для извлечения драгоценных металлов.
В верхней части стен изображены первые 32 папы. В 1508-12 г.г. под патронатом папы Юлия II великий Микеланджело расписал 1,1 тыс. кв. м потолка часовни, который до него был окрашен в виде неба. Микеланджело, который считал себя в первую очередь скульптором, а уж потом художником, неохотно принялся за работу. Сначала ему пришлось разрабатывать и создавать помост под потолком, который возвышается над полом на 20 м.
Микеланджело изобразил девять историй из Книги Бытия («Разделение Света и Тьмы», «Сотворение Солнца, Земли и Луны», «Разделение земли и воды», «Сотворение Адама», «Создание Евы», «Искушение и Изгнание из Эдемского сада», «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп», «Пьянство Ноя») и предков Христа. Его знаковое изображение руки Бога, дарующего жизнь Адаму в сцене «Сотворение Адама» является одним из самых тиражируемых в мире и может поспорить в этом контексте лишь с образом «Моны Лизы» да Винчи.
В 1537-41 г.г. Микеланджело по заказу Павла III написал свой знаменитый «Страшный суд», который считается его главным достижением в живописи. Работа охватывает всю стену позади алтаря, рассказывая о втором пришествии Христа и Апокалипсисе. Обилие обнаженных фигур на картине привело к тому, что часть священников развернула кампанию за уничтожение фрески (известную в истории как «кампания фиговых листков»).
Одного из придворных, критиковавших его работу, Микеланджело изобразил в нижнем правом углу картины судьей преисподни Миносом с ушами осла, чью наготу скрывают змеи, обвившие его тело. Когда придворный узнал себя и вновь пожаловался на художника папе, тот ответил, что его юрисдикция не распространяется на ад, и оставил все как есть.
Микеланджело так не нравилась работа над «Страшным судом», что он даже написал на картине подобие автопортрета – Святой Варфоломей в образе известного тогда сатирика Пьетро Аретино сдирает кожу с самого художника. А Христа он изобразил как солнце в центре вселенной, что тогда было ново (до него картины такого рода писали как бы слоями – ад внизу, земля посредине и небеса вверху). После смерти Микеланджело все гениталии на фреске были зарисованы в 1565 г. набедренными повязками и фиговыми листками. Художника, сделавшего это (Даниэле да Вольтерра), история помнит по унизительному прозвищу «художник трусов».
В 1980-99 г.г. фрески и другие части Сикстинской капеллы подверглись масштабной реставрации с применением самых современных на то время методов. Был снят толстый слой грязи и нагара от свеч, обновлены цвета красок, однако это не уберегло работу от замечаний многочисленных критиков. Из последних фильмов, в которых показана Сикстинская капелла, самыми яркими и запоминающимися были «Ангелы и демоны» и «2012».
Музеи Ватикана Музеи Ватикана относятся к числу крупнейших музеев мира. Огромное собрание ценнейших произведений искусств берет свое начало с одной мраморной статуи, которую папа Юлий II купил в 1506 г. и вскоре выставил на всеобщее обозрение. Тогда немногим было позволено любоваться сокровищами пап, а в 2008 г. музеи Ватикана посетили более 4,3 млн. человек.
Художественная галерея Пинакотека вначале размещалась в знаменитых апартаментах Борджиа, затем папа Пий XI велел построить для неё отдельное помещение. В Пинакотеке хранятся такие всемирно известные полотна, как «Преображение», «Мадонна», «Венчание святой Девы», «Благовещенье», «Рождество Христово», «Введение в храм Пресвятой Богородицы» и «Богословские добродетели» Рафаэля, «Святой Иероним» Леонардо да Винчи, «Снятие с креста» и «Положение во гроб» (или «Погребение Христа») Караваджо, «Мадонна с младенцем и святыми», «Воскресение» и «Рождество Христово» Перуджино, «Видение Святого Ромуальда» Сакки, «Легенда о Святом Николае» Фра-Анджелико, «Святой Себастьян» Тициана, «Святая Елена» Веронезе и множество других великолепных работ.
Апартаменты Борджиа в Апостольском дворце были созданы для личного пользования папы Александра VI (урожденный Родриго де Борджиа). В 1492-94 г.г. итальянский художник Пинтуриккио украсил пять комнат картинами и фресками, на которых постарался отметить якобы божественное происхождение семьи Борджиа, а шестую комнату доделал художник Перин дель Вага.
