Художники Барбизона, создававшие преимущественно пейзажи, были предтечами импрессионистов и оказали огромное влияние на развитие пейзажной живописи в Европе. Характерной чертой «Барбизонской школы» стало обращение к реалистическому изображению природы, на которое французских художников вдохновили современная им английская пейзажная живопись Джона Констебла, Уильяма Тёрнера и Кроумса, а также нидерландские пейзажисты XVII в. (в первую очередь Мейндерт Хоббема и Якоб ван Рейсдаль).
Реализм «Барбизонской школы» сменил идеалистические пейзажные композиции классицизма, важное значение приобрели нюансы настроения и мгновенные впечатления «интимного пейзажа», близкие к импрессионизму. В отличие от классической живописи, выполнявшейся в ателье, художники из Барбизона писали сначала на пленэре («на открытом воздухе»), при естественном свете, а завершали свои произведения уже в ателье. Поскольку объединяющим художников звеном большей частью была не определённая цель, а отказ от академического классицизма, художественные техники художников «Барбизонской школы» довольно различны – от лёгких мягких мазков кисти Камиля Коро до густого и сочного импасто Жюля Дюпре. Самыми выдающимися представителями «Барбизонской школы» считаются её основатели Теодор Руссо, умерший в полюбившемся ему Барбизоне в 1867 г., и Жан-Франсуа Милле, а также основатель современного французского пейзажа Жюль Дюпре, гениальные художники Камиль Коро, Луи Каба, Шарль-Франсуа Добиньи, Анри Арпиньи, Шарль Жак, Жюль Бретон, Феликс Зим и Карл Бодмер.
В XIX столетии и ныне тихий Барбизон состоял лишь из одной улицы – Рю де Барбизон, насчитывавшей приблизительно 40 домов, вдоль которой пролегала железнодорожная линия (добраться сюда из Парижа на поезде можно было за полтора часа). Единственной гостиницей, в которой и останавливались художники, была «Auberge Ganne», находившаяся в середине улицы (сейчас здесь обустроен музей). Кроме того, в Барбизоне находится частный музей Жан-Франсуа Милле, где сохраняется богатое творческое наследие художника, а также работы Коро, Руссо, Констана Тройо и других мастеров кисти. Кстати, первым кинофильмом, в котором дебютировал 30-летний Луи де Фюнес, была картина «Барбизонское искушение» (1946 г.). Будущий великий комик сыграл в ней эпизодическую роль портье, тем самым положив начало своей блистательной кинокарьере.
|