После смерти в 1503 г. Александра VI его апартаменты больше не использовались под жилье. В 1889 г. папа Лев XIII восстановил залы и открыл их для всеобщего обозрения. В настоящее время большая часть комнат используется для размещения Коллекции современного искусства, созданной в 1973 г. папой Павлом VI. Коллекция, занимающая 55 залов, в том числе апартаменты Борджиа на первом этаже дворца, включает в себя работы Гогена, Шагала, Кандинского, Родена, Ван Гога, Дали, Пикассо, Карра, Кирико и других художников.
Музеи скульптур включают в себя Двор Бельведера, музеи Пио-Клементино, Эджизиано, Шиарамонти и Грегориано Этруско. Разработанный великим Браманте в 1506 г., Двор Бельведера надолго стал для европейских архитекторов лучшим образцом Возрождения. Сам Браманте, умерший в 1514 г., не успел закончить свое грандиозное произведение, поэтому в течение веков двор был несколько раз существенно перестроен и безвозвратно изменен.
Строительство двора началось в 1484 г., в 1503 г. папой стал Юлий II, который вскоре перевез сюда свою растущую коллекцию римских скульптур. Жемчужиной, установленной во дворе, стала древнегреческая статуя Аполлона, получившего название Бельведерского. При папе Льве X здесь даже существовал зверинец, где жил всеобщий любимец – белый индийский слон Ханно, подаренный папе королем Португалии (слон умер в 1516 г. во время лечения запора от осложнений, вызванных слабительным, в котором использовалось даже золото).
В 1562-65 г.г. Пирро Лигорио закончил Двор Бельведера, после чего папа Пий IV широко отпраздновал здесь свадьбу своего племянника, установив по такому случаю даже карусель. Папа Сикст V несколько испортил единство двора, построив крыло для своей библиотеки (1585-90 г.г.). Отчасти он сделал это намеренно, чтобы придать некую светскость двору, который весь был уставлен коллекцией скульптур умершего в 1523 г. папы Адриана VI (Сикст V называл эти античные скульптуры «идолами» и считал их греховными).
Сейчас в старинных крыльях, окружающих по периметру великолепный Двор Бельведера, размещаются музеи и библиотека Ватикана. В огромной нише возвышается римская бронзовая Pigna («Шишка») I в., которая раньше украшала один из фонтанов Древнего Рима (сначала она была перенесена в старую базилику Святого Петра, а в XV в. установлена на свое нынешнее место во дворе). По обеим сторонам от «шишки» находятся два римских бронзовых павлина, привезенных сюда из мавзолея Адриана в замке Святого Ангела.
В 1990 г. в центре двора была установлена грандиозная скульптура итальянца Арнальдо Помодоро, состоящая из двух сфер, одна из которых находится внутри другой. Значений и подтекстов у скульптуры множество, но автор этих строк, попытавшийся раскрутить сферу вокруг своей оси, услышал от подбежавшего полицейского не совсем тот экскурс в историю, который он надеялся услышать в Ватикане. Под портиком Двора Бельведера размещаются древние саркофаги, алтари, купели и барельефы, а в нишах красуются великолепные статуи Аполлона Бельведерского, Лаокоона, Меркурия и Антиноя Бельведерского.
В музее Пио-Клементино, основанном папой Клементом XIV в 1771 г., первоначально содержались произведения античности и Возрождения. Преемник Клемента XIV Пий VI значительно пополнил коллекцию и сегодня в музее хранится одно из крупнейших в мире собраний греческих и римских статуй. Среди 54 залов музея следует выделить «Галерею Греческого креста», в которой хранятся саркофаги Святой Елены и Констанции – матери и дочери императора Константина Великого.
Также достойны вашего пристального внимания «Галерея Ротонда», сделанная в виде миниатюрного Пантеона (пол покрыт древней мозаикой, а по периметру размещены великолепные статуи, в том числе позолоченный бронзовый Геракл), «Галерея статуй» (здесь находятся знаменитые «Спящая Ариадна» и «Меандр», а также канделябра Барберини), «Галерея бюстов», «Кабинет масок» (названый так из-за мозаики на полу, найденной на вилле Адриана, которая изображает древние театральные маски), в котором вдоль стен установлены известные скульптуры, в том числе «Три грации», «Галерея муз», где расположены группа статуй Аполлона и девяти муз, а также статуи древнегреческих скульпторов, и «Галерея животных».
Музей Шиарамонти (Chiaramonti) назван в честь основавшего его в начале XIX в. Пия VII, чья фамилия до избрания папой была Шиарамонти. По сторонам большой арочной галереи выставлены статуи, саркофаги и фризы. В новом крыле Braccio Nuovo находятся известные статуи «Прима Порта Аугустус» и «Река Нил», в галерее Lapidaria собрана наибольшая в мире коллекция древних каменных плит, надгробий и надписей (более 3 тыс. экземпляров).
Музей Грегориано Этруско основан папой Григорием XIII в 1836 г. Он имеет восемь галерей и залов, заполненных вазами, саркофагами и бронзовыми изделиями древних этрусков. Музей Эджизиано (Egiziano), основанный папой Григорием XVI, содержит коллекцию древнеегипетских сокровищ, в том числе папирусы, мумии животных и знаменитую «Книгу мертвых».
Галерея карт длиной 120 м находится на западной стороне Двора Бельведера. Она содержит 40 фресок, созданных монахом и географом Игнацио Данти в 1580-83 г.г. по заказу папы Григория XIII, на которых изображены регионы Италии и виды наиболее важных городов. Кстати, почти такие же карты сделаны на потолке в офисе «Аккорд-Тур», так что если вы еще не настроились на поездку в Италию – добро пожаловать во Львов.
Среди других всемирно известных сокровищ, хранящихся в необъятных музеях Ватикана, можно назвать легендарный Папский престол из красного мрамора, который ранее находился в римской базилике Святого Иоанна Латеранского, саркофаг римского консула Луциуса Корнелиуса Сципиона Барбатуса со знаменитой эпитафией на нем (II в. до н.э.), римские раннехристианские саркофаг политика Юния Бассуса (IV в.) и Догматический саркофаг (IV в.), малахитовую вазу, подаренную папе последним российским царем Николаем II.
В последнее воскресенье каждого месяца музеи Ватикана открыты для публики бесплатно, однако это приводит к образованию многочасовых очередей. Да и в обычные дни попасть в музеи не так легко, особенно индивидуальным посетителям, ведь все-таки это Рим, где туристов всегда много. Поэтому если вы, прочитав этот краткий путеводитель, захотите воочию полюбоваться сокровищами Ватикана, воспользуйтесь такой возможностью с помощью групповых туров компании «Аккорд-Тур», которая, заранее побеспокоившись о вас, уже с вечера заняла очередь и сократила ваше ожидание до минимума.
Библиотека Ватикана Уже в раннюю эпоху римские папы стали собирать и хранить различные документы, которые являются теперь основной ценностью ватиканской библиотеки. В IV в. при папе Дамазе I в Латеранском дворце образовался солидный архив, с которым вплоть до папы Николая V (середина XV в.) обращались крайне небрежно, в результате чего многие документы исчезли или погибли.
В 1448 г. папа Николай V положил начало знаменитой Библиотеке Ватикана, объединив около 350 кодексов на греческом, латыни и иврите, унаследованных от своих предшественников, со своей коллекцией и обширными приобретениями, в том числе рукописями из императорской Библиотеки Константинополя. Официально Апостольская библиотека была создана в 1475 г., когда первый библиотекарь создал полный каталог книг и рукописей.
В 1481 г. в библиотеке хранилось уже более 3,5 тыс. ценнейших наименований. В 1587 г. папа Сикст V поручил архитектору Доменико Фонтана построить для библиотеки новое здание, которое используется и поныне. Книги в то время выставлялись на скамьях и были прикованы к ним цепями (ах как это знакомо бывшим советским гражданам по прикованным к автоматам с газировкой стаканам и привязанным веревочкой ручкам на почте).
В течение веков библиотека пополнялась за счет приобретений или получала ценные коллекции по завещаниям. Крупнейшими из таких пополнений были библиотека Палатин из Гейдельберга (1623 г.), рукописи герцогства Урбино (1657 г.) и библиотека королевы Кристины Шведской (1689 г.). Сегодня в Библиотеке Ватикана хранится 75 тыс. рукописей и свыше 1,1 млн. книг, включая около 8,5 тыс. инкунабул (книг, напечатанных в Европе до XVI в.).
Секретные архивы Ватикана, выделенные из Библиотеки в начале XVII в., насчитывают более 150 тыс. наименований (в том числе акты Святого Престола, государственные бумаги, бухгалтерские книги и личная переписка пап). Правда, в 1881 г. папа Лев XIII открыл эти архивы для исследователей, так что слово секретные в их названии означает лишь дань традиции. В 1980 г. для Библиотеки и архива было построено огромное хранилище с обширной подземной частью, оборудованной регулируемым микроклиматом.
Там хранятся такие ценные реликвии, как письмо папы Иоанна VIII правителю Моравского княжества (IX в.), в котором он рекомендует архиепископа Мефодия, одного из основоположников славянской письменности; рукопись устава ордена бенедиктинцев (XI в.), украшенная миниатюрами; письмо папы Павла III к Микеланджело, в котором говорится о том, что в качестве платы за его работу для церкви скульптор может распоряжаться дорожными пошлинами, взимаемыми по «пути от По до Плезанса»; письмо короля Англии Генриха VIII к папе Клемену VII с просьбой об аннулировании брака (получив отказ, монарх порвал с папством и назначил себя главой англиканской церкви).
Среди других наиболее известных рукописей и книг, хранящихся в Библиотеке, необходимо упомянуть «Ватиканский Виргилий» (V в.), «Римский Виргилий» (V в.), «Тайную историю» византийского ученого VI в. Прокопия Кесарийского, «Евангелие Барберини» (VIII в.), «Книги Карла» (VIII в.), «Свиток Джошуа» (X в.), «Ватиканский кодекс 1209 г.», «Хорватский молитвенник» (XIV в.). По распространенной легенде Ватиканская библиотека обладает крупнейшей в мире коллекцией порнографии, но специалисты не подтверждают этого (или стесняются об этом говорить, что тоже вероятно).
Другие достопримечательности Ватикана К Базилике Святого Петра примыкает Дом Святой Марты, построенный в 1996 г. по заказу папы Иоанна Павла II. Он используется как гостевой дом или резиденция кардиналов во время конклава. Этот дом построен на месте хосписа Святой Марты (Марфы), возведенного в 1891 г. по требованию папы Льва XIII во время эпидемии холеры. Во время Второй мировой войны здесь укрывались беженцы, местные евреи, а также послы тех стран, которые порвали дипломатические отношения с фашистской Италией.
Великолепные сады Ватикана занимают более половины территории государства (около 20 га) и окружены с севера, юга и запада древней каменой стеной. Созданные в эпоху Ренессанса и Барокко, они содержат на своей территории средневековые укрепления, участок леса , цветники и лужайки, украшенные фонтанами, скульптурами и искусственным гротом. Также среди садов расположены Губернаторский дворец Ватикана и Радио Ватикана.
Предание гласит, что земля в садах смешана с землей, привезенной с Голгофы Святой Еленой, чтобы символически объединить кровь Иисуса с прахом тысяч первых христиан, замученных во времена Нерона на Ватиканском холме. В средние века севернее Апостольского дворца были разбиты сады и виноградники. В 1279 г. папа Николай III, переехавший в Ватикан из Латеранского дворца, обнес эти угодья стеной. Повторно сад Николая III был облагорожен в начале XVI в. во время понтификата Юлия II по проекту Браманте.
Радио Ватикана было создано в 1931 г. при участии выдающегося итальянского изобретателя, лауреата Нобелевской премии Маркони. Сегодня Радио Ватикана, чьи главные передатчики расположены возле Рима, вещает на 47 языках. В 2009 г. на Радио Ватикана впервые прозвучала коммерческая реклама (ох уж этот кризис, и до Святого Престола докатился).
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Конечно же, в небольшом рассказе невозможно охватить кажущийся таким маленьким, но такой поистине огромный Ватикан, стены которого продолжают хранить множество тайн и загадок. А помогут вам если не раскрыть, то хотя бы прикоснуться к этим тайнам не книжные «Ангелы и демоны», а сотрудники компании «Аккорд-Тур».
1
2
3
4
5
6
7
8
Автор:Александр Фандюшин (Львов)
Дата нотатки: 14.10.2010 К-сть сторінок: 8
Туристична компанія Аккорд Тур ® 2008-2024 +380736303638